Развитие критического мышления на уроках русского языка. Из опыта работы.
Развитие критического мышления на уроках русского языка. Из опыта работы
автор Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Развитие критического мышления на уроках русского языка имеет решающее значение для подготовки учащихся к активному и осознанному участию в современном мире. Поделюсь опытом работы, расскажу о том, как можно работать над развитием критического мышления учащихся на уроках русского языка.
1) Задавайте вопросы, на которые нет однозначного ответа. Поощряйте учащихся обосновывать свои мысли и находить доказательства в тексте. Приведем примеры.
Почему в русском языке нет слов, начинающихся с буквы Ы?
Можно ли утверждать, что все слова, начинающиеся на букву А, греческие по происхождению?
Что появилось раньше: приставки или суффиксы?
Какая часть речи самая древняя? Почему?
Какая часть речи самая молодая? Почему?
2) Предлагайте учащимся тексты с разными или противоположными взглядами на одну и ту же тему. Это учит их анализировать и оценивать разные перспективы. Например, К.Вяземский изображает зиму в ярких, сияющих красках:
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…
А вот в образе образе зимнего леса Тютчева главенствуют две другие черты – покой и таинственность:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Организовать сравнительный анализ этих поэтических строк-очень интересное занятие и для учителя, и для ребят 5-6 классов!
3) Проводите дебаты и дискуссии. Организуйте дебаты или дискуссии по спорным или неоднозначным темам. Это помогает учащимся развивать навыки аргументации и критической оценки чужих мнений.
Организация дискуссии по теме «Сложное предложение» в среднем звене.
1. Подготовка.
Убедитесь, что учащиеся знакомы с основными понятиями, связанными со сложными предложениями (главное и придаточное предложения, союзы и союзные слова). Подберите разнообразные примеры сложных предложений из учебника, художественной литературы или других источников.
2. Введение.
Начните дискуссию с краткого обзора структуры сложных предложений.
Объясните разницу между главными и придаточными предложениями.
Обсудите роль союзов и союзных слов в соединении частей сложного предложения.
3. Практика.
Разделите учащихся на группы и раздайте им примеры сложных предложений.
Попросите каждую группу проанализировать структуру своего предложения, определить типы придаточных предложений и объяснить, как они связаны с главным предложением.
После того как группы закончат анализ, проведите общее обсуждение их выводов.
4. Углубление.
Обсудите различные типы придаточных предложений (определительные, обстоятельственные, изъяснительные) и их роль в передаче смысла.
Приведите примеры использования сложных предложений в разных стилях речи (художественном, публицистическом, научном).
Рассмотрите, как использование сложных предложений влияет на сложность и выразительность текста.
5. Применение.
Попросите учащихся составить собственные сложные предложения для разных типов придаточных предложений.
Предложите им написать короткий рассказ или сочинение, используя сложные предложения для передачи своих идей и впечатлений.
6. Оценка.
Оцените понимание учащимися структуры и функции сложных предложений на основе их участия в дискуссии и выполнения заданий.
Обратите внимание на их способность анализировать, интерпретировать и создавать сложные предложения.
Советы.
Используйте визуальные средства, такие как схемы или диаграммы, чтобы продемонстрировать структуру сложных предложений.
Поощряйте учащихся задавать вопросы и делиться своими идеями.
Создайте доверительную и поддерживающую атмосферу, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно при высказывании своих мыслей.
4) Поощряйте самостоятельный поиск информации. Поощряйте учащихся проводить собственные исследования и находить информацию из различных источников. Это учит их навыкам оценки надежности источников.
Вот как можно организовать эту работу при изучении темы «Местоимение» в 6 классе.
Постановка задачи
Объясните учащимся, что такое местоимение и их важность в языке.
Поставьте задачу самостоятельно найти и собрать информацию о различных типах местоимений (личные, притяжательные, указательные и т. д.)
Предоставление ресурсов
Назовите авторитетные источники, которые учащиеся могут использовать, такие как учебники, словари, онлайн-энциклопедии и веб-сайты по грамматике.
Предоставьте учащимся доступ к библиотеке, компьютерной лаборатории или интернету.
Руководство процессом
Разделите учащихся на группы.
Назначьте каждой группе определенные типы местоимений для исследования.
Установите четкие сроки для сбора информации.
Использование различных подходов
Поощряйте учащихся использовать различные методы сбора информации, такие как чтение, конспектирование, поиск в Интернете.
Предложите им создавать схемы, таблицы или ментальные карты для организации информации.
Промежуточный контроль
Проводите регулярные встречи с группами, чтобы отслеживать их прогресс и предоставлять обратную связь.
Просите учащихся сообщать о своей работе и представлять первоначальные результаты.
Совместная презентация
Попросите каждую группу подготовить презентацию о своем типе местоимений, включая их определение, примеры и использование в предложениях.
Выделите время для презентаций, вопросов и обсуждений.
Рефлексия и оценка
После презентаций попросите учащихся проанализировать свою работу и предложить способы ее улучшения в будущем.
Оцените их понимание местоимений, их навыки сбора и представления информации.
5) Анализируйте языковые средства. Обращайте внимание на то, как авторы используют язык, чтобы передать свои идеи. Помогите учащимся идентифицировать и анализировать фигуры речи, стилистические приемы и риторические стратегии.
Организация анализа языковых средств на уроках русского языка в 6 классе
1. Подготовка
Выберите текст или отрывок, богатый разнообразными языковыми средствами.
Определите цели анализа, например, определить использованные художественные приемы, выявить особенности синтаксиса или стиля.
2. Пошаговый анализ
Шаг 1. Первичное чтение
Попросите учащихся прочитать текст вслух или про себя.
Обсудите общее впечатление от текста, его тему и основную идею.
Шаг 2. Выделение языковых средств
Попросите учащихся выделить и проанализировать различные языковые средства, использованные в тексте, например:
Тропы (метафоры, сравнения, эпитеты)
Фигуры речи (повторы, антитезы, градации)
Синтаксические конструкции (сложные предложения, бессоюзие)
Лексические особенности (архаизмы, неологизмы, профессионализмы)
Шаг 3. Интерпретация
Помогите учащимся интерпретировать выявленные языковые средства.
Спросите, какую роль они играют в создании образа, раскрытии темы или передаче настроения.
Обсудите, как языковые средства усиливают выразительность и воздействие текста.
Шаг 4. Обобщение.
Подведите итоги анализа, обобщив использованные языковые средства и их функции.
Обсудите, как эти средства способствуют достижению целей текста и создают его уникальный стиль.
3. Упражнения и задания.
Предложите упражнения на закрепление анализа языковых средств, такие как создание собственных примеров предложений с использованием определенных тропов или фигур речи, преобразование сложных предложений в простые, подбор синонимов и антонимов к ключевым словам текста.
4. Оценка.
Оцените понимание учащимися языковых средств и их способности анализировать их функции.
Рассмотрите их умение выделять и интерпретировать языковые особенности текста.
Развитие критического мышления на уроках русского языка не только повышает языковые навыки учащихся, но и готовит их к успеху в других областях, таких как общественные науки, естественные науки и технологии. Оно помогает учащимся стать информированными и ответственными гражданами, способными принимать взвешенные решения и критически оценивать окружающий мир.
Использованная литература
1. О нестандартных заданиях при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
https://trizway.com/art/secondary/otkritie-zadachi-po-russkomu-yaziku.html
2. Юкина, Е. Поэтика зимы / Е. Юкина, М. Эпштейн // Вопросы литературы. - 1979 - №9. - C. 171-204
Варенцова Вера Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна