Развитие читательской и естественнонаучной грамотности на уроках естественнонаучного цикла в рамках формирования функциональной грамотности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3 Тракторозаводского района Волгограда»
Сдобнова Светлана Дмитриевна,
учитель биологии и химии
Развитие читательской и естественнонаучной грамотности на уроках естественнонаучного цикла в рамках
формирования функциональной грамотности
«Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело»
К.Д. Ушинский
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально грамотных людей. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены следующие направления: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
На современном этапе работа учащихся с текстом рассматривается как важное средство формирования функциональной грамотности (читательской, естественнонаучной) и становится актуальной задачей школы. Так, выполнение текстовых заданий с целью оценки качества обучения применяется в биологии в контрольных измерительных материалах ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Эффективное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Формирование естественнонаучной грамотности предполагает использование текстов различного содержания. Умение работать с разными видами учебных текстов является одним из ключевых составляющих, обеспечивающих успешность учащегося в познавательной деятельности. Очевидно, что умение понимать текст, работать с информацией, интерпретировать ее и т.д. - это одновременно и цель, и средство, которое позволит осваивать предметное содержание.
Приметами нашего времени стала информатизация всех сфер жизни, в том числе и образовательного пространства. На учащихся обрушивается огромный поток самой разнообразной информации из разных источников. В новой информационной среде книга потеряла свою высокую ценность, на первое место вышли компьютерные технологии. Однако не стоит пренебрегать традиционными средствами обучения на бумажных носителях (учебниками и другими учебными книгами). Так, работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то часть его проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником и в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением различных средств наглядности.
Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Его достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания.
Чтение учебных текстов и выполнение заданий к ним на разных этапах урока способствуют формированию читательской и естественнонаучной грамотности у школьников. На уроках естественнонаучного цикла эффективно использование как научных, технических текстов, так и произведений художественной литературы.
Работа с текстом может быть использована на разных этапах урока.
При выведении темы урока:
Биология. Тема «Движение».
«Движенья нет» - сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Мудрее бы не мог он возразить.
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.» А.С.Пушкин
При постановке проблемы:
Биология. При изучении темы «Папоротникообразные» при постановке проблемы, а также при закреплении изученного материала эффективно использовать легенду о «цветке папоротника, который указывает, где зарыт клад».
Химия.
При изучении темы « Способы разделения смесей» можно использовать пример: предлагаю вам отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»: «баба Яга говорит Василисе:.. возьми из закрома мак, да очисти его от земли по зернышку». Предложите пути решения этой проблемы.
Дано: | смесь: мак + земля |
Проблема: | разделить (отделить мак от земли) |
Решение: | ? |
При изучении нового материала:
Работа с текстом и заполнение инструктивных карточек, составление или заполнение схем, таблиц позволяет выделять главное, структурировать материал, переводить из одной знаковой системы в другую.
Биология. Типы развития насекомых.
| С полным превращением | ? |
Количество стадий | ? | 3 |
Стадии | Яйцо | ? |
? | ? | |
? | ------ | |
? | Взрослое насекомое | |
Примеры | | |
Химия. «Чистые вещества и смеси»
Смеси- ______________________________________________________________________________
Примеры смесей: _____________________________________________________________________
Классификация смесей:
Примеры: _______________ ______________
При закреплении пройденного материала:
Химия. «Признаки химических реакций»
Прочитать текст. Определить тип явления. Обосновать (указать признаки).
Фотосинтез.
Фотосинтез — один из самых важных биологических процессов на Земле. В этом процессе световая энергия (солнечный свет) преобразуется в химическую энергию. Благодаря фотосинтезу живые организмы получают кислород, необходимый для дыхания, а сами растения создают органические вещества. Фотосинтез — процесс, при котором в клетках, содержащих хлорофилл, под действием энергии света образуются органические вещества из неорганических. При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ и воду, синтезирует органические вещества и выделяет кислород.
Физика. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Прочитайте небольшой отрывок, и объясните, почему так произошло.
«Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо над тем местом, над которым закричала, и где была твердая земля, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни…»
Почему лягушка упала в пруд, а не раньше, на дорогу?
Важным условием предметов естественнонаучного цикла является умение интегрировать знания со знаниями других предметных областей с целью формирования комплексного понимания у обучающихся научной картины мира.
Задача учителя – продемонстрировать школьникам значимость получаемых знаний, а также возможность применять эти знания в повседневной жизни. Кроме того, учитель должен помочь учащимся увидеть те взаимосвязи, которые соединяют разрозненные элементы знаний в одно целое.
Физика. Биология.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1) Для сохранения тепла в доме люди используют окна с двумя или тремя стеклопакетами.
2) В холодную погоду надо одеваться многослойно. Слой одежды, прилегающей к телу, должен быть из хлопка, второй — шерстяной, третий — ветрозащитный, влагонепроницаемый. Желательно, чтобы в верхней одежде был объёмный воротник, который дополнительно защитит шею и нижнюю часть лица.
3)Густой мех млекопитающих, перьевой и особенно пуховой покров птиц позволяют сохранять тепло и уменьшать теплоизлучение во внешнюю среду. Исключительно теплый зимний мех животных Заполярья позволяет им выживать в суровые холода.
Вопросы:
1)Назовите общий принцип сохранения тепла?
2)Какое физическое свойство используется?
3)Физическое свойство какого вещества используется в приведенных примерах? Ответ поясните.
Приведем пример комплексного задания на применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений, описанных в тексте.
Выпечка хлеба.
Для приготовления теста хлебопек смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто длительно месят и помещают на несколько часов в теплое место, чтобы начался процесс брожения. Ферменты, вырабатываемые дрожжами, являются катализаторами реакций брожения (наибольшая скорость реакции достигается при 35◦С, а при 40◦С реакция прекращается, так как дрожжевые грибки гибнут). На разрезе качественного хлеба, приготовленного из кислого теста, видно множество мелких отверстий. Это результат химических реакций, протекающих с выделением углекислого газа, воды (пара) и других газообразных продуктов. В реакциях участвуют молекулы крахмала и белков, которые разлагаются на более мелкие молекулы при температурах 70-80 oС.
В процессах созревания и выпечки теста образуются глюкоза, спирт, кислоты, газы и другие органические и неорганические вещества, создающие структуру и особый вкус, аромат хлеба.
Задание 1. При выпечке хлеба происходят различные физические и химические
процессы.
Установить соответствие между примером и процессом:
Пример | Процесс |
1) Прогревание теста. | 1) Химические процессы 2) Физические процессы |
Задание 2.
В процессе брожения при 25◦-35◦С тесто «подходит» – поднимается, увеличиваясь в объёме в 2-3 раза. Почему тесто поднимается?
Отметьте один верный вариант ответа.
А) Потому что в нём образуются более мелкие молекулы из белков и углеводов. | |
Б) Потому что размножаются дрожжевые грибки. | |
В) Потому что в тесте образуется углекислый газ. | |
Г) Потому что при брожении вода превращается в пар. | |
Задание 3.
Когда «подошедшее» тесто ставят в печь, его объём продолжает
значительно увеличиваться во время выпечки. Почему это происходит?
Таким образом, на уроках предметов естественнонаучного цикла есть много возможностей формирования читательской грамотности учащихся.
Взаимосвязь естественнонаучной и читательской грамотности является необходимым условием формирования функциональной грамотности, что позволяет связывать знания из различных учебных предметов в целостную научную картину мира, способствует достижению целей обучения в рамках предметов естественнонаучного цикла.