«Развитие эмоционального интеллекта у детей младше школьного возраста из замещающих семей»

1
0
Материал опубликован 14 October 2020 в группе



t1602630577aa.gift1602630577ab.jpg



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

г. Магадан



t1602630577ac.jpg



Проект на тему

«Развитие эмоционального интеллекта у детей младше школьного возраста

из замещающих семей»











Авторы проекта: Бордюг Людмила

Давыдкина Алёна

Руководитель проекта: Хамлова Кристина Витальевна,

Педагог-психолог





Оглавление


Аннотация проекта

Теоретическая часть проекта

Практическая часть проекта

Выводы

Список литературы

Приложения


































Аннотация проекта

Актуальность: в наше время очень многие дети не могут разобраться в своих эмоциях, позже это может перерасти в серьезные последствия и неспособность человека приспособиться к обществу.

Тип проекта: практико - социальный

Цель проекта: помочь детям разобраться в себе и своих внутренних переживаниях и эмоциях.

Задача проекта: провести с детьми занятия по развитию их эмоциональной сферы.

Проблемные вопросы:

какие эмоции чаще всего чувствуют дети?

как развитие эмоциональной сферы поможет ребенку в будущем?

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 7- 11 лет

План действий по реализации проекта:

Определение проблемы и цели проекта.

Поиск теоретической и практической информации.

Встреча с администрацией школы по реализации практической части проекта.

Проведение исследования (контрольная группа).

Проведение исследования с группой детей из замещающих семей (экспериментальная группа).

Анализ полученных результатов исследования.

Подведение итогов проекта.








Теоретическая часть

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки. Естественно, поведение взрослых может как ускорить, так и затормозить эмоциональное развитие ребенка.

Эмоции – особый вид психических состояний человека, он сопровождается в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств, сопровождает все психические процессы и состояния.

Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Дети склонны переживать эмоции на основе подражания, что характеризует такие особенности: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Особенности младшего школьного возраста:

Импульсивность.

Общая недостаточность воли.

Эмоциональность.

Коллективная общественная деятельность.

Особенности детей из замещающих семей:

Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, имеют целый ряд личностных особенностей, в частности, они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. 

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

После того, когда ребенок попадает в семью проблемы не уходят. Не все дети с рождения попадают в детский дом, есть кого отдали в возрасте и 2-3 лет и при этом ребенок попал в замещающую семью уже лет в 6, кажется, что вроде всего пару лет он жил в детском дома, но при этом нехватка тепла, любви, опеки со стороны взрослых очень сказывается на его развитии. Та как именно в дошкольном возрасте происходит формирование всех психологических функций.

Ранний детский опыт ребенка-сироты формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — «утрату базового доверия к миру», которая проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.

Эмоциональная недостаточность.

Пренебрежение.

Институциональное воспитание:

- обеспечен всем необходимым, но все появляется само собой (еда в столовой, чистое белье, новое стекло взамен разбитого. Откуда берется. Что нужно сделать – р.не знает. Р.не имеет право отвечать за кого-то слабого (маленького брата или животное).

- время от времени приезжают люди, одаривают подарками. Р.приходит к выводу: «мне все должны». Дети рассматривают подаренные мобильники: «Это-отстой, старая модель». --- «У меня в детстве ничего не было, мне все задолжали». Годами копится обида на судьбу, растет зависть к более благополучным людям, которые легко перерастают в агрессию.

- в ДД все распределяют поровну, по нормам. Нет возможности, как у домашнего, наесться конфет именно сегодня, потому что как-то грустно. Очень хочется розовую тетрадку, а не зеленую. Как добыть желаемое? Либо выпросить, либо отнять, либо украсть. Не потому что плохой, а потому. Что по-другому его индивид.желания выполнены быть не могут.

- В ДД ребенок постоянно живет в группе сверстников. Взрослые приходят и уходят, настоящая «семья» - это ребята из его группы. В рез-те р.не имеет возможности освоить роль ребенка. Норма: роль р.в семье состоит в том, чтобы слушаться старших, обращаться к ним за помощью, помогать им, подлизываться, клянчить конфеты, препираться, ждать поцелуя перед сном и т.д. У детей из ДД нет возможности научиться быть ребенком. Именно поэтому очень тяжело дается период адаптации в семье.

- Р. Из ДД не знает элементарных вещей: как самому приготовить еду, как ухаживать за одеждой. Как растить и воспитывать детей. Не знаком с понятиями «дожить до зарплаты», «отложить на отпуск», «заплатить за квартиру» и т.п.

Практическая часть проекта

Цель: выявить уровень эмоционального состояния у детей из замещающих семей.

В исследовании приняли участие две группы детей:

Группа 1. Дети из обычных семей, учащиеся общеобразовательной школы (учащиеся 3го класса). Количество – 21 человек.

Группа 2. Дети из замещающих семей (7-11 лет). Количество – 10 человек.

Детям каждой группы предлагалось выполнить два задания:

«Нарисуйте, пожалуйста, эмоцию, которую Вы используете чаще всего».

«Нарисуйте, пожалуйста, эмоцию противоположную той, которую вы нарисовали».

Примеры детских работ см. Приложение 1 (Группа 1), Приложение 2 (группа 2)

Результаты исследования

Таблица 1

Результаты по первому вопросу

Эмоции

Контрольная группа

Дети из замещающих семей

Радость

90 %

40 %

Грусть

0

30 %

Гнев

0

0

Испуг

10 %

0

Спокойствие

0

30 %


Таблица 2

Результаты по второму вопросу

Эмоции

Контрольная группа

Дети из замещающих семей

Радость

0

55 %

Грусть

62%

0

Гнев

24 %

30 %

Испуг

14 %

15 %

Спокойствие

0

0


Выводы

Плюсы взаимодействия детей с детьми.

1. Возможность научить ребёнка чему-то новому, используя личный опыт.

2. Возможность проявлять творческие навыки на занятиях с детьми .

3. Приобретение навыков при взаимоотношении с детьми.

Продукт проекта: дальнейшая подготовка и проведение развивающих занятий с детьми из замещающих семей













Список литературы


Волосова Е.Развитие эмоций у детей.// Дошкольное воспитание № 11. 2000г. – С.57-59.

Выготская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Психологический журнал №4. 2006. С. 55-63.

Выготский Л.С. Воспитание чувства. // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 301 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.




















Приложение 1

Примеры детских работ (Группа 1)

Ответ на 1й вопрос

Ответ на 1й вопрос

t1602630577ad.gif

t1602630577ae.gif



t1602630577af.png

t1602630577ag.gif







Приложение 2

Примеры детских работ (Группа 2)

Ответ на 1й вопрос

Ответ на 1й вопрос


t1602630577ah.jpg

t1602630577ai.gif

t1602630577aj.jpg

t1602630577ak.jpg

t1602630577al.jpg

t1602630577am.jpg












12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации