Статья «ИКТ-компетенции педагога в условиях реализации ФГОС»

7
2
Материал опубликован 13 November 2020 в группе

Статья «ИКТ-компетенции педагога в условиях реализации ФГОС»


ИКТ является неотъемлемой частью современного образования. В своей профессиональной деятельности я широко применяю информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ позволяет расширить информационное пространство, оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Комплексное использование информационных компьютерных технологий предоставляет мне возможность эффективнее распределять свое время, реализовывать свой творческий потенциал.

В таблице раскрыты варианты применения ИКТ, показана методическая и практическая результативность их использования:


Ресурс, программное обеспечение

Обоснование выбора

Системность использования

Методическая и практическая результативность использования

Текстовый документ, Microsoft Word 

Создание, просмотр и редактирование 

текстовых документов любой сложности, автоматизация работы.

Регулярно

Подготовка дидактического раздаточного материала для учащихся, составление отчётов, сбор и оформление информации.

Таблицы в 

программе Microsoft Excel

Создание и ведения различных электронных документов. 

По мере необходимости

Составление отчётов, автоматический подсчёт результатов, форма предоставления отчётной документации.

Буклеты в Microsoft Publisher

Действенный способ представленияинформации.

Регулярно

Создание памяток, буклетов для обучающихся, родителей, учителей.

Мультимедийные презентации в PowerPoint 

PowerPoint 

позволяет создавать презентации различной сложности за счёт многообразия настоек дизайнов и переходов.

Регулярно

Создание презентаций для использования на уроках, внеклассных мероприятиях, выступлений на семинарах, педсоветах. Создание тренажёров, интерактивные тестов, дидактических игр для обучающихся.

Видеоролики, слайд-шоу в Movie Maker и др. программах и сервисах 

Достаточно простые программы для создания 

видеороликов из фотографий или видеофайлов, создание слайд-шоу.

По мере необходимости

Создание видеороликов, слайд-шоу для уроков, внеклассных мероприятий, выступлений, конкурсов профессионального мастерства, поздравлений учащихся, учителей.

Канал на YouTube

Видеохостинг предоставляет услуги по хранению, просмотру видео. 

По мере необходимости

Загрузка, просмотр, комментирование, обмен видеозаписями, загрузка конкурсных работ учителей и обучающихся.

Аккаунт Google, сервисы  Google (документы, таблицы, презентации, географические карты, рисунки, ментальные карты, электронная почта)

Удобство использования, оптимизация работы в сети Интернет.

Регулярно

Создание, хранение, обмен, просмотр, оценка, комментирование, файлами.

Сайт Google

Простой и удобный сервис для создания сайта.

Регулярно

Представление результатов работы, создание тематических сайтов: https://sites.google.com/site/kejsveb20stefanovojlm/

https://sites.google.com/site/dveistoriilubvi/

Электронная почта mail.ru 

Возможность читать и отправлять письма, прикреплять и просматривать

файлы. Вход с помощью аккаунта любого почтового сервиса.

Регулярно

Информирование учащихся, родителей, учителей, обмен информацией, файлами, фотографиями


Электронная почта Яндекс 

Современный, динамично развивающийся, бесплатный сервис, предоставляющий широкий пакет возможностей.

Регулярно

Информирование учащихся, родителей, учителей, обмен информацией, файлами, фотографиями


Яндекс.Диск

Бесплатный сервис, позволяющий хранить и передавать файлы на любое 

устройство, подключённое к Интернету.

Регулярно

Хранение, обмен файлами, загрузка материалов для учащихся, родителей, учителей, конкурсных материалов (для удалённой загрузки на образовательные сайты).

Социальные сервисы Web 2.0

Платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не просто получателями информации, но её создателями и соавторами.

Регулярно

Создание образовательных ресурсов учащихся, учителей, проведение мастер-классов по изучению возможностей социальных сервисов, повышение ИКТ компетентностей учителей.

Социальная сеть

«В Контакте»

Возможность создать анкету со своими персональными данными (телефон, адрес, увлечения и пр.), организовывать группы по интересам.

Регулярно

Информирование учащихся, родителей, обмен файлами.

Общение, обмен опытом с коллегами из различных регионов РФ. Создание группы для учителей образовательной организации с целью оперативного информирования учителей о проводимых методических мероприятиях, актуальных дистанционных конкурсах, семинарах, вебинарах, конференциях.

Электронные формы учебников и приложения к ним: http://www.fcior.edu.ru http://school-collection.edu.ru https://videouroki.net

https://lecta.rosuchebnik.ru/

Использование данных ресурсов предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность и значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Регулярно

Данные ресурсы могут быть применены практически на всех этапах учебного процесса: при подготовке теоретического материала, при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине, при разработке демонстрационных материалов для занятия, при проверке знаний учащихся, для сбора и статистики успеваемости.

Электронные тетради по русскому языку и литературе проекта «Видеоуроки»: https://videouroki.net/et/

Содержат интересные задания различных типов и уровней сложности с самопроверкой. Автоматическая проверка ответов и оценка результативности ученика.

Регулярно

Индивидуальная работа с каждым учеником, объективная оценка знаний, возможность использования при изучении новых тем, на этапе закрепления, обобщения пройденного материала, для контроля и самоконтроля результатов обучения.

http://fipi.ru http://ege.edu.ru http://gia.edu.ru

Сайты по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.

В течение учебного года

Помощь в подготовке к ГИА: демоверсии, аналитические и методические материалы, открытый банк заданий (fipi.ru).

«ЯКласс»

http://www.yaklass.ru

«ЯКласс» развивает навыки работы с информационными технологиями как у учителя, так и у учащихся. Предоставляет доступ к расширенному функционалу «ЯКласс», позволяет автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, выстраивать

индивидуальную траекторию обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости.

В течение учебного года


Автоматизированная организация учебного процесса, наличие теоретического материала, электронных рабочих тетрадей и тренажёров позволяют учащимся осуществлять дополнительную подготовку по предметам.

«Единый урок»

https://www.единыйурок.рф/

Онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Регулярно


Материалы для проведения тематических уроков, предоставление педагогам возможности и функционала для развития, общения и педагогической работы.


«Росметодкабинет»: https://www.komiedu.ru  

Методическая помощь работникам образования, обмен передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространение новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания, популяризация профессии учителя.

В течение учебного года

Ресурс предоставляет возможность ознакомиться и скачать необходимую нормативно-правовую документацию, доступ к авторским разработкам в области педагогики, разнообразных методик и форм преподавания школьных предметов и проведения внеклассных мероприятий.

ГОУДПО «КРИРО»

http://kriro.ru

Возможность обучения по дополнительным профессиональным программам, доступ к нормативно-правовой документации, прохождение педагогическими работниками аттестации.

В течение учебного года

Информирование о событиях, изменениях в системе образования, повышение квалификации через курсовую подготовку и аттестацию, возможность участия в видеотрансляциях, семинарах, конкурсных мероприятиях для учителей и учащихся.

В своей педагогической практике я применяю ИКТ на всех этапах урока.

В зависимости от темы и целей урока на уроках русского языка и литературы использую разнообразные формы ИКТ:

- интерактивные пособия, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы;

- мультимедийные презентации, разработанные мной или опубликованные в сети Интернет и адаптированные для использования в условиях УКП «РДБ»;

- электронные приложения к учебникам с сайта «Российский учебник» и цифровой образовательной платформы LECTA: https://lecta.rosuchebnik.ru/

- осуществляю контрольно-оценочную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий, для контроля усвоения учебного материала использую электронные тесты, тренажёры, ресурсы сети Интернет (например, http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru), онлайн-тестирование (например, http://fipi.ru/, http://www.ege.edu.ru/);

- с помощью Академии культуры Google (https://artsandculture.google.com/project/russian-literature-museums) провожу виртуальные экскурсии и путешествия по музеям известных русских писателей и поэтов, в ходе которых учащиеся знакомятся с редкими фотографиями, оригинальными манускриптами, прикасаются к истории литературы и жизни известных авторов.

Я постоянно повышаю свой уровень владения ИКТ, участвую в вебинарах, семинарах, осваиваю новые компьютерные программы и их возможности в рамках дистанционных мастер-классов, созданию собственные дидактические интерактивные ресурсы, представляю собственный педагогический опыт по использованию ИКТ на различном уровне.

Также в своей работе я использую такую информационно-коммуникационную технологию как веб-квест. С помощью данной технологии мной разработан веб-квест «Две истории любви»: https://www.sites.google.com/site/dveistoriilubvi/

В последние годы в образовании стали широко использоваться социальные сервисы WEB 2.0. В течение нескольких лет я занимаюсь изучением сервисов WEB 2.0, создаю с их помощью интерактивные ресурсы, которые использую на уроках. В рамках прохождения программы Intel «Обучение для будущего» создала персональный сайт «Кейс Веб 2.0». На сайте собраны ресурсы, созданные с помощью социальных сервисов Веб 2.0, представлены методические разработки уроков с их использованием.

Являюсь активным участником образовательных сообществ в сети Интернет («Инфоурок», «Мультиурок», «Моё образование», «Школьный урок», «Лидер», «45 минут», «Знанио», «Филолог»). На данных сайтах созданы мои персональные сайты и страницы, размещены разработанные мной методические разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные ресурсы, проектные, исследовательские и творческие работы учащихся.

Моя деятельность на образовательных сайтах отмечена грамотами за использование информационно-коммуникационных технологий, распространение и обмен педагогическим опытом, благодарностями администраторов сайтов и педагогических сообществ за сотрудничество и активную работу.

В своей педагогической деятельности я стараюсь применять многогранные возможности компьютера и Интернета в образовательных целях. Работа по изучению информационно-коммуникационных технологий продолжается, так как развитие ИКТ-компетентности способствует повышению моего профессионального мастерства.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лариса, Вы просто умница, так работаете с детьми, желаю Вам дальнейших успехов!

14 November 2020

Ирина Михайловна, спасибо Вам за добрые слова и пожелания.

14 November 2020

Похожие публикации