Мастер-класс на тему «Развитие критического мышления на уроках физики»

5
0
Материал опубликован 13 December 2020

Канаичева Мария Викторовна

МОУ Пустошенская ОШ


Мастер – класс:

«Повышение эффективности образовательного процесса путём использования технологии развития критического мышления на уроках физики».

(на примере фрагмента урока «Второй закон Ньютона»)


«Век живи – век учись» – гласит народная мудрость. Но школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать умственную активность: учить мыслить, самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решение теоретических и практических задач. Развитие умственной активности происходит в процессе усвоения знаний, однако не всякое усвоение обеспечивает эту активность.

Научить детей думать самостоятельно, овладевать знаниями и решать проблемы – словом, приводить механизм работы мысли в действие, несомненно, помогут современные образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология развития критического мышления. При использовании на уроках технологии развития критического мышления учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, вспоминают пройденный материал, рассуждают, делятся идеями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель выступает координатором. Урок, построенный по технологии развития критического мышления, соответствует всем требованиям ФГОС.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.

Целью технологии развития критического мышления является:

формирование нового стиля мышления;

развитие аналитического критического мышления;

формирование культуры чтения;

стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Существует 3 стадии формирования критического мышления:

Стадия «Вызова». Во время стадии «Вызова» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

На стадии «Вызова» я использую такие приемы, как: «Верите ли вы…», «Ключевые слова», «Тонкие и толстые вопросы», «Кластер» или «Обобщающая таблица» (к ним возвращаюсь на стадии «Рефлексия»)

Стадия «Осмысление». На этой стадии необходимо помочь учащимся активно воспринимать новый материал и сопоставить имеющиеся и новые знания. Здесь можно использовать следующие приемы: «Инсерт» (чтение с маркировкой), Заполнение таблицы «З-У-Х», лекция, поиск ответов на вопросы в тексте.

Стадия «Рефлексии». Задача состоит в оказании помощи учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выбрать направление в дальнейшем изучении материала.

Приемы стадии «Рефлексия»: «Кластер», ответы на вопросы, проверка и обсуждение таблицы, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, анализ и оценка проделанной работы.

Рассмотрим фрагмент урока применение технологии развития критического мышления при изучении темы «Второй закон Ньютона».

Стадия «Вызов». На этой стадии я использую прием «Тонкие и толстые» вопросы.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

1. Что такое сила?

1. Почему пассажиры наклоняются вперед, если автобус резко затормозил?

2.Что произойдет с телом, если на него действует некомпенсированная сила?

2. Может ли тело двигаться бесконечно долго?

3.Чему равно ускорение в случае равномерного прямолинейного движения?

3. Почему равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны и взаимозаменяемые лишь в ИСО?

Стадия «Осмысления».

На столах у учащихся блюдце с водой, скрепка и магнит. Скрепка лежит на кусочке картона, который находится на поверхности воды. Ребята проводят эксперимент, исследуют поведение скрепки до воздействия на нее магнитом и после него. После проведения эксперимента отвечают на вопросы:

1.Какова скорость скрепки до взаимодействия с магнитом?

2.Почему скорость скрепки до взаимодействия ее с магнитом была равна нулю?

3.Что произошло со скоростью скрепки после воздействия магнита?

4.Как называется движение скрепки до и после воздействия на нее магнитом?

5.Что явилось причиной появления у скрепки ускорения?

6.Какой вывод следует из опыта?

Учитель демонстрирует опыт с тележками разной массы. Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какая тележка получила большее ускорение? Почему?

2. Какой вывод следует из проведенных экспериментов?

Формируются группы (4-5 человек). Разбираются ответы на вопросы в группах (обсуждают, поправляют, дополняют).

Каждая группа выступает с результатами своей работы (обсуждают, дополняют, поправляют).

Индивидуальная работа с учебником. Учащиеся анализируют § 11 и заполняют таблицу: «Вопрос – ответ»

Вопросы: Что является причиной ускоренного движения тел; Как формулируется 2- й закон Ньютона?; Какой математической формулой он выражается?; Что можно сказать о направлении вектора ускорения и вектора равнодействующей приложенных к телу сил?; Чему равен 1 Н?

На этом этапе оформляется обобщающая таблица.

Стадия «Рефлексия».

1. Применение полученных знаний к решению задач ( Упр. № 11; № 1,2)

2. Проверка обобщающей таблицы. (фронтальная работа)


Второй закон Ньютона

Описываемое явление

Движение с ускорением

Суть закона

Взаимодействие определяет изменение скорости, т.е. ускорение

Примеры проявления

Движение планет, падение тел; разгон и торможение автомобиля.

Границы применимости

ИСО. Макро – и мегамир. Движение со скоростями, много меньшими  скорости света

3. Оценка своей деятельности на уроке. Заполнение листа самооценки.

Описанная технология мне нравится тем, что она учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог. На уроке создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. На таких уроках формируется самооценка личностных знаний и оценка своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью.

Используемая литература:

1.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

2.Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации