Развитие математических способностей
в младшем школьном возрасте
Что такое математические способности?
Это умение построить новые модели, не повторяющие стандартные алгоритмы, которым научили в школе:
Способность обобщения математического материала;
Умение находить общее у разных объектов;
Навык умелого использования цифр и знаков;
Логическое мышление и др.
Зачем это нужно?
Это способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.
У школьников:
Формируется математическая грамотность;
Развивается аналитическое мышление, память, логическое мышление;
Ученик обучается прогнозированию;
Тренируется умение удерживать в голове сложные абстрактные понятия, определять связь между объектами и делать правильные выводы.
Как развивать математические способности на уроке математики?
Решать задачи частично-поискового характера с помощью постановки минипроблем.
Решать творческие задачи.
Примеры заданий:
- реши задачу двумя способами;
- сравни задачи: чем они отличаются и чем похожи?
- как изменится ответ, если …?
Многоцелевое использование задания.
Создание ситуации «свободного выбора».
Проявлять искренний интерес к математике.
Организовать пространство вокруг: плакаты, головоломки, задачи недели и т.п.
Принимать участие в олимпиадах.
Без интереса никуда. Как его создать?
Подбирайте современные задачи, ориентируясь на интересы и ситуации актуальные для нового поколения.
Объясняйте математические понятия с помощью реальных предметов (палочки, кружочки, яблоки и т.д.)
Играйте с учениками в математические игры.
Решайте «реальные» ситуации вместе со школьниками.
Организовывайте беседы с представителями профессий, включение родителей в процесс обучения.
Проводите межпредметные уроки.
Как развивать математические способности вне урока?
Раз в неделю проводить занятия по «Занимательной математике».
Принимать участие в различных турнирах и летних математических школах.
Принимать участие в различных олимпиадах.
Включать родителей в процесс обучения: детям важно видеть пример и ощущать поддержку и дома.
Использовать цифровую среду: приложения, игры и обучающие платформы.
Использованная литература:
Л.В. Лысогорова /Педагогические условия развития математических способностей младших школьников