12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнакова Кристина Вячеславовна17
Россия, Иркутская обл., Иркутск
2

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ


На современном этапе развития общества происходят достаточно значимые социальные и экономические преобразования, требующие от человека развитых коммуникативных навыков. Все больше в последнее время обращают внимание на умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, выражать свои мысли, эмоции и чувства, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, то есть на коммуникативную компетентность как составляющую успешной социализации личности в обществе. В современном обществе детям все менее доступно свободное общение со сверстниками. Детей в семье редко специально обучают, показывают, как правильно, как эффективно общаться со сверстниками, на какие нормы и ценности общения ориентироваться. Практика показывает, что наибольшие трудности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможности осуществлять совместную деятельность, несформированности ценностных ориентаций. Тревожным сигналом является и тот факт, что большое количество дошкольников реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. Исследования показывают, что 40 % современных дошкольников на вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» отвечают, что предпочитают компьютерные игры. В связи с этим одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие. Результатом такого развития является коммуникативная компетентность в общении детей с взрослыми и со сверстниками.

Одним из первых ученых в России, который использовал понятие коммуникативной компетентности в области социальной психологии, стал А. А. Бодалев. Он рассматривал этот термин как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний, умений и навыков. Под коммуникативной компетентностью Ю. Н. Емельянов понимает «уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе». Вообще, коммуникативная компетентность – категория, которая является предметом исследований, как психологов, так и педагогов. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин считали общение важным условием в развитии ребенка, а также главной причиной в формировании личности, главным образом в жизнедеятельности человека, сосредоточенном на изучении и оценивании себя в процессе взаимодействия с разными людьми. Психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности раскрываются в исследованиях Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жуковой,Т.А. Кривченко, Е.А. Лещинской, О.И. Муравьевой, В.М. Пахарева, Л.А.Петровской, где описывают, что развитие коммуникативной компетентности особо значимо в период дошкольного возраста, ведь именно на данном возрастном этапе социальное окружение ребенка расширяется. Для ребенка актуальным становится взаимодействие не только с близкими, но и с другими детьми, сверстниками. Хузеева Г.Р. выделяет три формы выражения коммуникативной компетентности. А именно способы ее проявления. Во-первых, это ситуация для достижения своих собственных целей общения: когда ребенок что-то просит, узнает, договаривается. Это взаимодействие между детьми, когда ни одни из них не испытывает отрицательного отношения друг к другу. Когда каждый учитывает личностные особенности другого ребенка. Во-вторых, коммуникативная компетентность проявляется в ситуациях, когда надо приложить совместные усилия для достижения общей цели, например, выполнение заданий для всех детей, организация и проведение групповых игр. Третья ситуация проявления коммуникативной компетентности, это оказание просоциальных форм поведения, а именно содействие, сочувствие, бескорыстная помощь и взаимовыручка.

М. И. Лисина отмечает важную роль и воздействия взрослого, выделяя две формы общения: внеситуативно- познавательную и внеситуативно- личностную. Первая форма общения имеет познавательный мотив, иными словами дошкольник воспринимает взрослого как возможность познать окружающую действительность. Ведущей потребностью для ребенка будет являться необходимость в уважении взрослого. Очень важной для них становится оценка взрослого. Любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако в отличии от младенческого возраста взрослый выступает для ребенка как конкретный человек и член общества. И поэтому коммуникативная деятельность, являясь в дошкольном возрасте одной из значимых, не будучи целенаправленно формируема в условиях семьи, существенно затрудняет социальную адаптацию ребёнка в среде сверстников и социуме в целом. Ведь важнейшая функция семьи - удовлетворение потребностей человека, в том числе, потребностей ребёнка.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворенных потребностей ребенка. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля семейного воспитания. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Наиболее разработанным современным подходом к изучению детско-родительских отношений является  исследование А.Я. Варга и В.В. Столина. По мнению авторов, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1. «Принятие – отвержение».

Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Развитие коммуникативной компетентности и взаимосвязь типа родительского отношения проявляется через: расширение возможностей понимания своего ребёнка; совместную деятельность; проживание опыта в группе; рефлексию и возможность получения обратной связи, что обеспечивает оптимизацию процесса сотрудничества родителей и детей в таком не простом вопросе развития коммуникативной компетентности.

Социально-желательное родительское отношение («принятие» и «кооперация) - наиболее продуктивный тип воспитания ребенка, который характеризуется положительным отношением родителя к своему ребенку. Данная категория родителей проявляет искренний интерес к воспитанию ребенка и высоко оценивает его способности. Данная группа родительского отношения способствует благоприятному развитию личности ребенка, а также развитию его коммуникативной компетентности. В то время как социально-нежелательное  родительское отношение («отвержение» и «гиперсоциализация») характеризуется  тем, что родитель испытывает отрицательные чувства к своему ребенку, что может поспособствовать нарушению развития коммуникативного поведения ребенка.  

 В ходе исследовательских работ А.Я. Варга и В.В. Столина были установлены соотношения параметров коммуникативной компетентности и типами родительского отношения. В процессе наблюдения и использования диагностических методик таких как: «Диагностика родительского отношения» (авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин), «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа Г.Р. Хузеева) получены следующие результаты: у детей с социально-желательным родительским отношением преобладает уверенное поведение; у детей с социально-нежелательным родительским отношением уверенное поведение не выявлено. Негативные типы отношения к ребенку, низкий уровень родительской компетентности, отсутствие опыта гармоничного семейного взаимодействия влияет на коммуникативную компетентность и тип общения с ребенком. У детей дошкольного возраста с социально-нежелательным типом родительского отношения  наблюдается негативная коммуникативная установка. У данной группы детей  могут проявляться трудности в общении с окружающими, даже, если они стараются скрывать свой негативный настрой, а у детей с социально-желательным типом отношения родителей преобладает средний и  высокий уровень эффективности общения, как одного из компонентов  коммуникативной компетентности.  Можно предположить, что с рождения  родитель, воспитывая ребенка в принятие, уделяя воспитанию больше времени, адекватно оценивая его способности естественным путем, формирует у ребенка адекватные способы коммуникативной деятельности.

Таким образом, в рамках развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста, существует необходимость целенаправленного образовательного взаимодействия педагога с категорией родителей с социально-нежелательным типом родительских отношений. Ведь речь ребенка возникает под воздействием речи взрослых и зависит от хорошей речевой практики, естественного речевого окружения и от обучения и воспитания, которые присутствуют в начале жизни ребенка.

В рамках повышения педагогической грамотности родителей воспитанников разработан образовательный проект по развитию коммуникативной компетентности у родителей (законных представителей) детей среднего дошкольного возраста, в который включены следующие мероприятия:

1. Анкетирование (с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и типа детско-родительских отношений);

2.Памятки для родителей об их ответственности за воспитание, развитие и образование своих детей, а также с предложением практических советов, игровых и образовательных приемов коммуникационного взаимодействия.

3.Семинары-практикумы для родителей, которые будут способствовать решению следующих задач:

- познакомить с понятием «коммуникативная компетентность» и с ее компонентами;

- способствовать осознанию важности развития коммуникативной компетентности у детей в условиях семьи;

- формировать умение планировать игровую и коммуникативную деятельность с детьми;

- совершенствовать коммуникативные навыки в процессе межличностного общения;

- формировать умение использовать техники, которые будут способствовать развитию коммуникативной компетентности детей;

- способствовать развитию личных коммуникативных навыков, как образца речевой культуры.

4. Тренинги, которые предполагают совершенствование практических коммуникационных навыков родителей и совместное участие детей и родителей в рамках практической отработки способов их коммуникационного взаимодействия.

5. Индивидуальные беседы и консультации для “трудных” родителей (рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка).

6. Совместные смотры-конкурсы театральных постановок, конкурсы чтецов и т.п.

7. Участие детей в совместных образовательных проектах с оформлением и представлением информации по результатам реализации проекта.

8. Также предполагается включить он-лайн формы такие как: консультации, полезные советы, картотеки совместных игр и упражнений.

Речь неврожденная способность, она проходит развитие в онтогенезе параллельно с умственным и физическим развитием ребенка, является показателем его общего развития. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом. Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В этом аспекте, повышение педагогической грамотности родителей в рамках развития коммуникативной компетентности, является необходимым и важным элементом в процессе личностного развития каждого ребенка.

Список литературы:

1. Варга А.Я., Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986;

2. Дубина Л. А., Коммуникативная компетентность дошкольников. –М. : Книголюб, 2006;

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986;

4. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. – Изд. Litres, 2017.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.