Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
Бахарева Юлия Сергеевна, музыкальный руководитель первой категории,
Гудкова Ярослава Валериевна музыкальный руководитель высшей категории
МБУ «Школа № 86» СП детский сад «Веста»
Мы работаем музыкальными руководителями детского сада, который наряду с нормально развивающимися сверстниками, посещают дети с проблемами в развитии (ОВЗ).
Организация образовательного процесса является интегрированной, т. е. в условиях детского сада дети обучаются совместно.
Специфика работы на музыкальных занятиях с детьми ТНР:
Цель:1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью.
2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.
3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.
Специфика работы на музыкальных занятиях с детьми ЗПР
Цель:1. Привлечь внимание детей, активизировать психические функции.
2. Способствовать развитию эмоционально - волевой сферы.
3. Использование в большей степени наглядно-слуховых и наглядно-зрительных приемов.
4. Развитие общей моторики.
Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Наша задача - воздействовать приемами музыкального искусства на компенсационные возможности детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Мы используем музыкальную деятельность как способ развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эмоций является одним из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют семья, детский сад, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на него.
Анализ социального паспорта групп показал 57% детей из семей «группы риска». Данные депривационные условия влияют на весь ход психического и физического развития и негативно сказываются на формировании эмоциональной сферы ребенка.
Существует ряд специфических психопатологических особенностей, характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся:
примитивность эмоций;
сниженный интерес к предметам и явлениям;
повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, недоброжелательности к окружающим;
двигательная расторможенность;
сниженный уровень самоконтроля;
негативизм и упрямство;
проявление жестокости.
Наряду с активными реакциями протеста наблюдаются пассивные реакции, когда ребенок становится малоактивным, избегает контактов с окружающими, не отвечает на вопросы, стремится к уединению, отказывается от игр, коллективных видов деятельности.
Музыкальные занятия являются психокоррекционным средством, способствующим преодолению неадекватных форм поведения, связанных с эмоциональной депривацией ребенка с проблемами в развитии.
На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями и есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий - он делает то, что ему нравится.
Занятия музыкой с "особыми" детьми - это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети. В такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Задачами коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей на музыкальных занятиях являются:
формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия;
развитие уверенности в себе и самоутверждения.
В течение нескольких лет мы посещали семинары «Музыкальное и танцевальное образование: Орф - Шульверк». Музыкальное воспитание именно в рамках этой педагогической концепции с наибольшей успешностью, с наибольшей результативностью компенсирует нарушения эмоционального сферы детей с проблемами в развитии.
Методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии.
У детей повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Коррекционная работа способствует не только исправлению недостатков в развитии, но и оздоровлению всего организма ребенка, способствуя его полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Для решения поставленных задач, учитывая особенности психофизического развития детей, мы используем особые организационные формы, методы музыкального воспитания которые базируются на некоторых принципах педагогической концепции Карла Орфа:
«Идти от ребенка», стараться понять, что же в данный момент жизни интересно и значимо для него. Эта позиция позволяет нам быть всегда интересными для детей. Мы наблюдаем, как «размытый», безжизненный взгляд детей, которые только приходят на наши занятия, не сразу, но постепенно, наполняется смыслом, интересом, жизнью.
«Понять можно только то, что пропустил через свое тело» - эта мысль представлена на семинарах всех Орф-педагогов и, как нельзя лучше, подходит для занятий с детьми с отклонениями в развитии. Движения (это не только танцы или музыкально-ритмические упражнения) используются во всех видах музыкальной деятельности, даже слушание музыки происходит не пассивно, а с передачей характера музыки движениями. Эмоциональный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как уже говорилось выше, узок, ограничен, слабо дифференцирован и недостаточно осознан. Ребенок не всегда может понять внутреннее состояние, переживание другого человека, в том числе музыкального произведения. Эмоционально откликаться на музыку различного характера, сопереживать или радоваться, понимать ее жизненное содержание помогают движения. В движениях дети подмечают главное, что несет в себе музыкальное произведение. Грустную, печальную, нежную песню дети передают плавными движениями, покачиваниями, кружением. Когда звучит подвижная ритмическая музыка, дети начинают прыгать, хлопать в ладоши, топать ногами. Безотчетная радость заражает ребенка, способствует обогащению чувств и развитию положительных эмоций, которые они выражают движением. Через движения происходит разрядка негативных эмоциональных состояний, при удовлетворении эмоций исчезает зажатость, закомплексованность.
Третий принцип – активная самостоятельная деятельность ребенка. Во всех видах музыкальной деятельности (игра на ДМИ, музыкально-ритмическая деятельность, пение, речевое музицирование, звучащие жесты) мы предлагаем ребенку (сначала одному, потом другому) самому выступать в роли ведущего: ты делаешь, мы за тобой повторяем, педагог лишь помогает в трудной ситуации, когда ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, но так, чтобы другие дети не заметили. «Сыграй, станцуй, как ты хочешь, а мы за тобой будем повторять», - эти простые слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир свободы, уверенности в себе. Это повышает уровень самоконтроля и самооценки, вызывает положительные эмоции и чувство удовлетворения (я сам, я могу). Возможность быть принятым без всяких условий (хорошо придумал или просто повторил) позволяет ребенку раскрепоститься, быть самим собой.
Элементы системы Карла Орфа гармонично вплетаются в структуру занятий через различные виды музыкальных игр:
Звучащие жесты,– это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой.
Например, «Веселые палочки». Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.
Речевые игры, это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки.
Ритмическая разминка, - взаимодействие педагога и детей в движении с увеличением и замедлением темпа, воспроизведение заданного ритмического рисунка.
Речевая диалогическая игра, - для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.
Например, Игра «Эхо» - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов. Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.
Игровая песня, - дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. Затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь персонажа. Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.
Двигательно-активная игра, - учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в сочетании с элементами подвижной игры.
Например, Игра «Солнечный зайчик» Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.
Инструментально-исполнительская игра – сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных музыкальных инструментов согласно поднятой карточке (слайда) с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др. Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.
Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира.
Дети играют, не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!
В результате проведения музыкальных занятий по системе Карла Орфа, произошло снижение таких отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, как негативизм и упрямство, агрессивность по отношению к окружающим, двигательная расторможенность, грубое нарушение самооценки. Малыши лучше общаются со сверстниками.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам, развивается творческое начало ребенка.
Податливый материал для занятий - детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми - побуждают детей фантазировать, сочинять и импровизировать.
Очень нравятся детям хороводы или игровые песни. Они помогают скоординировать пение с движением, воспитывают у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.
В практике часто используем игру со словом, ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.
В качестве иллюстрации положительных результатов музыкального воспитания приведем некоторые примеры наблюдений воспитателей групп:
Надежда С. за время обучения поведение девочки полностью нормализовалось. В настоящее время истерические проявления встречаются редко и носят сглаженный характер, Надя стала добра, заботлива, ласкова к близким людям. Занятия музыкой помогли сократить до минимума число конфликтов в коллективе.
Никита И. за период обучения состояние мальчика стойко компенсировалось. Поведение эмоционально окрашено, реакции адекватные. Несмотря на гиперактивность, достаточно самокритичен, контактен. Реагирование Никиты на конфликтные ситуации носит сглаженный характер. Исчезла прежняя агрессивность, жестокость. Занятия музыкой помогли полностью адаптироваться в коллективе.
Для Вани Р., плохо говорящего ребенка, музыкальные занятия являются своеобразным лекарством, снимающим у него напряжение через подражание поющим детям и музыкальному руководителю и позволяют совершенствовать речевые возможности в процессе пения. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.
Оля К., В настоящее время лучше усваивает познавательный материал на других занятиях, совершенствуется общая и мелкая моторика, с хорошим эмоциональным настроем взаимодействует с детьми в группе.
Литература:
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Музыкальное воспитание: Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2015.
Бедретдинова С. М, Из опыта работы на уроках музыки во вспомогательной школе. Дефектология. – 2016.- № 3.
Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. Пер. с англ. Е. Ботневой – М.: Классика XXI, 2015.
Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2016.
Жилин В.А. Орф-Шульверк. Русские народные песни и танцы. Для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. – М.: Эм-Пи-Ай.
Орф К. Музыка для детей: русская версия. Т.1. – М.
Потехина Т. Е. Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения. – Новосибирск, 2015.
Шпиц Р. А. Поведение депривированных детей. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия под редакцией В.С. Мухиной. – М.,