Скоро в школу!
Развитие эмоционального аспекта школьной зрелости у детей подготовительной к школе группы
Аудиозапись произведения Д.Кабалевского "Лентяй"MP3 / 10.87 Мб
Презентация по терапевтической сказке М.Панфиловой "Ленивец"PPTX / 2.13 Мб
Цель: формирование положительного эмоционального отношения к школе, понимания зависимости результата от затраченного труда.
Задачи:
расширение представлений детей о школе и процессе обучения
формирование новой социальной позиции – внутренней позиции школьника
отреагирование отрицательных эмоциональных состояний и черт характера с помощью психогимнастики
развитие эмоционально-волевой сферы, самоконтроля и рефлексии
развитие коммуникативных навыков
повышение уверенности в себе
Методы и методики: сказкотерапия (по сказке М.Панфиловой), психогимнастика (по М.Чистяковой), музыкотерапия (по произведениям Д.Кабалевского), беседа-обсуждение, коммуникативное упражнение.
Оборудование и материалы:
Экран, презентация к сказке, видео «Три подружки»
Аудиозапись произведения Д.Кабалевского «Лентяй»
Большой пуф (маты, коврики)
Мешочек с камушками
Приветствие «Тихо-спокойно-громко»
– Поприветствуем друг друга, скажем вместе, дружно «Доброе утро!» сначала тихим голосом, потом громко и спокойно.
Работа по терапевтической сказке М.Панфиловой «Ленивец»
Презентация по сказке
В «Лесной школе» все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.
– До зимней спячки ещё далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, — говорила она.
– Я решил зря силы не тратить! — ответил ей Медвежонок.
– Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! — ласково произнесла Медведица.
– Не хочу больше учиться! Надоело мне! — проворчал Медвежонок. — Я думал, что это легко — быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!!
– Конечно, иногда хочется быстрых результатов, — вздохнула мама. — Но ведь хорошо быстро не бывает!..
– Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! — воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
– Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.
– Что это такое? — поинтересовался Медвежонок.
— Не что, а кто. Это зверёк, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролёт Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» — думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчёсывал шёрстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с тёмными зубами и неприятным запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!» — размышлял Ленивец.
Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Ленивец, поиграй с нами!» — кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожёвывал листья с дерева, на котором он висел. «Даже есть лень!» — удивлялся сам себе Ленивец.
Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.
Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете.
– Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медведица.
– Нет, не хочу! — твердо произнес Медвежонок. — Но можно я хоть отдохну немножко?
– Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!
– Хорошо, мама! Я так и сделаю! — ответил Медвежонок.
Обсуждение:
Ребята, скажите, что же помешало медвежонку учиться? (лень)
А у вас случалось такое, когда вам было лень что-либо делать?
Как вы справлялись с ленью?
А какие способы избавления от лени подсказала Медвежонку мама? (погулять на свежем воздухе, немножко поспать, часок отдохнуть)
Лень мешает жить интересно, мешает узнавать новое и хорошо учиться. Жизнь лентяя скучная и однообразная, лентяй всё время лежит на диване, он – лежебока.
Психогимнастика «Конкурс лентяев»
Чтение стихотворения:
Хоть и жарко, хоть и зной
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный –
Спит в своей норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Всё не слезть ему с кровати.
В. Викторов
– Я предлагаю вам изобразить ленивого барсука.
Дети ложатся на мат или коврик и, пока звучит песня Д.Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
Упражнение «Прогоним Лень»
– Постучим кулачками и пятками по ковру со словами «Уходи лень, уходи!»
Психогимнастика «Три характера»
– Ребята, у лентяев – ленивый характер, они часто жалуются, что они устали, что им тяжело, трудно, поэтому они лежат целыми днями на диванчике и ничего полезного не делают.
Труд – трудно. Кто боится трудностей, тот и становится лентяем!
– А кто такие Злюки, как вы думаете?
Это дети, которых всё раздражает, они часто злятся и недовольны всем.
– А кто такие Плаксы?
Это дети, которые чуть что – плачут, их легко обидеть, у них часто плохое настроение, они капризны, плаксивы.
– А кто такие Резвушки?
Это подвижные дети или резвые, которые не сидят на одном месте, а бегают, весело скачут.
– Злюки – злые, раздражительные по характеру, Плаксы – плаксивые, капризные, Резвушки – подвижные, весёлые. Разные характеры можно передать с помощью музыки, движений и выражений лица. Посмотрите на экран.
Просмотр видео «Три подружки» пьесы Д. Кабалевского, фото детей.
– А сейчас я предлагаю вам изобразить Злюку, Плаксу и Резвушку под музыку с помощью движений и мимики.
Коммуникативное упражнение «Ваню в школу провожать – надо нам наколдовать»
– А сейчас я предлагаю вам превратиться в волшебников и немного поколдовать. Встаём в один большой круг. Один ребёнок садится на «пуф волшебства» в центре. Все вытянули руки и обратили к нему свои ладошки. Наше заклинание: «… имя в школу провожать – надо нам наколдовать» Что мы наколдуем для…имя ребёнка? Например, хорошо учиться, не лениться, а трудиться, справляться с трудностями, верить в свои силы, найти новых друзей, добрую учительницу.
Такое «колдовство» повторяется с каждым участником.
Беседа-обсуждение «Какой характер у примерного ученика?»
Возможные ответы детей: умный, любознательный, внимательный, добросовестный, трудолюбивый, усидчивый, настойчивый, целеустремленный, ответственный и т.д.
Заключение «Маленькие сюрпризы»
– Ребята, у меня для вас есть маленькие сюрпризы. Это мешочек с камешками. Камешки – это ваши помощники в школе. Если вы возьмёте камешек в руки и скажете: «У меня всё получится» - он вам обязательно поможет, придаст силы и веру в себя. И ещё он вам поможет найти хороших друзей-одноклассников.