Развитие межполушарного взаимодействия как одно из средств формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 15 March 2023

Развитие межполушарного взаимодействия как одно из средств формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста



Румянцева Н.С.,

педагог дополнительного образования

МОУ ДО ЦДТ «Юность»



Развитие межполушарного взаимодействия очень важно, поскольку взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех процессов, происходящих в головном мозге.

Автор статьи несколько лет работает в системе дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях подготовки детей дошкольного возраста к школе со стороны родителей и образовательных учреждений очень важно научить детей правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, развивать творческие способности, уверенность в себе и своих силах.

Практическая значимость статьи состоит в том, что результаты представленной в ней деятельности были апробированы на муниципальном уровне в рамках Педагогического марафона, а также представлены в сети Интернет. Кроме того, педагоги и родители смогут использовать материалы данной статьи в своей деятельности, не только в учебной, но и повседневной.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении опыта того, как развивая межполушарное взаимодействие, можно формировать творческие способности детей старшего дошкольников возраста на примере деятельности студии развития дошкольников (далее – СРД) «Родничок».

В задачи исследования автор статьи вкладывает следующее: дать оценку литературе по теме статьи, описать некоторые упражнения в контексте применения темы статьи, осветить методический контекст темы.

Нормативно-правовая основа написания статьи складывается из следующих документов: Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г № 678-р) [1], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.) [6], Устава МОУ ДО ЦДТ «Юность», КДООП СРД «Родничок» [3].

Все эти документы указывают на то, что необходимо включение программ, обеспечивающих формирование эмоционального и физического развития ребенка, а также создавать контекст психологического развития личности ребенка. В данных документах развитие творческой личности стоит на одном из первых мест. Реализация КДООП СРД «Родничок» как раз отвечает этим задачам.

Теме межполушарного развития, в том числе, у детей старшего дошкольного возраста, посвящен ряд современных исследований [2,4,5].

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в устной речи, запоминании, счете письменном и устном, а также, в целом, восприятии учебной информации).

К признакам нарушения межполушарного взаимодействия относятся, например, зеркальное написание букв, инфантильность, скованность движений, низкая мотивация в учебе и т.д.

Творческие способности человека – это возможность принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. На обывательском уровне можно сказать, что творческие способности – это умение креативно подходить к решению задач, «смекалка».

Опыт работы автора статьи по работе в рамках темы подробно представлен в Таблице 1.

Кроме того, автором широко используется балансировочная доска. Деятельность заключается в том, что необходимо удержать равновесие, стоя на балансире. После освоения навыка стоять, добавляются движения телом. Стоя на балансире выполнять движения головой или наклоны корпуса, что усложняет задачу - нужно не только поймать равновесие, но и поработать в нем. Развивать творческие способности можно, например, изображая какую-то фигуру. Балансир автор статьи использует с лабиринтом, тем самым, проводя творческое решение задачи.

Важны в работе автора статьи и упражнения с прописями: задаются детям упражнения рисовать правой и левой рукой, включая воображение.

Работа по этой теме применяется, преимущественно, в рамках учебного процесса в результате применения самой распространенной формы организации учебного процесса – учебном занятии. Может посвящаться как целое занятие, так и просто отдельное включение упражнений как физкультминутка. Часто автором статьи организуется деятельность на переменках.

Для развития межполушарного взаимодействия активно привлекаются родители, например, для изготовления некоторых приборов для упражнений (бильбоке).

Все формы работы и методы обучения, применяемые автором статьи в развитии межполушарного взаимодействия, методически выверены и соответствуют возрасту обучающихся.

Формы работы заключаются, в основном, в групповой работе. Применяется также и индивидуальная форма работы.

В качестве основных методов обучения выбраны, прежде, всего такие: методы обучения по источнику знания (словесные методы обучения: объяснение, рассказ. Педагог объясняет и затем показывает, как выполнить упражнение, рассказывает о пользе применения упражнения и зачем его выполнять); наглядные методы обучения (демонстрация плакатов, слайдов, картинок); методы обучения по характеру познавательной деятельности (в основном, объяснительно-иллюстративный метод. Педагог показывает упражнение, дети повторяют).

Также используется частично-поисковый метод. Педагог показывает и рассказывает, как сделать задание, упражнение, дети ищут самостоятельно путь решения.

Важным методом является игровой метод (с бутылочкой, бильбоке, например).

Средствами обучения часто выступают технические средства обучения: педагог демонстрирует упреждения с помощью монитора ПК, также используя музыкальное сопровождение через колонки, подключенные к ПК.

Результаты по развитию межполушарного взаимодействия автор статьи оценивал с помощью метода наблюдения.

Эти результаты указывают на следующее: использование на занятиях упражнений на развитие межполушарного взаимодействия не только решает образовательные задачи (красивое письмо, правильность осанки, интерес к процессу обучения), но и формирует творческие способности личности обучающегося (принимает творческие решения, понимает прочитанное, не боится предлагать новые идеи, уверенно выполняет задания, не боится публичных выступлений и обсуждений его работы).



Библиографический список

1. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г № 678-р) – URL: http://government.ru/docs/all/140314/ : Дата публикации: 30.12.2022.

2. Ковязина М. С. Пространственные представления и межполушарное взаимодействие у младших школьников. / М. С. Ковязина, Е. Ю. Балашова // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 40-53.

3. КДООП «Родничок» - URL: https://yar.pfdo.ru/app/the-navigator/program/210154?backRouteName=navigator&search={"organization":{"id":3770,"name":"%D0%9C%D0%9E%D0%A3%20%D0%94%D0%9E%20%D0%A6%D0%94%D0%A2%20%5C"%D0%AE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%5C""%7D,"direction_id":%5B5]}: Дата публикации: 30.08.2021.

4. Кузнецова Д. А. Непроизвольное запоминание и межполушарное взаимодействие. / Д. А. Кузнецова, М. С. Ковязина // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 142-152.

5. Лохов М. И. Межполушарное взаимодействие и речевые расстройства / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко // Дефектология. - 2018. - № 5. - С. 58-66.

6. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf: Дата публикации: 30.12.2022.





Таблица 1

Упражнения по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развития межполушарного взаимодействия

Название упражнения

Способ выполнения

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений

«Колечко»

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и т.д. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат

«Перекрестные движения»

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например, поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой

Упражнения на сочетания музыки, движения, слова

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи

Игра для развития- Бильбоке.

В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации