Развитие духовного мира школьника в учебно – воспитательном процессе
Развитие духовного мира школьника в учебно – воспитательном процессе.
( из опыта работы)
В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский писал: « Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной зубрёжке... хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, расти духовно». С этим, безусловно, нельзя не согласиться.
Но с каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми.
Отсутствие понятий, таких как: отличие простоты от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха, является пробелом в воспитании ребёнка. Именно учитель, в первую очередь, обращает на это внимание. Школе в большей степени решать проблемы духовного развития школьника.
Выполнению этой цели способствуют и уроки, и личностные качества педагога, и внеклассная работа.
Я остановлюсь на том, как решается эта проблема на уроках литературы в пятых - шестых классах и немного во внеурочное время.
Бесспорно, художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. Ушинский называл эти переживания « нравственными упражнениями», обогащающими читателя.
Каждое произведение - это урок жизни. Каждое из них помогает детям понять, что такое духовность, милосердие, человечность.
Я остановлюсь на некоторых из них. Так в пятом классе дети изучают стихотворение Яшина « Спешите делать добрые дела». Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, с темой урока.
Вот примерные отрывки: « Корова отдала нам всё, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо...» (Платонов « Корова»).
« Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка... Аккуратными рядами в ней лежали трубочки макарон...» (Распутин « Уроки французского») и др.
Дети делают вывод, что все эти произведения учат доброму отношению людей друг к другу, к окружающей нас среде. Одним из обязательных домашним заданием к таким урокам является подборка пословиц и поговорок о добрых делах.
( На добрый привет - добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро век не забудется и т. д.)
В своей творческой работе дети объясняют смысл пословицы, доказывают своё суждение, приводя аргументы из жизни.
Ребята находят или сочиняют стихи к уроку, рисуют к ним иллюстрации. ( Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает).
В анализе стихов обращаю внимание на следующие вопросы:
Над чем заставляет задуматься?
Чему учит?
Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? ( добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).
Основной мыслью пьесы-сказки Петрушевской «Два окошка», которую учитель должен донести до ребят, является то, что это произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. В последнее время всё чаще слышим, что общество утрачивает нравственность и духовность. Но мы должны убедить ребят в том, что какие бы невзгоды не проносились над родной землёй, нельзя мириться с тем, чтобы равнодушие и чёрствость побеждали. Подвожу детей к определению смысла пьесы: люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечности, безответственности и равнодушию.
« Как это прекрасно - спасти человека!» - восклицает Капитан в последней сцене.
Именно вера в человеческую, душевную доброту поможет детям жить и преодолевать жизненные невзгоды. Есть раздел в литературе и в 5-м, 6-м классах «Знакомство с Библией». Десять заповедей закона — это ведь естественные законы человеческой жизни.
Заканчивая работу над главами Ветхого завета, мы с ребятами составляем карту маяков. Я обращаюсь к ребятам с такими словами:
- Всего несколько уроков назад наш корабль « Знание», путешествующий по морям Литературии, причалил к берегам Ветхого завета. Земля впереди казалась малообитаемой, выжженной солнцем, пустынной. Теперь она ожила, наполнилась предметами и голосами. Сейчас мы с вами постараемся составить путеводную карту, на которой будет и Ноев ковчег, и развалины Вавилонской башни, и уголок Рая с древом жизни и древом Познания, и хижина Адама и Евы, и глиняные таблички закона. А рядом с каждым обозначением будет маяк.
А маяк Ветхого завета - это те уроки, которые в огромном, полном неожиданностей океане жизни, помогает человеку « не сбиться с курса».
- О чем предупреждают Маяки?
Жизнь - величайшая милость, дарованная человеку, и прожить её надо достойно.
Человек в жизни сам выбирает свою дорогу и отвечает за свои поступки.
Терпение Бога не безгранично . За недостойное поведение человек будет сурово наказан.
Знание языков (истории, культуры, быта других народов) объединяет людей - незнание ведёт к непониманию, вражде, взаимоуничтожению.
Десять заповедей — естественный закон существования любого человека на земле.
Развитию духовного мира школьника способствует воспитательная работа во внеурочное время. Это и уроки этикета, посещение выставок, музеев и т.д.
За два прошедших месяца мы с ребятами побывали в краеведческом музее, на экскурсии по улицам родного города, ходили в поход, где организовали костер дружбы «Давайте познакомимся». Ребята рассказывали о себе, пели вместе песни. Для учащихся начальной школы мы приготовили кукольный спектакль по сказке «Снег и Кисличка».
Незабываемой для ребят была поездка в Рязанский драматический театр, где они побывали впервые на сказке « Золушка».
Все они были в восторге от этой поездки. Затем я предложила написать сочинение, поделиться своими впечатлениями о спектакле и попросила ответить на вопрос: « За что вы любите Золушку?» Во всех сочинениях прежде всего ребята указывают на её душевные качества.
Так, вместе с проникновением во внутренний мир Золушки расцвечивается внутренний мир ребёнка, гуманизируются его чувства отзываться на добро, искренность и человечность. Это мы должны поддерживать и как можно дольше сохранять в ребёнке.
Сейчас у меня пятиклашки, и я прежде всего стараюсь учить их быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.
Закончить своё сообщение я хотела бы поэтическими строками моей землячки - поэта, художника и музыканта- Анастасии Нефедовой, которые часто зачитываю ребятам на уроках литературы и русского языка:
Одарить кого-то тёплым взглядом,
Протянуть кому-то лучик доброты.
Это ли не лучшая награда
В мире нашем, полном суеты...
4