Выступление «Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения биологических задач»
|
«Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения биологических задач» |
Индивидуальная образовательная программа Учителя биологии, химии первой квалификационной категории |
|
|
|
Турышева О.В. |
|
|
Введение
Творческие способности - это глубокий внутренний мотив, основанный на собственной человеку врожденной познавательной потребности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой способности учащихся.
Следовательно, я выбрала тему« Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения биологических задач».
Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности.
У подростков со средним уровнем развития т познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.
Подростков с высоким уровнем развития творческой способности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.
В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и дома культуры негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности.
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряютинтерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Толькотворческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. В практике работы школы использую следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. Наследующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?
- Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.
з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?
ВЫВОД: Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
Развитие творческих способностей у школьников средствами устного народного творчества на уроках биологии
Устное народное творчество называется фольклором и включает в себя: пословицы, былины, загадки, легенды, сказки, мифы и т.д. Большая часть произведений возникли еще в глубокой древности.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребенка. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Корректировать и улучшать его поведение.
Сказки знают и любят все. Поэтому сказки можно и нужно использовать на уроках в курсе биологии. Язык сказки простой, понятный, образный, т.е. помогающий зрительно представить тот или иной предмет или человека. В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники. В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком.
Использование сказок позволяет сделать урок интересным. Учащиеся с большим удовольствием слушают их, легче запоминают изучаемый материал.
У нашего народа было немало талантливых сказочников и сказительниц, которые покоряли слушателей своими сказками, воспитывали любовь к красоте, добру, благородным поступкам. Современные дети тоже могут сочинять удивительные сказки. Толчком к творчеству служат примеры, которые учитель зачитывает на уроках. По желанию дети сочиняют сказки дома.
В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.
На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки , сказки –игры– при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.
Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Если это возможно можно использовать один из видов сказки, которые были придуманы самим учителем или учениками. Кроме этого используются сказки взятые из других источников.
При составлении дидактической сказки необходимо учитывать некоторые требования.
1. Указать сказочную страну, либо конкретное место в которой живут сказочные герои, рассказать о нравах жизни в этой стране, местности. Многие сказки начинаются словами: «В тридесятом царстве…», «В некотором царстве…» или «Жили-были…».
2. Разрушение благополучия злыми персонажами либо стихийными бедствиями. Обращение к учащимся с просьбой восстановить справедливость, а для этого необходимо выполнить определенное задание.
3. Задание. Сказки могут дополнятся различной наглядностью.
На уроках биологии можно широко использовать загадки, пословицы, поговорки, легенды. Произведения устного народного творчества делают урок более интересным, познавательным, насыщенным. Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.
Биологические сказки
Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины.
На дне небольшого пруда жила была зеленая лягушка Квака. Была она незаметной на фоне растений и это спасало ее от врагов - аистов и цапель. Если грозила опасность, то приходили на помощь сильные мускулистые задние ноги. В один миг она оказывалась на дне пруда. Затаится и ждет когда минует опасность. А аисты были в недоумении. Как может лягушка так долго сидеть на дне водоема без воздуха. Но невдомек было аистам, что лягушка могла дышать не только при помощи легких, но и при помощи кожи, а личинки лягушки дышали при помощи жабер.
Тело у Кваки было короткое и широкое, а голова большая немного заостренная спереди и две пары ног. Не было у Кваки шеи, голова неподвижно соединялась с туловищем, но это ей не мешало уничтожать огромное количество комаров и мошек. В этом ей помогал язык. Язык у Кваки был длинный, липкий и шиворот на выворот.С наступлением холодов лягушка становилась малоподвижной, пряталась под камнями, корягами, зарывалась в ил, в таком состоянии проводила долгую зиму.
Задание:
1. Из каких отделов состоит тело лягушки?
2. Как передвигаются лягушки?
3. Чем и как питаются лягушки и жабы?
4. Как дышат взрослые земноводные и их личинки?
Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме.
Жила была в лесу очень красивая бабочка – тутовый шелкопряд. Ее крылья на солнце переливались всеми цветами радуги. Это была очень прожорливая бабочка. Перелетая с цветка на цветок она при помощи своего хоботка выпивала столько нектара, что другим бабочкам хватило бы на несколько лет.
Из отложенных яиц тутового шелкопряда выходили молодые гусеницы, они наоборот ели совсем немного. Ослабленные они с трудом перебирались на сухие ветки, опутывали себя шелковой нитью и превращались в кокон.
Задание: Найди ошибку.
Сказки-игры, сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.
1. В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разлад в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.
Задание: Составить формулу цветка.
2. В одном прекрасном волшебном саду росло много разных ярких цветов - белых, желтых, красных. Это были ромашки, георгины, хризантемы, астры, календула и еще много других красивых цветов. Были среди них низкие и высокие. Самым высоким был Подсолнечник. Смотрел он сверху на другие цветы и видел в них что-то родное и близкое. Подсолнечник был не только самым высоким, но и самым мудрым. И вот однажды он обратился к цветам. «Посмотрите друг на друга как вы похожи. Может быть вы братья и сестры?» Цветы были в недоумении, они не знали как это можно определить.
Задание:
1. Найти общие признаки строения как доказательство родства.
2. Какие растения являются родственниками ? Рассмотреть гербарии.
3. Чем прославились эти растения?
При изучении нового материала можно использовать сказку- игру. Сказка – игра «Корень», на котором изучается новая тема, строение корневой системы. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями .
Сюжетная игра – сказка по теме «Корень
В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
В некотором царстве государстве жил был король Корень I , жил не тужил вместе со своими придворными - корешками, царство было замечательным и казна полна, потому что все решали сообща, трудно было выделить главного из них.
В соседнем царстве государстве жил король Корень II со своими придворными -корешками . Царство тоже было замечательным, но король Корень II отличался от своих придворных силой богатырской и умом светлым.Узнала об этом злая колдунья, решила разрушить мир и согласие в этих государствах. Наслала в эти государства ураган страшной силы, который все перемешал и отнял память, забыли корешки свое государство. Ребята, чтобы справиться с проклятием, вернуть каждого в свое государство нам нужно справиться с заданием.
Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.В конвертах лежат разрезанные изображения корня, чтобы корешкам вернуть память нужно собрать картину.
Дидактическая игра как одно из условий развития творческого потенциала учащихся на уроках
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.
"Кто быстрей соберет кубики?”
Оборудование: четыре кубика с фотографиями или картинками 6 семейств отдела покрытосеменных растений. Суть игры в том, что за определенное время учащиеся должны собрать и вывести изображение представителей шести семейств растений, так что в последующем в каждом изменении не было ошибок: сложноцветные - одуванчик, лилейные - лилия, крестоцветные - капуста, розоцветные - шиповник, бобовые - горох, пасленовые - картофель.
"Кто определит раньше”
В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут образцы гербарных экземпляров по числу играющих. Для команд гербарные образцы должны быть хорошо известны, поэтому предлагают только растения изученных семейств. По сигналу учителя, учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой гербарный образец, пишет на отдельном листке название и кладет в гербарий. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.
"Что растет вокруг тебя?”
Игра проводится в конце изучения систематики цветковых растений, в то время, когда у учащихся накапливается достаточный запас знаний по признакам растений различных таксономических групп.
Оборудование игры:
- кубики с формулами цветков шести семейств;
- кубики с названиями плодов шести семейств;
- кубики с изображениями типов соцветия шести семейств;
- пирамидка с видами строения листьев.
Учащимся предлагается провести определение растений только с учетом четырех признаков: строения листа, тип соцветия, плод, формула цветка.
Класс делится на две команды. Бросая кубики, вносят в таблицу все варианты признаков.
Урок-игра «Грибы»
Цели урока:
закрепить и расширить знания по биологии и по данной теме;
научить видеть красоту окружающего мира, любить природу;
развивать внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.
Подготовка к уроку:
две команды участников с названием грибов, таблички с изображением грибов участников спектакля, если не все учащиеся вошли в команды, то они отгадывают загадки, пока команды выполняют задания.
Ведущий: Верите ли вы, что грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли?"Нет! - скажут многие. – Что же в них такого загадочного? Главное – уметь отличать съедобный от несъедобного. Броди себе по лесу, собирай белые, лисички, подберезовики, а мухоморы и поганки стороной обходи”. Скажут так – и проиграют.
Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки.
Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.
Биологи разделили практически все живые существа, обитающие на нашей планете, на две большие группы: животных и растений. И… выделили грибы в отдельную группу. Причин много. По своему составу и калорийности грибы ближе к мясу, чем к овощам и фруктам. Вместо обычного для растений крахмала в них содержится гликоген – "животный крахмал”. Да и по типу обмена веществ грибы ближе к животным, чем к растениям. Однако у них нет ни мышц, ни нервов, они просто всасывают питательные вещества из окружающей среды точно так же, как это делают деревья и цветы…
Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.Что нужно для роста грибов? Богатая перегноем почва, влажность, умеренное тепло и тень. Сперва ножка растет быстрее шляпки, а под конец скорее развивается шляпка. Предел жизни гриба одна декада у некоторых на день больше. После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова лесную тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.
Давайте и мы проникнем в грибное царство !
Ведущий:Ой, что во бору за крик?
То надумал боровик
С армией грибною
На жуков идти войною.
Сокликал грибы он в рать -
В чисто поле воевать:
Боровик: Я царь грибной, боровик, под березкой сидючи, на все грибы глядючи, вздумал на войну идти. Приходите вы, волнушки, со березовой опушки.
Ведущий:Отказалися волнушки: Мы уж старые старушки, не пойдем на войну. Хорошо нам и в бору. Мы листочки собираем, поговорки составляем.
Боровик:Я, царь боровик, приказываю моим подданным на помощь прийти.
Задание № 1.
Выдаются половинки высказываний на листочках.
Составить из половинок целые правильные высказывания.
Появились опенки – лето кончилось.
Мы грузди – ребятушки дружные.
Колосится рожь – начинают появляться белые.
Полетел пух с осины – иди за подосиновиком.
Зацвела сосна – появился масленок.
Грибы-подснежники – это сморчки, строчки.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Чем ядовитее гриб – тем красивее его шляпка.
Не поклоняясь до земли – и гриба не подымешь.
Всякий гриб в руки берут – да не всякий в кузов кладут.
За каждую правильно составленную поговорку – 2 очка.
Боровик: Приходите-ка, сморчки, вы еловые сучки.
Ведущий:Отказалися сморчки. Мы уж стары старички, не повинны на войну идти, вы нам лучше помогите, да задачу нам решите.
Задание № 2.Решить задачу:
Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька:
-Тетя Зина, белых сколько?
-Сыроежек много было,
Я считала, но забыла.
Белых меньше в десять раз.
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню, да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине? (Восемь)
За правильно решенную задачу - 5 баллов.
Боровик: Приходите-ка, чернушки, вы болотные лягушки
Ведущий:Отказалися чернушки. У нас сильно болят ушки, не пойдем мы на войну, хорошо нам и в бору. Чтобы хворь нам излечить криптограмму надо решить.
Боровик: Приходите, рыжики, ко мне на войну.
Ведущий:Отказалися рыжики. Мы богатые мужики, не пойдем мы на войну. Хорошо нам и в бору. Мы решаем без оглядки головоломки- загадки.
Боровик:Позовите мухоморов!
Ведущий: Мухоморы ушли в горы, пятого лишнего искать и из ряда изгонять.
Задание № 3.
Среди пяти грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.
1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик.
(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)
2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.
( Лишний опенок, так как он гриб-паразит по способу питания.)
3. Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый
(Лишний шампиньон, так как он не образует микоризы.)
4. Сморчок, строчек, опенок, вешенка, трутовик.
(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)
5. Белый, рыжик, подберезовик, масленок, подосиновик.
(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)
За правильно отгаданную лишнюю картинку – 2 балла.
Боровик: Позовите мне груздей!
Ведущий: Пришли грузди. Не хотим мы воевать, хотим ребусы решать.
Задание № 4.
За каждый правильно угаданный ребус можно заработать 3 балла.
(1. Подосиновик; 2. Лисичка; 3. Подберезовик; 4. Мухомор.)
Боровик: Выходите вы поганки.
Ведущий: Вышли поганки глазами косят и так говорят: "Мы , бледные поганки, родом иностранки – куда ж нам на эту войну? Мы тоже никак не можем, а с вопросами поможем.
Задание № 5.
Ответить на вопросы, за правильный ответ – 1 балл.
1. Назовите у грибов признаки растений. (Неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов, всасывание воды.)
2. Назовите у грибов признаки животных. (Гетеротрофный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, гликоген.)
3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему? (Нет, так как они не осуществляют фотосинтеза.)
4. Содержат ли грибные нити, гифы, хлорофилловые зерна? (Нет.)
5. Почему плодовые тела грибов находятся над поверхностью почвы? (Это способствует рассеиванию спор. Которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры рассыпаются и переносятся ветром.)
6. Почему к старости шляпки грибов распрямляются и края приподнимаются вверх? (Для лучшего рассеивания спор.)
7. Почему при кулинарной обработке объем грибов резко уменьшается? (Грибы состоят из воды более чем на 90%.)
8. Как делятся грибы по способу питания? (Сапрофиты, паразиты и хищники.)
9. Как размножаются грибы? (Спорами и грибницей.)
10. Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами.)
Боровик:Ох, устал я, на отбой и уж с армию грибной не хочу идти войной.
Познавательные игры как средство развития
познавательного интереса к биологии
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а обучающимся необходимо испытывать потребность в ней.
• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
- Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
- Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.
а) Игры - упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний обучающихся, во внеклассной работе.
Пример: «Пятый лишний». Обучающимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск.
Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно-ролевые игры.
Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся.
д) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре обучающиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для обучающихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний обучающихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Пример игры - путешествия.
Условия игры:
1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.
2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.
Станция 1 «Муравейник»
Вопросы:
1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?
2) Что такое мирмекология?
3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?
.Станция 2 «Айболит»
Вопросы:
1) Какие насекомые могут быть лекарями?
2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?
3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?
Станция 3 «Природоохранная»
Вопросы:
1) Как можно защитить муравьев?
2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?
3) Как защищаются членистоногие?
Станция 4 «Летающие цветы»
Вопросы:
1) Какое значение имеет окраска бабочек?
2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?
3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?
4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?
Станция 5 «Жуки»
Вопросы:
1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?
2) Какие жуки пахнут розами?
3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?
4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками?
Почему?
Большинство учителей считают игру важным средством для развития познавательного интереса обучающихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, являются отсутствие методических разработок, неумение организовать обучающихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у обучающихся.
ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Метод проектирования для развития творческих навыков учащихся на уроке биологии.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.
Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Методы реализации творческих проектов.
Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих проектов, в зависимости от подготовленности ученика. Разработка творческого проекта включает в себя следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический и заключительный.
Средства реализации творческого проекта
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
1.Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
2.Печатные (учебники, раб.тетради, журналы)
3.Визуальные (слайды, образововательныевидеофильмы на цифровых носителях)
4.Дидактический материал (инструкц. и технолог.карты, перфокарты, карты самоконтроля
5.Графические (схемы, рисунки, чертежи)
6.Демонстрационные (макеты, муляжи, стьенды)
Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности.
Проект «Растения нашего края»(межпредметный информационный проект)
Цель проекта:
создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)
Задачи проекта:
собрать материал о 15 представителях данного семейства
подобрать иллюстрации
найти загадки, предания, стихи
составить ребусы или кроссворд
оформить книгу
Ребята всегда очень активно включаются в эту работу. В этом проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.
Заключение
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу биология;
Литература:
1.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. – Троицк: Тровант, 2005. – 162 с
2.Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
3. Гин А. / Приемы педагогической техники/ «Вита – Пресс», 2005г
4.Душина И.Д, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин /Методика и технология обучения географии в школе/ М 2004
5.Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 49-63.
6. Махмутов М.И., Лернер И.Я., Матюшкин А.Я./Теория проблемного обучения/ М. 1997г
7. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое наследие. – Липецк: ЛГПУ, 1999. – С. 42 – 49
8. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. – М.: Просвещение, 1989. – 263 с.
9. Психолого-педагогические ресурсы современного урока», УИПКПРО, Ульяновск 2009
10. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. Основы общей биологии (68 часов, 2 часа в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
11. Щукина Г.И. /Концепция развития познавательного интереса/ М. 1997г.
Интернет-ресурс
12 .Проблемный урок по теме «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково