Материал на проверке

Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность

0
0
Материал опубликован 20 February

Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.

А. Дистервег

С чего начинается исследование? С удивления…

Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Одна из важнейших задач педагога в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Перечислим их:

постановка проблемы;

изучение теории, посвященной данной проблематике;

овладение методикой исследования;

сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

собственные выводы и их сравнение с литературными данными;

создание конечного продукта исследования.

Главной целью педагога в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;

развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;

развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;

Пути достижения целей:

знакомство учащихся с методами научного познания;

реализация принципов педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения при организации учебно-воспитательного процесса.

организация коллективных и индивидуально-групповых исследований на занятии;

разработка системы домашних заданий исследовательского и творческого характера;

развитие научного сотрудничества со специалистами, учеными.

Исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Первой стадией исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений. К исследовательским обычно относят умения:

видеть противоречия

устанавливать предмет и объект исследования

формулировать проблему, цель и задачи исследования

самостоятельно планировать деятельность по этапам

оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

собирать и анализировать информацию

использовать общенаучные и частнонаучные методы

оформить результаты творческих достижений

обосновывать собственную точку зрения

оценивать свою деятельность, рефлексировать

Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, в результате которой осуществляется процесс познания мира, своего “я” и себя в этом меняющемся мире.

Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы.

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

выбора темы исследования, постановка проблемы

способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

постановка целей и задач исследования

умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

знакомство с литературой ( книги, архивы, СМИ, Интернет)

собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

выбор методов исследования, планирование эксперимента

объективность, логичность и абстрактность мышления;

проведение исследований

трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

формулирование выводов

умение кратко и логично излагать мысли

оформление отчета и презентации исследования

умение оформить результаты достижений, творческий подход

защита исследовательской работы

ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность,

Обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например: наши первые работы были небольшие творческие проекты реферативного характера, затем пошли творческие проекты с элементами исследования, ну и следующий этап, это исследовательские работы, где от ребенка требуется умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. Одну из таких исследовательских работ хотелось бы предложить вашему вниманию.

Тема исследовательской работы: «Сувенирные куклы». Девочки определили проблему, предмет исследования, объект исследования.

Работа носит как теоретическое исследование - это анализ истории появления куклы в культуре человечества. Прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что подробно описывается весь процесс создания сувенирных кукол с использованием различных материалов и традиций северного костюма, что позволит сохранению и развитию этнокультурных традиций малочисленных народностей Севера.

При написании работы были использованы: статьи из газеты «Заполярный вестник», журналов «Северные просторы», «Мир Севера», альбомов «Орнаменты. Долганы, ненцы, нганасаны», «Ардай», книги «Куклы» и т.д.

Цель исследовательской работы:

Создание сувенирных кукол, с использованием различных материалов.

Задачи:

изучить историю происхождения отдельных видов народных кукол;

уметь создавать разные виды кукол, применяя определенную технологию изготовления;

изучить и применять на практике в одежде кукол элементы народного костюма в местных национальных традициях

Свое исследование девочки начали с анкетирование жителей Кайеркана, чтобы узнать какую роль играла кукла в их жизни. В частности они выяснили На вопрос анкеты: «В какие игры вы играли с куклой в детстве?», мы получали такие ответы: оказывается, девочки разных поколений играли в одинаковые игры: «Дочки-матери», «Праздник с куклой», «Больница», «Магазин», «Школа», «Семья», «Ателье», «Парикмахерская», «Садик», «Модель», «Театр».

Далее девочки анализируют историю эволюции куклы у разных народов. Например, Самая древняя функция кукол, - ритуальная., куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Брать в руки таких кукол дозволялось только старейшинам рода.

Каким же образом культовые предметы стали игрушками, дарящими радость детям? И раскрывают эту часть работы.

Тем не менее, приобретя новую функцию детской игрушки, куклы продолжали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов. Например, в Древнем Египте фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина. Поколение сменяло поколение, уходили в прошлое эпохи, унося в небытие распри и потрясения, а куклы продолжали жить рядом с человеком. Далее раскрывается история развития кукольного народа в разных странах. Подробно останавливаются на традиционных куклах народов Таймыра. Например куклы изготавливали из разного материала: сены, соломы, кусочков тканей, носовых платков, клювиков, косточек, золы Что было под рукой.

В следующем разделе учащиеся анализируют современное состояние кукольного искусства. Далее идет экспериментальная часть работы. Учащиеся предлагают куклы собственного изготовления.

В выводах в частности отмечают: Самостоятельная работа над изготовлением кукол развивает творческое воображение, фантазию, помогает приобретению навыков шитья, вязания и усидчивости. Куклы получились достаточно интересные, красивые, необычные, доступны в технике исполнения, и имеет небольшие материальные затраты.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся т.о.: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни (52% респондентов);

работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);

в процессе исследовательской деятельности я общалась с интересными людьми, приобрела друзей, участвовала в научных конференциях (13%);

в процессе научного исследования я поняла, как важно много знать, как много надо читать (43%).

Это не может не радовать. Кто еще сомневается заниматься исследовательской работой или нет не бойтесь экспериментировать, пробовать. Удачи вам.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.