Научно-исследовательская работа «Развитие творческого мышления подростков посредством проектной деятельности»
Научно-исследовательская работа
На тему: «Развитие творческого мышления подростков посредством проектной деятельности».
Выполнила: Сарапулова Елена Алексеевна
Y
1.1 Понятие и сущность творческого мышления 9
1.2 Особенности проявления творческого мышления в подростковом возрасте 15
1.3 Метод проектов как средство развития творческого мышления подростков 18
2.1 Методы и организация исследования по развитию творческого мышления в подростковом возрасте 27
2.2 Анализ результатов первичной диагностики уровня развития творческого мышления подростков 28
Введение
Актуальность исследования. Творческое мышление, как сложный психический процесс, и его развитие относится к числу интенсивно изучаемых проблем отечественной и зарубежной психологии. Научные разработки проблем творческого мышления начали проводиться со второй половины XIX века и были значительно углублены и расширены на протяжении XX века. Данная тема нашла свое отражение в фундаментальных теоретических исследованиях как отечественных психологов (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др.), так и зарубежных (Г. Гельмгольц, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.)
Изучение творческого мышления и его развития считается актуальным и сегодня, так как отечественные и зарубежные психологи раскрывают новые аспекты этого психического процесса вследствие быстрого развития информационного общества, которое предъявляет более высокие требования к человеку XXI века в связи с внедрением роботизации и цифровых технологий, способных выполнять относительно простые повторяющиеся действия автоматически. Автоматизация человеческого труда значительно расширяет спектр профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы конкурировать с интеллектуальными машинами за рабочие места. Теперь на первый план выдвигаются умения критически мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях, выдвигать нетривиальные идеи и видеть в обычных предметах, явлениях что-то необычное.
Мгновенно сменяющие друг друга информационные потоки, жесткая конкуренция на работе и потребность в стремительной смене деятельности – это малая часть преград нынешнего века, замедляющих процесс развития личности и способных ввести человека в состояние вечного застоя. Чтобы преодолеть данное состояние и в дальнейшем реализовать себя в качестве полноценной личности современного общества, нужно с раннего детства развивать способности, характеризующие такие виды мышления как: абстрактно-логическое, критическое и творческое для адекватного восприятия информации из окружающего мира и ее рефлексии.
А подростковый возраст – это как раз период наиболее значимых изменений в развитии творческого мышления, затрагивающих обе стороны этого процесса: и качественную, и количественную. Благодаря обучению в школе творческая деятельность берет за основу не спонтанные мотивы, а осознанные творческие цели, которые подпитываются положительными эмоциями и приобретают статус ценностей. Эта тема глубоко изучалась в работах таких психологов, как О. М. Дьяченко, И. Н. Семенов, В. Г. Разумовский, В. Н Кардапольцева и др.
Использование метода проектов в современном образовании позволяет в значительной степени разнообразить учебный процесс, сделать его более самостоятельным (для учащихся), а также активизировать творческую деятельность учеников и развить у них познавательные навыки.
Профессор Е. C. Полат под методом проектов понимал способ достижения образовательной цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом.
Данный метод берет свое начало в XVI веке. История метода проектов связана с именами великих педагогов как Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик и др. В отечественной педагогике метод проектов разрабатывали С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и др. В современной педагогике вопросом изучения метода проектов занимались Н. В. Матяш, И. Д. Чечель, Е. С. Полат, Н. Ю. Пахомова и др.
Метод проектов имеет высокую степень самостоятельности и мотивации, а также развития познавательных навыков учащихся и творчества.
С помощью данного метода в образовании учителя пытаются отходить от традиционной системы обучения, которая строится на репродуктивной деятельности учащихся. В учебных проектах у учеников вырабатываются умения проектирования, которые положительно влияют на мотивацию. В ходе применения проектной деятельности, учащиеся приобретают опыт поиска информации, выдвижения нестандартных идей, у детей формируются познавательные, информационно-речевые, универсальные учебные действия, которые способствует развитию творческого мышления.
Через создание проектов учащиеся могут показать свою индивидуальность и собственное виденье ситуации, выдвигая гипотезы и выбирая способы достижения цели. В ходе работы над проектом у учеников развивается творческая самореализация, сила воли, находчивость и целеустремленность благодаря гибкой модели организации учебного процесса.
Поэтому дидактические возможности применения метода проектов в образовательном процессе могут быть успешно использованы педагогами для развития творческого потенциала школьника-подростка.
Цель исследования: разработать программу, направленную на развитие творческого мышления подростков посредством проектной деятельности, и проверить эффективность ее внедрения в процесс обучения.
Объект исследования: творческое мышление подростков.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития творческого мышления подростков.
Гипотеза исследования: развитие творческого мышления подростков будет эффективно, если применять в процессе обучения метод проектной деятельности, который включает в себя:
– развитие умения самостоятельно вести поиск решения выдвигаемой проблемы;
– обучение использованию специальных приемов генерирования новых идей и способов их реализации;
– создание творческой атмосферы;
– создание позитивного отношения к выполняемой работе;
– формирование общеучебных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, коммуникативных, презентационных, проектировочных и умений, и навыков работы в сотрудничестве).
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить содержание понятий «мышление», «творчество», «творческое мышление», «проектная деятельность» и в ходе исследования выявить уровень развития творческого мышления подростков;
Разработать, опробовать и проверить на практике эффективность программы по развитию творческого мышления подростков посредством проектной деятельности;
Разработать рекомендации для педагогов и психологов общеобразовательных школ по применению метода проектов, направленного на развитие творческого мышления учащихся, в процессе обучения.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение (теоретические); тестирование, эксперимент, наблюдение (эмпирические); программный пакета «SPSS Statistics25.0» (методы статистической обработки).
Методологическая база: При работе над исследованием были использованы теоретические и практические труды по общей психологии (А. Г. Маклаков, Р. С. Немов, В. М. Козубовский и др.), возрастной психологии (И. В. Шаповаленко, В. С. Мухина и др.) развитию мышления в целом (Ж. Пиаже, Д. Элкинд, П. Я. Гальперин, М. А. Холодная и др.) и развитию творческого мышления в частности (Дж. Гилфорд, Э. П. Торранс, О. М. Дьяченко и др.), а также работы по внедрению метода проектов в учебный процесс (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Е. С. Полат, Н. Ю. Пахомова и др.).
Теоретическая значимость заключается в анализе и обобщении имеющейся информации в области развития творческого мышления подростков и применения метода проектов в обучении.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа, направленная на развитие творческого мышления подростков, может быть использована педагогами-психологами в процессе обучения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей творческого мышления необходимо определиться с понятиями «мышление» и «творчество», чтобы выстроить целостную картину изучаемого явления.
Мир, окружающий людей, разнообразен и многозначен. Выявить его сущность, используя образы чувственного познания, возникающие благодаря процессам ощущения и восприятия, не представляется возможным. Эту функцию берет на себя мышление, как психический процесс более сложного уровня. В ощущениях и восприятиях мир раскрывается перед человеком в осязательной, чувственной форме. В отличие от них, мышление пытается разглядеть внутреннюю сторону предметов и явлений, что позволяет обнаружить их сущность и свойства, выявить связи и отношения с помощью различных опосредований.
Точкой отсчета, послужившей началом изучения мышления, стала античная эпоха. Парменид был первым философом, который заговорил о мышлении, но рассматривал его как конкретное действие, отличное от бытия. Он считал, что в результате такой познавательной деятельности можно познать истину и понять чужое мнение [18, С. 116].
Мышление исследуется в контексте различных научных дисциплин: гносеологии, логики, кибернетики, языкознания, нейрофизиологии и других.
Являясь сложным психическим процессом по своей структуре, мышление включает в себя большой спектр вопросов, поэтому в современной психологии нет единого мнения по поводу истолкования данного понятия. Психолог Г. С. Оден тонко подметил: «Если определять мышление в широком смысле, это почти вся психология; если в узком – оно, по-видимому, не имеет к ней никакого отношения» [18, С. 224].
Психология рассматривает мышление как одну из сторон познавательной деятельности, как важнейший психический процесс, присущий людям.
С этой точки зрения наиболее точным является определение понятия мышления, которое дал выдающийся ученый, один из классиков российской психологической науки, Сергей Леонидович Рубинштейн: «Мышление – социально обусловленный психический процесс инициативного поиска и создания человеком чего-то ранее не существовавшего, который неразрывно связан с речью, т.е. процесс косвенного и отождествляемого отражения действительности во время ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [31, С. 332].
Следовательно, мышление – это процесс, отражающий связи и отношения, которые нельзя увидеть или познать через чувственное восприятие.
С этих позиций мышление по сути своей всегда поиск и открытие чего-то нового [18, С. 224].
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для создания чего-то нового человек должен обладать определенными способностями, умениями, знаниями и мотивами, чтобы сотворить оригинальный и уникальный продукт [20, С. 135].
Я. А. Пономарев рассматривает творчество в широком смысле как творческий процесс создания чего-то нового. В узком смысле творчество – это психический акт, который находит свое выражение в воплощении, воспроизведении или сочетании данных нашего сознания в новой форме [16, С. 198].
Термин «творчество» охватывает деятельность личности и созданные ею ценности, но предметом психологии становятся способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства.
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира человеком. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор [2, С. 12].
О творческом мышлении впервые заговорили древние греки. Древнегреческий философ Платон считал, что интеллект отличает человеческую душу от животной. Аристотель под интеллектом понимал рассудочный характер познания действительности [7, С. 23].
Психологи-гуманисты считали, что первоначальный источник творчества – это мотив личностного роста. По А. Маслоу таким источником является потребность в самоактуализации, благодаря которой человек стремится в полной мере реализовать свой потенциал и жизненные возможности [10, С. 23].
Во второй половине XIX века, когда психологическая наука отделилась от философии, объектом изучения психологов стал творческий интеллект. Исследования мышления сконцентрировались вокруг основ рассуждения и умозаключения [15, С. 45].
Только к началу 1930-х гг. ученые вновь обратились к проблеме творческого мышления. М. Вертгеймер был первым исследователем, изучавшим данный процесс. Он говорил, что если человек пытается найти ответы (при решении поставленных задач) творческим путем, то происходит актуализация познавательной деятельности за счет непрерывного поиска нестандартного решения [6, С. 37].
М. Вертгеймер отметил, что задания, которые стимулируют творческое мышление, должны быть нестандартными для человека, чтобы он мог взглянуть на ситуацию под другим углом, выделить то, что раньше не замечал [14, С. 1].
В 60-ых годах ХХ века зарубежные психологи (Дж. Гилфорд и др.) связывали творческое мышление с термином «креативность», под которым они понимали способность по-разному использовать имеющуюся информацию в быстром темпе [6, С. 38].
Е. П. Торренс рассматривает креативность как возникновение специфической чувствительности к недостатку знаний, которая является причиной возникновения предположений и формированием гипотез.
В отечественной психологии так же уделяется внимание раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
По мнению И. Я. Лернер, творческое мышление необходимо описывать через призму созданного продукта. Например, на уроках изобразительного искусства учащиеся в процессе работы могут создать что-то новое, в чем можно будет рассмотреть их индивидуальность [11, С. 49].
С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творческий процесс происходит ситуативно, т.е. по желанию самого человека без какого-либо внешнего стимула.
В. Н. Дружинин определял творческое мышление как мышление, связанное с преобразованием знаний посредством воображения и фантазии [7, С. 89].
Суть творческого мышления, по мнению Я. А. Пономарева, проявляется в интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности.
В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин считают основным признаком творческого мышления рассогласование цели и результата, которое связано с порождением «побочного продукта» – творческим результатом [21, С. 25].
А. В. Рябченко выделил два основных признака творческого мышления:
– бессознательность, которую можно объяснить, как неконтролируемость со стороны воли и разума;
– спонтанность осуществления творческого акта и независимость от внешних ситуативных причин.
Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса творческой активности [32, С. 1].
В. И. Тютюнина определила условия, необходимые для развития творческого мышления:
– отсутствие образца, регламентированного поведения;
– наличие позитивного образца творческого поведения;
– создание условий для подражания творческому поведению [14, С. 3].
Дж. Вулвилл и Р. Лоу представляют развитие творческого мышления как качественное изменение операционного состава, а не просто накопление опыта. Следовательно, творческое мышление развивается благодаря процессам, активизирующимся при возникновении когнитивного конфликта [23, С. 45].
Дж. Гилфорд отметил следующие показатели творческого мышления:
– нетривиальность высказываемых идей. Человек пытается найти новое решение, более эффективное, чем предыдущие, выразить в нем свою индивидуальность и взгляд на мир, отразить сущность бытия через собственное понимание окружающей действительности;
– семантическая гибкость. Человек способен обнаружить в объекте новые приемы использования, тем самым расширяя его функционал;
– образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его скрытые от наблюдения стороны;
– семантическая спонтанная гибкость. Человек может выдвигать разнообразные идеи независимо от ситуации [14, С. 3].
Г. Уоллес, опираясь на исследования классиков естествознания, определил 4 стадии творческого мышления: подготовка, созревание, вдохновение и проверка результата мышления. Он полагает, что в повседневной жизни эти стадии постоянно сменяют друг друга, когда мы исследуем различные проблемы.
И. А. Бескова в своих трудах описывает творческое мышление как оригинальный, гибкий и образный процесс познания мира. В основе творческого мышления, по его мнению, лежит слияние логического мышления и воображения [2, С. 42].
С точки зрения Д. А. Журавлевой, основными характеристиками творческого мышления являются:
– зоркость в поисках, т.е. способность увидеть в обычном необычное;
– способность к свертыванию мыслительных операций, т.е. возможность остановить мыслительный процесс, чтобы перейти к другой ветке рассуждения;
– способность к переносу, которая выражается в применении знаний, умений, навыков, которые были задействованы ранее, при решении новой задачи;
– боковое мышление, т.е. способность находить применение любой информации, ранее усвоенной, для решения тех или иных проблем;
– цельность восприятия, которая выражается в умении видеть картину целиком, достраивать необходимые части;
– готовность памяти, т.е. способность быстро вспомнить какую-либо информацию или интегрировать имеющиеся знания;
– гибкость мышления, т.е. способность быстро переключаться с одной темы на другую;
– гибкость интеллекта, т.е. способность вовремя отказаться от выдвинутой гипотезы, которая потерпела крах, чтобы попытаться заново найти решение проблемы, отталкиваясь от новой гипотезы;
– способность к оценочным действиям, которая выражается в умении объективно оценивать свои решения. [14, С. 4].
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение проблемы творческого мышления в психолого-педагогической литературе занимает одно из ведущих мест. Исследователи по-разному пытаются объяснить сущность творческого мышления, выдвигая свои определения данного термина, потому существует множество характеристик его структуры и содержания.
Творческое мышление – есть процесс образования новых связей, свойств личности, ее интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения идей, влиянием на уровень развития, а также осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями творческого мышления являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность и беглость.
Следует отметить, что творческое мышление не является статичной характеристикой, оно развивается по мере взросления человека, поэтому при изучении данного процесса необходимо учитывать специфику возрастного этапа, которая накладывает свой отпечаток на функционирование творческого мышления.
Подростковый возраст, или отрочество – переходный период между детством и взрослостью – от 11 до 15 лет [13, С. 318]. Это один из самых напряженных этапов взросления личности, когда за короткое время подросток проходит большой путь в своем развитии через внутренние конфликты с собой и другими, через срывы и восхождения к обретению своего «Я».
Этому возрастному периоду, традиционно характеризующемуся как переломному, переходному, критическому посвящены труды многих выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского, И. С. Кона, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и зарубежных авторов С. Холла, названного отцом психологии переходного периода, Э. Шпрангера, Х. Ремшмидта [1, С. 116].
Согласно классическим и современным теориям психические новообразования подросткового возраста связаны с двумя ключевыми моментами: психофизиологическим – бурное физическое развитие, совпадающее с половым созреванием и социальным – вступление в мир взрослых и достижение социальной зрелости.
Вследствие этого их творческое мышление сближается с взрослым типом, становится ярким, насыщенным и вариативным. Оно базируется на усвоенных ранее формах мыслительной деятельности, которые были усвоены в процессе обучения и воспитания, а также интересах, увлечениях и личном опыте [39, С. 97].
Творческая деятельность в подростковый период берет за основу не спонтанные мотивы, а осознанные творческие цели, которые подпитываются положительными эмоциями и приобретают статус ценностей, поэтому процесс их достижения приносит учащимся удовольствие [12, С. 114].
В творческом мышлении подростков происходит эволюция субъективной значимости творчества. В начале подросткового возраста творческая активность рассматривается учащимися как способ самоутверждения, как то, через что они могут выразить свою индивидуальность. Следовательно, значимость творчества как самостоятельной структуры не рассматривается. По мере взросления подростки начинают понимать ценность творчества и его значимость в культурно-историческом аспекте [19, С. 22].
По мнению И. Н. Семенова, творческое мышление способствует формированию направленности личности, благодаря которой обеспечивается успешное использование знаний и объективное целесообразность творческих решений [35, С. 178].
Проводя исследования различий творческого мышления подростков по гендерному принципу, учеными были обнаружены различия по следующим параметрам: беглость, оригинальность, точность и гибкость. Было выявлено, что мальчики показали более высокие результаты по показателям образного творчества, так как у них лучше развиты пространственные способности.
Девочки, напротив, лучше справились с заданиями на вербальное творческое мышление, что обусловлено их высоким уровнем развития речевых функций [38, С. 160].
Особенностью творческого мышления в подростковом возрасте является то, что фундаментом для его развития становятся ранее усвоенные знания, умения и навыки, а также специфические черты личности.
Очевидно, что направленность способностей на какую-либо область творческой деятельности будет реализована лучшим образом именно в ней. Например, способность к пространственному мышлению даст результаты на архитектурном и дизайнерском поприще [30, С. 102]. Своевременное развитие этих способностей дает шанс к раскрытию одаренности подростка.
В подростковом возрасте развитие творческого мышления напрямую зависит от когнитивной активности и стремления к саморазвитию школьника, поэтому важно, чтобы он имел возможность реализовать свой творческий потенциал и самореализовался как личность. В качестве условий, способствующих проявлению этого потенциала, выступают внешние особенности, которые связаны с учебным процессом, и внутренние – особенности когнитивного мышления в данном возрасте.
Итак, творческое мышление развивается в соответствии с психолого-физиологическими законами развития личности в целом с учетом воздействия учебного процесса. Оно совершенствует уже существующие психические связи, формирует устойчивое сочетание психических процессов и личности ребенка и выступает как своеобразная движущая сила развития [39, С. 100].
Таким образом, можно сделать вывод, что творческое мышление в подростковом возрасте складывается под влиянием социальных институтов (семьи, школы, дополнительного образования), а также индивидуальных особенностях психического развития.
В последние годы особую популярность получил метод проектов, который рассматривался в России как инновационное течение, способствующее повышению результативности образовательного процесса. Однако метод проектов в системе образования известен достаточно давно и берет свое начало в 20-е годы XX века в Америке.
В России первые упоминания проектной деятельности датируются 1905-1910 годами. В это время под руководством С. Т. Шацкого был организован небольшой коллектив, пытавшийся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В советское время в рамках общественно полезной деятельности проводились мероприятия, которые можно было отнести к попытке реализовать метод проектов на практике. Они носили другое название, но содержание деятельности полностью передавало суть данного метода [8, С. 56].
Профессор Е. C. Полат под методом проектов понимал способ достижения образовательной цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом [29, С. 75].
По мнению Н. Ю. Пахомовой, метод проектов – это совокупность познавательных приемов, позволяющих решить разнообразные учебные проблемы через последовательные самостоятельные действия учащихся с обязательной презентацией полученных результатов [28, С. 73].
И. С. Сергеев определяет метод проектов как комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, которые выполняют учащиеся без непосредственной помощи учителя с целью практического или теоретического решения поставленной проблемы [36, С. 61].
С точки зрения С. А. Новоселова, метод проектов основывается на:
– развитии познавательных, творческих навыков учащихся;
– развитии у учащихся умений самостоятельно искать информацию, перерабатывать ее, анализировать, выделять главное и видеть конечный результат работы;
– самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которая выполняется в течение установленного преподавателем отрезка времени;
– решении значимой для учащихся проблемы, которая воссоздает деятельность специалистов определенной предметной области;
– презентации полученных результатов в осязаемой форме, например, в виде отчета, доклада, макета и т.д. Итоги работы должны носить конкретный характер и их можно внедрять в образовательный процесс;
– совместной работе учащихся между собой и учителем [27, С. 215].
Т. Н. Шлинке выделяет следующие преимущества проектного метода, применяемого в процессе обучения:
– развитие навыков работы в команде. Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, правильно выбирать тактики поведения, совместно решать проблемы, появляющиеся в процессе работы над проектом;
– навыки общения. Учащиеся учатся слушать и слышать собеседника, выражать свою точку зрения, доносить мысль;
– междисциплинарные навыки. Учащиеся в ходе проекта получают знания, умения и навыки, относящиеся к другим дисциплинам;
– развитие индивидуальных навыков участников проекта. Если ребенок любит рисовать, то он может заниматься оформлением результатов проекта и т.д.;
– работа с личным сознанием. Учащиеся пропускают полученную информацию через себя, определяют свое отношение к ней [40, С. 57].
На данный момент ученые выделяют несколько типов проектов: исследовательский; творческий; ролевой, игровой; информационный; прикладной.
Если рассматривать метод проекта в русле творческой деятельности, то основной его целью будет являться формирование и развитие творческого мышления учащихся.
Суть такого проекта заключается в стимулировании интереса ребенка к определенным проблемам и практическом применении полученных знаний и творческих способностей. Благодаря проектной деятельности у учащихся активизируется познавательная активность, в результате которой ими будет создан продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной [5, С. 178].
В основе проекта лежит общее творчество учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т. е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном и общественном.
Поисковая творческая деятельность создает все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в оформлении стенда, декорировании мебели, открытии новой формулы и т.д. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
– индивидуальной заинтересованностью (субъект проявляет истинный интерес к изучаемой проблеме и всеми силами пытается найти эффективное решение);
– социальной значимостью (субъект понимает важность решения выдвинутой проблемы для блага всего общества) [37, С. 73].
Система творческого воспитания строится на свободе творчества учеников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т. к. расширяет умственный кругозор учащихся, усиливает продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с измерениями.
Ребенок чувствует в себе силы для созидания. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, поэтому и сам серьезно относится к ней. Можно ожидать хороших результатов только тогда, когда процесс творчества учащихся имеет осознанный характер и подкрепляется внутренней мотивацией [9, С. 42].
Е. Г. Сатарова выделяет два основных принципа, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся посредством проектной деятельности:
– свобода. Учащиеся самостоятельно выбирают тему, место, партнера, источники знаний, темп, формы и способы работы.
– ответственность. Учащиеся в процессе работы над проектом должны осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль своей деятельности, что выражается в составлении плана, определении лидера, раздаче заданий каждому участнику группы и т.д.;
– самостоятельность. Ученик самостоятельно ищет решение проблемы, опираясь на собственный уровень знаний, свои способности и возможности.
– сотрудничество. Независимо от формы учебно-познавательной деятельности, будь то индивидуальная работа или работа в группах, ученик может обращаться за помощью к учителю, участникам других групп, родителям, близким друзьям и т.д. Посредством сотрудничества учащиеся учатся уважать другого человека, слушать его мнение, понимать занятую позицию, находить с ним контакт, принимать совместные решения.
Таким образом, осуществление проектной деятельности и ее результат ложится на плечи учащихся. Они вольны выбирать любую стратегию действий по реализации проекта (кто, что и как делает) и несут полную ответственность за свой выбор, т.е. в конце нельзя отказаться от принятых решений и перенести вину на кого-то другого [34, С. 12].
При выполнении этих принципов развивается творческое мышление учащихся, т.к. они чувствуют себя на занятиях комфортно, исчезает комплекс неполноценности, формируется положительная «Я-концепция». Ученик начинает самостоятельно искать ту или иную информацию, находить нестандартные способы реализации идей, а деятельность учителя отходит на второй план. Он следит за ходом выполнения работы, координирует учащихся, помогает им и отвечает за мотивационную активность со стороны учеников. Учащиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, а также эффективному планированию своей деятельности. Это дает возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень знаний и умений [3, С. 105].
На основе вышесказанного можно выделить требования к построению учебного процесса на примере применения метода проектов:
– возможность для углубленного изучения отдельных тем;
– обеспечение самостоятельности в обучении;
– развитие навыков и умений самостоятельной работы;
– развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления;
– поощрение выдвижения новых идей, поиска новых способов работы;
– поощрение проведения работ разных планов, т.е. использования разнообразных методов получения информации и форм подачи материала;
– развитие самопознания и самопонимания для осознания своеобразия собственной личности;
– обучение умению вырабатывать собственные критерии оценивания своей работы [17, С. 202].
По мнению М. Ю. Бухариной, проектная деятельность моделирует основные этапы мыслительного процесса – чередование анализа и синтеза, индукции и дедукции. Основываясь на чередовании мыслительных процессов, она выделяет шесть этапов организации метода проектов:
– выбор объекта исследования, определение целей и задач работы;
– порождение проблемы и формулирование рабочей гипотезы;
– исследование разного материала, обмен информацией, организация информации;
– поиск решения, выявление закономерности, проверка, доказательство, обобщение;
– осознание принципа решения, подведение итогов;
– представление исследовательской работы [4, С. 220].
Таким образом, под методом проектов понимается способ достижения образовательной цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом.
Через создание проектов учащиеся могут показать свою индивидуальность и собственное виденье ситуации, выдвигая гипотезы и выбирая способы достижения цели. В ходе работы над проектом у учеников развивается творческая самореализация, сила воли, находчивость и целеустремленность благодаря гибкой модели организации учебного процесса.
Стоит отметить, что невозможно заставить человека творить. Примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, т.е. они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, хотят предсказуемости учебных действий.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий и пережил успех достижения цели. Именно этому способствует метод проектов.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы:
1. Мышление – это социально обусловленный психический процесс инициативного поиска и создания человеком чего-то ранее не существовавшего, который неразрывно связан с речью, т.е. процесс косвенного и отождествляемого отражения действительности во время ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы.
2. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для создания чего-то нового человек должен обладать определенными способностями, умениями, знаниями и мотивами, чтобы сотворить оригинальный и уникальный продукт.
3. Творческое мышление – есть процесс образования новых связей, свойств личности, ее интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения идей, влиянием на уровень развития, а также осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями творческого мышления являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность и беглость.
4. Не всем подросткам свойственен высокий уровень развития творческого мышления. Во многом это зависит от социальных условий, индивидуального развития и генетических особенностей подростка. Социальные институты, такие как школа или семья, могут играть роль в развитии творческого мышления, создав для этого необходимые условия.
5. Метод проектов (проектная деятельность) – это способ достижения образовательной цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом.
6. Через создание проектов учащиеся могут показать свою индивидуальность и собственное виденье ситуации, выдвигая гипотезы и выбирая способы достижения цели. В ходе работы над проектом у учеников развивается творческая самореализация, сила воли, находчивость и целеустремленность благодаря гибкой модели организации учебного процесса. Поэтому дидактические возможности применения метода проектов в образовательном процессе могут быть успешно использованы педагогами для развития творческого потенциала школьника-подростка.
2 Эмпирическое исследование развития творческого мышления подростков в ходе проектной деятельности
Методы и организация исследования по развитию творческого мышления в подростковом возрасте
В исследовании принимали участие 32 учащихся 8 классов в возрасте 14 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4 г. Ханты-Мансийска. Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 16 человек в каждой.
Исследование проходило в три этапа:
– констатирующий этап. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы сформировали выборку для исследования, отобрали диагностические процедуры и провели диагностику уровня развития творческого мышления у учащихся 8 классов;
– формирующий этап. На формирующем этапе мы разработали и реализовали коррекционно-развивающую программу по развитию творческого мышления подростков посредством использования метода проектов;
– контрольный этап. На контрольном этапе мы повторно применили диагностические процедуры констатирующего этапа с целью определения эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы.
На констатирующем этапе в качестве метода диагностики уровня развития творческого мышления был выбран тест креативности Э. П. Торренса, а именно вторая часть теста под названием «Завершение картинок», которая включает в себя три субтеста: «Нарисуй картинку», «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии» (Приложение А).
В субтесте «Нарисуй картинку» необходимо дорисовать картинку, беря за основу овальное пятно, и дать ей название. В субтесте «Завершение фигуры» нужно дорисовать десять незаконченных фигур и придумать им названия. В субтесте «Повторяющиеся линии» необходимо создать рисунок из 30 пар повторяющихся линий.
Обработка результатов теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». Полученные баллы по каждому показателю суммируются, а после делятся на пять. В итоге получается балл, который означает следующий уровень креативности по Торренсу:
– 30 и ниже – плохо;
– 30-34 – ниже нормы;
– 35-39 – несколько ниже нормы;
– 40-60 – норма;
– 61-65 – несколько выше нормы;
– 66-70 – выше нормы;
– 70 и выше – отлично [29].
Получается, что от 0 до 39 баллов – это низкий уровень креативности, т.е. творческого мышления, от 40 до 60 – средний, а от 61 до 70 и выше – высокий.
Первый этап опытно-экспериментальной работы – констатирующий эксперимент.
Цель: выявление уровня развития творческого мышления подростков.
Применяемые методики: методика «Завершение картинок» Э. П. Торренса, в которую входят субтесты «Нарисуй картинку», «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии».
Представим обобщенную характеристику обеих групп на момент начала исследования.
Результаты контрольной группы по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования творческого мышления участников контрольной группы по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса в баллах
Испытуемый | Показатели творческого мышления | Сумма баллов | Итого | ||||
Беглость | Оригинальность | Гибкость | Сопротивление замыканию | Точность | |||
1 | 25 | 28 | 20 | 18 | 50 | 141 | 29 |
2 | 20 | 15 | 15 | 18 | 45 | 113 | 23 |
3 | 31 | 24 | 25 | 10 | 25 | 115 | 23 |
4 | 36 | 33 | 38 | 35 | 58 | 200 | 40 |
5 | 34 | 38 | 36 | 37 | 53 | 201 | 40 |
6 | 37 | 40 | 38 | 34 | 63 | 210 | 42 |
7 | 28 | 32 | 25 | 13 | 41 | 139 | 28 |
8 | 35 | 37 | 40 | 42 | 53 | 207 | 41 |
9 | 36 | 38 | 40 | 38 | 51 | 203 | 41 |
10 | 22 | 20 | 25 | 14 | 32 | 113 | 23 |
11 | 26 | 24 | 28 | 15 | 25 | 118 | 24 |
12 | 35 | 35 | 35 | 38 | 63 | 206 | 41 |
13 | 35 | 28 | 34 | 16 | 51 | 164 | 33 |
14 | 30 | 24 | 31 | 18 | 48 | 151 | 30 |
15 | 24 | 26 | 25 | 10 | 31 | 116 | 23 |
16 | 27 | 25 | 21 | 11 | 40 | 124 | 25 |
Распределение баллов контрольной группы по категориям уровня развития творческого мышления (низкий, средний и высокий) согласно методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты исследования по методике «Завершение картинок» в контрольной группе, %
Результаты исследования по методике «Завершение картинок» показывают, что в контрольной группе преобладает низкий уровень развития творческого мышления: 10 учащихся (62%) набрали от 0 до 39 баллов.
Средний уровень был выявлен у 6 учащихся (38%). Они набрали от 40 до 60 баллов.
Высокий уровень (от 61 до 70 баллов) не был выявлен среди учащихся контрольной группы (0%).
Результаты экспериментальной группы по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования творческого мышления участников экспериментальной группы по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса в баллах
Испытуемый | Показатели творческого мышления | Сумма баллов | Итого | ||||
Беглость | Оригинальность | Гибкость | Сопротивление замыканию | Точность | |||
1 | 30 | 25 | 25 | 10 | 25 | 115 | 23 |
2 | 32 | 37 | 34 | 36 | 52 | 191 | 38 |
3 | 25 | 27 | 20 | 18 | 51 | 141 | 29 |
4 | 35 | 28 | 34 | 16 | 51 | 164 | 33 |
5 | 34 | 37 | 36 | 37 | 54 | 198 | 40 |
6 | 21 | 20 | 25 | 14 | 33 | 113 | 23 |
7 | 25 | 24 | 29 | 15 | 25 | 118 | 24 |
8 | 35 | 41 | 37 | 35 | 63 | 211 | 42 |
9 | 32 | 23 | 25 | 10 | 25 | 115 | 23 |
10 | 38 | 35 | 36 | 38 | 57 | 204 | 41 |
11 | 25 | 26 | 25 | 10 | 30 | 116 | 23 |
12 | 28 | 25 | 20 | 11 | 40 | 124 | 25 |
13 | 35 | 34 | 36 | 38 | 63 | 206 | 41 |
14 | 30 | 31 | 24 | 13 | 41 | 139 | 28 |
15 | 37 | 34 | 37 | 34 | 60 | 202 | 40 |
16 | 27 | 28 | 20 | 18 | 48 | 141 | 29 |
Распределение баллов экспериментальной группы по категориям уровня развития творческого мышления (низкий, средний и высокий) согласно методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты исследования по методике «Завершение картинок» в экспериментальной группе, %
Результаты исследования по методике «Завершение картинок» показывают, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития творческого мышления: 11 учащихся (69%) набрали от 0 до 39 баллов.
Средний уровень был выявлен у 5 учащихся (31%). Они набрали от 40 до 60 баллов.
Высокий уровень (от 61 до 70 баллов) не был выявлен среди учащихся экспериментальной группы (0%).
Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп по итогам первичной диагностики по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Завершение картинок», %
Результаты исследования показывают, что в обеих группах преобладает низкий уровень развития творческого мышления: 10 учащихся контрольной группы (62%) и 11 учащихся экспериментальной группы (69%) набрали от 0 до 39 баллов. Низкий уровень творческого мышления, по мнению Э. П. Торренса, может означать, что обучаемые инертны и недостаточно мотивированы, они не могут быстро переключаться с одного задания на другое, не способны выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, и выделять главное, т.е. понимать суть проблемы.
Средний уровень свойственен 6 учащимся контрольной группы (38%) и 5 учащимся экспериментальной группы (31%). Высокий уровень не был диагностирован ни у одного учащегося обеих групп (0%).
Результаты первичной диагностики приведены в общей таблице результатов (Приложение Б).
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития творческого мышления среди респондентов достаточно низкий. В основном, выполняя субтесты методики «Завершение картинок», дети использовали однотипные изображения предметов, находящихся в близком окружении учеников (фрукты, овощи, посуда), их рисунки отличались примитивностью выполнения (сплошные или прерывистые контурные линии), а названия были даны по принципу «Что вижу, то пишу», т.е. описывали конкретные свойства нарисованных объектов. Вышеперечисленные результаты подтверждают необходимость разработки программы по развитию творческого мышления подростков посредством использования метода проектов.
В ходе исследования нами был составлен комплекс занятий, направленный на развитие творческого мышления подростков посредством использования метода проектов.
Цель программы: развитие творческого мышления подростков.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством использования метода проектов, в процессе которого реализуются следующие задачи программы:
– развитие умения самостоятельно вести поиск решения выдвигаемой проблемы;
– обучение использованию специальных приемов генерирования новых идей и способов их реализации;
– создание творческой атмосферы;
– создание позитивного отношения к выполняемой работе;
– формирование общеучебных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, коммуникативных, презентационных, проектировочных и умений, и навыков работы в сотрудничестве).
Программа по развитию творческого мышления подростков посредством использования метода проектов включает в себя три блока коррекционно-развивающего воздействия: диагностический, коррекционный и блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий.
Цель диагностического блока заключается в выявлении уровня развития творческого мышления подростков. Чтобы определить уровень развития творческого мышления применяется тест креативности Э. П. Торренса, а именно его вторая часть под названием «Завершение картинок», в которую входят три субтеста: «Нарисуй картинку», «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии».
Ожидаемый результат – определение уровня развития творческого мышления подростков.
Цель коррекционного блока – развитие и коррекция творческого мышления подростков посредством использования метода проектов, ориентированного на развитие исследовательской творческой активности учащихся, самостоятельного отбора и анализа информации, способности выдвигать нестандартные решения, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Ожидаемый результат коррекционного блока – метод проектов будет способствовать развитию творческого мышления, интереса к познанию мира, уверенности в себе, коммуникативных способностей, учебной мотивации и уровня обученности и качества знаний.
Целью блока оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий является анализ изменений в уровне развития творческого мышления подростков после проведения комплекса развивающих занятий. Для определения эффективности программы используется те же методики, что и в диагностическом блоке.
Ожидаемые результаты данного блока – понизится показатель учащихся с низким уровнем развития творческого мышления. Учащиеся смогут самостоятельно вести поиск решения какой-либо проблемы, научатся использовать специальные приемы генерирования новых идей, у них сформируются общеучебные умения и навыки.
Для разработки комплекса занятий мы опирались на работы В. М. Галдеевой, И. С. Сергеева и Г. К. Селевко. Весь курс занятий рассчитан на шесть недель. Длительность одного занятия 35-40 минут. Комплекс занятий включает в себя разнообразные формы работы с детьми: мозговой штурм, дискуссия, беседа, творческий практикум, презентация проекта.
Занятия проводились с учащимися экспериментальной группы в количестве 16 человек. Учащиеся были поделены на четыре группы по четыре человека в каждой.
Содержание программы по развитию творческого мышления подростков посредством использования метода проектов представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Краткое содержание программы по развитию творческого мышления подростков посредством использования метода проектов
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия | Формы работы |
1 | «Знакомство» | Учащиеся узнают друг о друге что-то новое, знакомятся с ведущим проекта и тем, чем им предстоит заниматься. | Создание дружеской атмосферы; создание положительной мотивации на начало работы; знакомство со смыслом проектного метода. | Игры на знакомство, мини-лекция. |
Продолжение таблицы 3
2 | «Подготовка» | Определение темы и целей проекта. | Развитие диалогового, партнерского общения; самоопределение групп, распределение ролей и обязанностей. | Мозговой штурм, дискуссия, беседа. |
3 | «Планирование» | Планирование хода исследования, его содержания, выдвижение первоначальных идей. | Обучение использованию специальных приемов генерирования новых идей и способов их реализации; формирование общеучебных умений и навыков. | Дидактические упражнения, мини-лекция, беседа. |
4, 5 | «Исследование» | Сбор информации, обсуждение методов сбора инфомрации. | Выработка способности к целостному пониманию темы; развитие умения самостоятельно вести поиск решения проблемы. | Дидактические упражнения, метод «Инверсия», дискуссия, беседа. |
6, 7 | «Результаты и выводы» | Анализ информации, формулирование выводов. | Формирование общеучебных умений и навыков, способности к рефлексии опыта. | Мини-лекция, беседа, обсуждение. |
Продолжение таблицы 3
8, 9 | «Представление результатов» | Защита проектов. | Формирование профессионального опыта участия в групповом взаимодействии. Осмысление себя в разных социальных ролях. | Презентация проекта. |
10 | «Оценка результатов» | Самооценка и рефлексия проделанной работы. | | Коллективное обсуждение, упражнения на рефлексию. |
Окончание таблицы 3
В целях проверки степени эффективности программы по развитию творческого мышления подростков посредством использования метода проектов нами был проведен третий контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Для определения эффективности проделанной работы мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты вторичной диагностики уровня развития творческого мышления контрольной группы по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования творческого мышления участников контрольной группы согласно вторичной диагностике по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса в баллах
Испытуемый | Показатели творческого мышления | Сумма баллов | Итого | ||||
Беглость | Оригинальность | Гибкость | Сопротивление замыканию | Точность | |||
1 | 29 | 26 | 22 | 23 | 51 | 151 | 30 |
2 | 22 | 17 | 15 | 19 | 46 | 119 | 24 |
3 | 31 | 24 | 25 | 10 | 25 | 115 | 23 |
4 | 38 | 33 | 36 | 35 | 58 | 200 | 40 |
5 | 36 | 36 | 36 | 37 | 53 | 201 | 40 |
6 | 37 | 40 | 38 | 34 | 63 | 210 | 42 |
7 | 30 | 31 | 30 | 15 | 45 | 151 | 30 |
8 | 35 | 37 | 40 | 42 | 53 | 207 | 41 |
9 | 36 | 38 | 40 | 38 | 51 | 203 | 41 |
10 | 25 | 20 | 28 | 16 | 39 | 128 | 26 |
11 | 28 | 25 | 30 | 17 | 29 | 129 | 26 |
12 | 35 | 35 | 35 | 38 | 63 | 206 | 41 |
13 | 38 | 37 | 34 | 32 | 60 | 201 | 40 |
14 | 35 | 28 | 32 | 20 | 51 | 166 | 33 |
15 | 27 | 26 | 28 | 21 | 42 | 144 | 29 |
16 | 29 | 25 | 21 | 20 | 39 | 134 | 27 |
Распределение баллов контрольной группы по категориям уровня развития творческого мышления (низкий, средний и высокий) согласно методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты исследования вторичной диагностики по методике «Завершение картинок» в контрольной группе, %
Результаты исследования по методике «Завершение картинок» показывают, что в контрольной группе преобладает низкий уровень развития творческого мышления: 9 учащихся (56%) набрали от 0 до 39 баллов.
Средний уровень был выявлен у 7 учащихся (44%). Они набрали от 40 до 60 баллов.
Высокий уровень (от 61 до 70 баллов) не был выявлен среди учащихся контрольной группы (0%).
Результаты вторичной диагностики уровня развития творческого мышления экспериментальной группы по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты исследования творческого мышления участников экспериментальной группы согласно вторичной диагностике по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса в баллах
Испытуемый | Показатели творческого мышления | Сумма баллов | Итого | ||||
Беглость | Оригинальность | Гибкость | Сопротивление замыканию | Точность | |||
1 | 35 | 28 | 30 | 28 | 40 | 161 | 33 |
2 | 35 | 38 | 35 | 37 | 54 | 199 | 40 |
3 | 37 | 34 | 30 | 35 | 65 | 202 | 41 |
4 | 35 | 30 | 37 | 37 | 62 | 201 | 40 |
5 | 34 | 37 | 36 | 37 | 54 | 198 | 40 |
6 | 28 | 30 | 28 | 26 | 45 | 157 | 31 |
7 | 28 | 25 | 33 | 24 | 38 | 148 | 30 |
8 | 35 | 41 | 37 | 35 | 63 | 211 | 42 |
9 | 32 | 23 | 25 | 10 | 25 | 115 | 23 |
10 | 40 | 38 | 40 | 41 | 63 | 222 | 44 |
11 | 25 | 26 | 25 | 10 | 30 | 116 | 23 |
12 | 33 | 34 | 38 | 38 | 59 | 202 | 41 |
13 | 38 | 34 | 36 | 40 | 63 | 211 | 42 |
14 | 30 | 31 | 24 | 15 | 41 | 148 | 28 |
15 | 37 | 35 | 37 | 34 | 60 | 203 | 41 |
16 | 35 | 34 | 33 | 37 | 58 | 198 | 40 |
Распределение баллов экспериментальной группы по категориям уровня развития творческого мышления (низкий, средний и высокий) согласно методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты вторичной диагностики по методике «Завершение картинок» в экспериментальной группе, %
Результаты исследования по методике «Завершение картинок» показывают, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития творческого мышления: 10 учащихся (62%) набрали от 0 до 39 баллов.
Низкий уровень был выявлен у 6 учащихся (38%). Они набрали от 40 до 60 баллов.
Высокий уровень (от 61 до 70 баллов) не был выявлен среди учащихся экспериментальной группы (0%).
Сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы по методике «Завершение картинок» представлен на рис. 6.
Рисунок 6 – Результаты методики «Завершение картинок» по итогам констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, %
Представленный рисунок наглядно демонстрирует снижение в экспериментальной группе показателя учащихся с низким уровнем развития творческого мышления: 11 учащихся (69%) до и 6 учащихся (38%) после.
Средний уровень творческого мышления в экспериментальной группе повысился на 31%, т.е. средний уровень был свойственен 5 учащимся (31%) до проведения коррекционных занятий, а после – 10 учащимся (62%). Учащиеся экспериментальной группы быстрее справляются с заданиями субтестов, могут синтезировать и обобщать информацию, выдумывать нестандартные решения.
Результаты вторичной диагностики приведены в общей таблице результатов (Приложение В).
Положительная динамика показателей развития творческого мышления участников экспериментальной группы от констатирующего эксперимента к контрольному эксперименту свидетельствует о том, что комплекс занятий, разработанный на основе использования метода проектов, эффективно способствовал развитию творческого мышления учеников восьмого класса.
С целью проверки эффективности программы по развитию творческого мышления подростков посредством проектной деятельности был использован непараметрический метод сравнения для зависимых выборок T-Вилкоксона. Были последовательно сравнены полученные результаты по каждой методике до и после проведения коррекционных занятий. Все вычисления проводились на персональном компьютере с помощью универсального программного пакета «SPSS Statistics25.0» [22]. Результат проверки представлен в таблице 2.
Таблица 6 – Сопоставление результатов методик до и после проведения коррекционных занятий
Методика | Группа | ||||||
Контрольная | Экспериментальная | ||||||
до | после | Z | до | после | Z | ||
«Завершение картинок» | 14,21 | 13,42 | ,05 | 13,84 | 19,72 | -4,11* |
* – взаимосвязь между показателями на уровне p<0,01
Согласно результатам применения метода математической статистики изменения, являются значимым для экспериментальной группы по всем шкалам.
Таким образом, можно сделать вывод, что используемая в данном исследовании программа, направленная на развитие творческого мышления подростков посредством проектной деятельности, является эффективной и может применяться в образовательном процессе.
На основе результатов исследования и анализа специальной литературы были разработаны рекомендации для педагогов и психологов общеобразовательных школ по применению метода проектов, направленного на развитие творческого мышления учащихся, в процессе обучения (Приложение Г).
Выводы по второй главе
По результатам первичной диагностики был выявлен низкий уровень развития творческого мышления учащихся восьмых классов. Полученные результаты убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы, направленной на развитие творческого мышления подростков.
С целью развития творческого мышления подростков нами была разработана программа по развитию творческого мышления подростков посредством проектной деятельности. Реализация программы способствовала комплексному решению следующих коррекционных задач: развитию умения самостоятельно вести поиск решения выдвигаемой проблемы; обучению использованию специальных приемов генерирования новых идей и способов их реализации; созданию творческой атмосферы; созданию позитивного отношения к выполняемой работе; формированию общеучебных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, коммуникативных, презентационных, проектировочных и умений и навыков работы в сотрудничестве).
Программа состояла из десяти занятий. Каждое занятие отвечало за определенные этапы проведения проекта. В ходе проектной деятельности учащиеся проявили интерес, раскрыли возможности своего интеллектуального потенциала и смогли разработать оригинальные решения поставленной в проекте проблемы.
Оценка эффективности, проведенной программы по результатам контрольной диагностики показала положительную динамику уровня развития творческого мышления подростков, которые входили в экспериментальную группу, что свидетельствует о подтверждении гипотезы данной работы: развитие творческого мышления подростков будет эффективно, если применять в процессе обучения метод проектной деятельности, который включает в себя:
– развитие умения самостоятельно вести поиск решения выдвигаемой проблемы;
– обучение использованию специальных приемов генерирования новых идей и способов их реализации;
– создание творческой атмосферы;
– создание позитивного отношения к выполняемой работе;
– формирование общеучебных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, коммуникативных, презентационных, проектировочных и умений, и навыков работы в сотрудничестве).
На основе результатов исследования и анализа специальной литературы были разработаны рекомендации для педагогов и психологов общеобразовательных школ по применению метода проектов, направленного на развитие творческого мышления учащихся, в процессе обучения.
ЗаключениеПри написании выпускной квалификационной работы были изучены теоретические и практические труды по общей психологии, возрастной психологии, развитию мышления в целом и развитию творческого мышления в частности, а также работы по внедрению метода проектов в учебный процесс.
В ходе теоретического исследования нами была изучена и обобщена информация, характеризующая метод проектов как эффективное средство развития творческого мышления и усиления степени вовлеченности подростков в учебный процесс.
В ходе эмпирического исследования нами были проведены первичная и вторичная диагностики по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса, в которую входили субтесты «Нарисуй картинку», «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии».
По результатам первичной диагностики был выявлен низкий уровень развития творческого мышления учащихся восьмых классов, поэтому нами была разработана программа по развитию творческого мышления подростков посредством проектной деятельности.
С целью проверки эффективности программы, учащиеся были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе учащиеся не принимали участия в разработанных занятиях в отличие от экспериментальной группы, которая работала над созданием проектов.
Согласно вторичной диагностике была выявлена положительная динамика в развитии творческого мышления учащихся экспериментальной группы, о чем свидетельствуют полученные результаты: снизился показатель учащихся с низким уровнем развития творческого мышления и, в свою очередь, возрос показатель учащихся со средним уровнем развития. Полученные данные позволяют нам сделать вывод об эффективности использования разработанной нами программы в учебном процессе.
Таким образом, подтвердилась гипотеза выпускной квалификационной работы, заключавшаяся в том, что развитие творческого мышления подростков будет эффективно, если применять в процессе обучения метод проектной деятельности, который включает в себя:
– развитие умения самостоятельно вести поиск решения выдвигаемой проблемы;
– обучение использованию специальных приемов генерирования новых идей и способов их реализации;
– создание творческой атмосферы;
– создание позитивного отношения к выполняемой работе;
– формирование общеучебных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, коммуникативных, презентационных, проектировочных и умений, и навыков работы в сотрудничестве).
1. Алферов, А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 384 с. – Текст : непосредственный.
2. Бескова, И. А. Как возможно развить творческое мышление / И. А. Бескова. – Москва : Феникс, 1993. – 126 с. – Текст : непосредственный.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Москва : Юрайт, 2010. – 212 с. – Текст : непосредственный.
4. Бухарина, М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / М. Ю. Бухарина, Е. С. Полат, М. В. Моисеева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с. – Текст : непосредственный.
5. Васильев, В. А. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации / В. А. Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180. – Текст : непосредственный.
6. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С. 35-41. – Текст : непосредственный.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2009. – 512 с. – Текст : непосредственный.
8. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. – Москва : Народное образование, 2000. – 238 с. – Текст : непосредственный.
9. Довыденкова, Ж. П. Элементы игры при обучении / Ж. П. Довыденкова // Начальная школа. – 2010. – № 10. – С. 42-43. – Текст : непосредственный.
10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург : Феникс, 2002. – 431с. – Текст : непосредственный.
11. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – Москва : Академия, 2003. – 464 с. – Текст : непосредственный.
12. Дьяченко, О. М. Одаренный ребенок / О. М. Дьяченко. – Москва : Прогресс, 1997. – 206 с. – Текст : непосредственный.
13. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с. – Текст : непосредственный.
14. Журавлева, Д. А. Творческое мышление у детей / Д. А. Журавлева // Современные тенденции развития системы образования. – 2018. – № 5. – С. 1-83. – Текст : непосредственный.
15. Загвязинский, В. И. Педагогика : учебник для учреждений высшего профессионального образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 352с. – Текст : непосредственный.
16. Заир-Бек, С. И. Развитие креативного мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – Москва : Просвещение, 2004. – 270 с. – Текст : непосредственный.
17. Кардапольцева, В. Н. Использование метода проектов в учебном процессе / В. Н. Кардапольцева. – Екатеринбург : Изд-во УГГУ,
2017. – 193 с. – Текст : непосредственный.
18. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы : учебное пособие / В. М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск : Амалфея, 2008. – 368 с. – Текст : непосредственный.
19. Лютова, Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта / Е. К. Лютова. – Санкт-Петербург : Просвещение, 2000 – 124 с. – Текст : непосредственный.
20. Мамедяров, Д. М. Составление задач как способ развития творческого мышления / Д. М. Мамедяров, Ш. М Вакилов. – Москва : Просвещение, 2008. – 228 с. – Текст : непосредственный.
21. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг: 2002. –128 с. – Текст : непосредственный.
22. Наследов, А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 416 с. – Текст : непосредственный.
23. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва : Высшее образование, 2007. – 639 с. – Текст : непосредственный.
24. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с. – Текст : непосредственный.
25. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. – 2-е изд. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 496 с. – Текст : непосредственный.
26. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с. – Текст : непосредственный.
27. Новоселов, С. А. Дизайн искусственных
стихов / С. А. Новоселов. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-
пед. ун-та, 2003. – 324 с. – Текст : непосредственный.
28. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2005. – 112 с. – Текст : непосредственный.
29. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – Т. 33, № 2. – С. 75-80. – Текст : непосредственный.
30. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. – Москва : Просвещение, 1975. – 168 с. – Текст : непосредственный.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с. – Текст : непосредственный.
32. Рябченко, А. В. Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста / А. В. Рябченко. – Москва : Просвещение, 1987. – 192 с. – Текст : непосредственный.
33. Савенков, А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. – Москва : Генезис, 2010. – 440 с. – Текст : непосредственный.
34. Сатарова, Е. Г. Метод проектов в трудовой школе / Е. Г. Сатарова // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. – № 4. – С. 12. – Текст : непосредственный.
35. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. – Москва : НИИОПП АПН СССР, 1990. – 215 с. – Текст : непосредственный.
36. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – Москва : АРКТИ, 2008. – 96 с. – Текст : непосредственный.
37. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. – Ярославль : Гринго, 1996. – 192 с. – Текст : непосредственный.
38. Чернецкая, Н. И. Гендерные особенности творческого мышления младших школьников и подростков / Н. И. Чернецкая // Вестник КемГУ. –2013. – Т. 1, № 3 (55). – С. 159-164. – Текст : непосредственный.
39. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте / Н. И. Чернецкая // Концепт. – 2012. – № 8. – С. 80-120. – Текст : непосредственный.
40. Шлинке, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся / Т. Н. Шлинке. – Москва : Просвещение, 2012. – 75 с. – Текст : непосредственный.
Приложение А
Методика «Завершение картинок» Э. П. Торренса
Субтест «Нарисуйте картинку».
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Также необходимо дать название своему рисунку.
Субтест «Завершение фигуры».
Д орисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест «Повторяющиеся линии».
С тимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Приложение Б
Результаты первичной диагностики по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса в баллах
Испытуемый | Группа | Результат методики | Уровень развития творческого мышления |
1 | 1 | 29 | низкий |
2 | 1 | 23 | низкий |
3 | 1 | 23 | низкий |
4 | 1 | 40 | средний |
5 | 1 | 40 | средний |
6 | 1 | 42 | средний |
7 | 1 | 28 | низкий |
8 | 1 | 41 | средний |
9 | 1 | 41 | средний |
10 | 1 | 23 | низкий |
11 | 1 | 24 | низкий |
12 | 1 | 41 | средний |
13 | 1 | 33 | низкий |
14 | 1 | 30 | низкий |
15 | 1 | 23 | низкий |
16 | 1 | 25 | низкий |
17 | 2 | 23 | низкий |
18 | 2 | 38 | низкий |
19 | 2 | 29 | низкий |
20 | 2 | 33 | низкий |
21 | 2 | 40 | средний |
22 | 2 | 23 | низкий |
23 | 2 | 24 | низкий |
24 | 2 | 42 | средний |
25 | 2 | 23 | низкий |
26 | 2 | 41 | средний |
27 | 2 | 23 | низкий |
28 | 2 | 25 | низкий |
29 | 2 | 41 | средний |
30 | 2 | 28 | низкий |
31 | 2 | 40 | средний |
32 | 2 | 29 | низкий |
*1 – контрольная группа, 2 – экспериментальная.
Приложение ВРезультаты вторичной диагностики по методике «Завершение картинок» Э. П. Торренса в баллах
Испытуемый | Группа | Результат методики | Уровень развития творческого мышления |
1 | 1 | 30 | низкий |
2 | 1 | 24 | низкий |
3 | 1 | 23 | низкий |
4 | 1 | 40 | средний |
5 | 1 | 40 | средний |
6 | 1 | 42 | средний |
7 | 1 | 30 | низкий |
8 | 1 | 41 | средний |
9 | 1 | 41 | средний |
10 | 1 | 26 | низкий |
11 | 1 | 26 | низкий |
12 | 1 | 41 | средний |
13 | 1 | 40 | средний |
14 | 1 | 33 | низкий |
15 | 1 | 29 | низкий |
16 | 1 | 27 | низкий |
17 | 2 | 33 | низкий |
18 | 2 | 40 | средний |
19 | 2 | 41 | средний |
20 | 2 | 40 | средний |
21 | 2 | 40 | средний |
22 | 2 | 31 | низкий |
23 | 2 | 30 | низкий |
24 | 2 | 42 | средний |
25 | 2 | 23 | низкий |
26 | 2 | 44 | средний |
27 | 2 | 23 | низкий |
28 | 2 | 41 | средний |
29 | 2 | 42 | средний |
30 | 2 | 28 | низкий |
31 | 2 | 41 | средний |
32 | 2 | 40 | средний |
*1 – контрольная группа, 2 – экспериментальная.
Приложение ГРекомендации по развитию творческого мышления подростков посредством применения метода проектов
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развития их творческого мышления, многие ученые пришли к выводу, что проектная деятельность (метод проектов) является эффективным средством решения данной проблемы, т.к. в процессе создания проекта формируется положительная учебная мотивация учащихся.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим способом.
Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческого мышления.
По результатам исследовательской работы мы выделили
В ходе исследовательской работы по разработке программы развития творческого мышления подростков посредством проектной деятельности нами были выведены следующие рекомендации по эффективному применению метода проектов:
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
- наличие актуальной для учащегося проблемы;
- ориентация на групповую самостоятельную деятельность учащихся, которая способствует знакомству с новыми социальными ролями и развитию лидерских качеств, межличностного общения;
- возможность использовать любые методы и средства (в рамках дозволенного) для достижения цели проекта;
- последовательное прохождение всех этапов создания проекта от начала и до конца без перескакивания с одного этапа на другой.