Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на основе включения регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс

0
0
Материал опубликован 14 September

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Овсянниковой И.Ю.

Тема: Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на основе включения регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс

Цель: разработать и реализовать систему коррекционно-развивающих занятий, направленную на развитие познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе включения элементов регионального компонента.

Задачи:

Включить в каждый модуль коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для детей ОВЗ (ЗПР) материал, связанный с историей, культурой, природой и традициями Ленинградской области.

Разработать структурированную систему занятий, направленных на развитие познавательной деятельности с учетом возрастных особенностей и спецификой детей с ЗПР.

Разработать методические пособия к коррекционным занятиям, отражающим особенности региона.

Оценить эффективность интеграции регионального компонента в коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для детей с ОВЗ (ЗПР).

Внедрить методическую разработку в систему коррекционно-образовательного процесса.

Актуальность:

Целью коррекционной работы учителя-дефектолога на коррекционных занятиях с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) является устранение причин затруднений в освоении содержания учебных программ. Особенностью развития обучающихся младших классов с ЗПР являются сочетание незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, что проявляется в учебной деятельности. Одним из направлений коррекционной работы с такими детьми является развитие познавательной деятельности. Куда входит формирование познавательных интересов; развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих успешность формирования базовых школьных навыков (слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, кинестетического восприятия, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, памяти, интегративных функций, устной речи, языкового анализа и синтеза, мышления); и ослабление динамических нарушений психических функций.

Также для детей с ЗПР характерна ограниченность представлений об окружающем мире, что препятствует полноценному усвоению учебной программы и социальной адаптации. Им сложно самостоятельно формировать представления о разнообразии мира. Так как восприятие абстрактных понятий для них затруднено.

Эти особенности требуют разработки специальных методов и приемов, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков. Одним из перспективных направлений является использование регионального компонента в коррекционно-образовательном процессе. Получение ребенком конкретных примеров из жизни своего поселка, природы, которая его окружает, обычаев и традиций Ленинградской области позволит ему увидеть связь школьных знаний с повседневной жизнью. Включение регионального компонента даст возможность увидеть реальные проявления научных законов и закономерностей, облегчит восприятие сложных понятий. Ребенок постепенно переходит от простого к более сложному уровню познания. Яркие визуальные образы и рассказы о памятниках, музеях, народных праздниках активизирует творческие силы ребенка, развивая креативное мышление.

Таким образом включение регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс решает ряд важных задач, направленных на развитие познавательной деятельности и социальной адаптацией младших школьников с задержкой психического развития. Поэтому считаю, что выбранная мною методическая тема «Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на основе включения регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс» является актуальной и значимой.

Предполагаемый результат:

Включение регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс способствует ослаблению нарушений познавательных процессов и развитию до нормативного уровня необходимых для освоения учебного материала психических функций обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.

Продукт: разработка методического пособия по интегрированию регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс в рамках коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для детей ОВЗ (ЗПР).

Основная часть.

Опираясь на Федеральную рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир», содержание которого раскрывает роль человека в природе и обществе, знакомит с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание», и интегрируя элементы регионального компонента (Ленинградская область) в коррекционно-образовательный процесс, мною была разработана система занятий в рамках коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 1-1 дополнительный класс .

Содержание регионального компонента

Коррекционно-развивающие занятия с включением регионального компонента разработаны на два года и входят в коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические), составляют 33 часа в 1 классе (1 год обучения) и 33 часа в 1 дополнительном классе (2 год обучения) из них: 4 часа диагностических занятий (начало и конец года) и 29 часов коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.







Содержание регионального компонента по классам:

Календарно-тематическое планирование 1 класс (1 год обучения)

Кол-во часов

Тема

Содержание коррекционной работы

Раздел 1. Человек и общество


2

Диагностика познавательных процессов


Обследование пространственно-временных представлений.

Сформированность предметных результатов.

Обследование устной речи.


1

Моя семья

Различение, выделение и называние основных цветов спектра. Сопоставление цвета окружающих предметов с эталонами цветов.


1

Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

Плоскостные геометрические фигуры, выделение признаков формы. Нахождение в окружающем пространстве предметов определенной формы.


1

Дом, где мы живем.

Различение зрительно воспринимаемых объектов, реалистичных, силуэтных, контурных, наложенных, зашумленных. Различение тактильных ощущений (по весу, гладкости, жесткости).


1

Домашний адрес.

Определение предметов на ощупь («волшебный мешочек», буквенный и цифровой гнозис).


1

Первоначальные сведения о родном крае.

Обозначение расположения предметов в пространстве с точкой отсчета от себя, отражение пространственных отношений в речи.


1

Название своего населенного пункта, региона – Ленинградская область.


Развитие пространственных представлений о взаимоотношении объектов в пространстве относительно друг друга. Конструирование из элементов плоскостной геометрической мозаики по образцу.


1

Карта Ленинградской области. Флаг и герб Ленинградской области.

Перекодирование плоскостных изображений в объемные. Ориентировка в пространственных признаках предметов (определение сторон предметов, наполняющих пространство).


1

Флаг и герб Ленинградской области, их символическое значение.

Ориентировка в пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо ориентира).


1

Всеволожский район – малая родина.

Знакомство со схемой пространства (кабинета, комнаты, столовой и т.д.).


1

Всеволожский район на карте ЛО, символическое значение флага и герба Всеволожского района.

Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции: Употребление в речи слов с пространственным значением: ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа, между, в середине, впереди, сзади, вверху, внизу.

Раздел 2. Человек и природа


1

Природа родного края

Развитие зрительного восприятия натуральных предметов, моделей предметов и восприятия предметных изображений, константности восприятия (узнавание предметов, изображенных в разных ракурсах и разном графическом исполнении: теневом, контурном, зашумленном).


1

Природа родного края

Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Формирование способности распределять внимание и переключать его между объектами.


1

Богатый растительный мир Ленинградской области.

Знакомство с приёмами опосредованного запоминания, установление связи между словом и графическим символом (запоминание и воспроизведение слов с опорой на картинку, пиктограмму).


1

Богатый растительный мир Ленинградской области.

Знакомство с алгоритмом учебных действий, развитие способности удерживать алгоритм, сопоставлять свои действия с каждым шагом алгоритма


1

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

Составление предложений по картинкам по лексической теме «Растения».


1

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

Рассказы-описания. Обучение составлению устного рассказа по опорным схемам по лексической теме «Растения».


1

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

Пополнение словаря обобщающими понятиями


1

Лиственные и хвойные растения.

Знакомство со сравнительным описанием. Расширение представлений по лексической теме «Деревья». Составление сравнительных описаний лиственных и хвойных растений с опорой на графические схемы.


1

Лиственные и хвойные растения.

Составление сравнительных описаний лиственных и хвойных растений с опорой на вопросы. Расширение представлений по лексической теме «Деревья»


1

Лиственные и хвойные растения.

Знакомство с алгоритмом пересказа текстов описательного характера по лексической теме «Деревья».


1

Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Обучение составлению пересказа по картинному плану по лексической теме «Деревья»


1

Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Обучение пересказу текстов с выраженной причинно-следственной связью


1

Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Формирование навыка анализирующего наблюдения. Предметы вокруг нас: их свойства и признаки. Выделение признаков и свойств предметов. Узнавание предмета по заданным характеристикам.


1

Мир животных Ленинградской области.

Абстрагирование свойств предметов; Схематическое изображение признаков. Сопоставление признаков, наблюдение за изменяющимися признаками (что изменилось). Совмещение признаков объекта (нахождение объектов по двум и более заданным признакам, заполнение матрицы по совмещению двух признаков)


1

Мир животных Ленинградской области.

Отличительные и сходные признаки объекта. Сопоставление объектов по признакам сходства и отличия. Использование понятий «такой же», «одинаковый», «в отличии от», «не такой как».

Выделение признаков для сравнения предметов, выполнение сравнения по заданному признаку. Отработка навыков сравнения идентичных картинок (найди отличия). Сопоставление признаков, нахождение среди схожих объектов одинаковых и разных частей


1

Мир животных Ленинградской области.

Формирование умения группировать предметы по заданному основанию и одному признаку


1

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).

Знакомство с обобщающими словами, отработка умения называть одним общим словом два предмета. Обобщение и конкретизация конкретных житейских понятий по визуальной опоре


1

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).

Установление причинно-следственных зависимостей между двумя действиями, событиями (сначала - потом). Установление последовательности событий в серии сюжетных картинок.


1

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).

Формирование умения делать умозаключения по аналогии на невербальном материале.


2

Диагностика познавательных процессов


Обследование пространственно-временных представлений.

Сформированность предметных результатов.

Обследование устной речи.

Итого:

33




Календарно-тематическое планирование 1 дополнительный класс (2 год обучения)


Кол-во часов

Тема

Содержание коррекционной работы

Раздел 1. Человек и общество


2

Диагностика познавательных процессов


Обследование пространственно-временных представлений.

Сформированность предметных результатов.

Обследование устной речи.


1

Ленинградская область. Герб и флаг. (актуализация знаний).

Практическая деятельность по овладению сенсорным эталоном формы: рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.


1

Путешествие на Северо-Запад. Всеволожский район – малая родина. (актуализация знаний)

Распознавание объектов, представленных в разных графических образах. Тактильное различение поверхностей, свойств поверхностей, барических ощущений, определение на ощупь предметов, сходных по форме.


1

Чем знаменит Всеволожский район.

Укрепление мелких мышц руки, выполнение практических действий с мелкими предметы и материалами разной консистенции. Конструирование по сложному образцу.


1

Культурные и исторические места Всеволожского района. Зубропитомник.

Отработка координации в системе «глаз-рука», развитие скоординированных действий и пространственно-графической ориентации (выполнение синхронных движений в одном и разных направлениях обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на развитие перекрестной координации движений).


1

Культурные и исторические места Всеволожского района. Рябово.

Моделирование пространственного расположения предмета относительно себя по инструкции с визуальной опорой. Определение направлений в пространстве относительно себя, относительно предмета.


1

Культурные и исторические места Всеволожского района. Осиновецкий маяк.

Употребление в речи слов с пространственным значением.


1

Культурные и исторические места Всеволожского района. Дорога Жизни.

Моделирование пространственного расположения предмета относительно себя по инструкции с визуальной опорой. Определение направлений в пространстве относительно себя, относительно предмета.


1

Культурные и исторические места Всеволожского района. Приютино.

Ориентировка в пространстве с помощью схемы. Схемы пути. Знакомство со схемой пути передвижения. Составление простейших схем пути. Соотнесение расположения предметов и объектов в реальном пространстве со схемой, расположение предметов в реальном пространстве по схеме.


1

Путешествие по Приозерскому району.

Отработка пространственной ориентировки на листе бумаги: копирование сложных узоров с пространственными элементами, выполнение графических диктантов.


1

Знакомство с достопримечательностями Приозерского района. Крепость «Корела».

Обозначение последовательности событий с помощью слов: раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.


1

Знакомство с достопримечательностями Приозерского района. Остров Коневец.

Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Отработка навыка удерживать произвольное внимание в течение заданного времени.


1

Путешествие по Выборгскому району.

Знакомство с приёмом запоминания и воспроизведения информации с опорой на схему, запоминание букв и цифр с опорой на ассоциации.


1

Знакомство с достопримечательностями Выборгского района. Парк «Монрепо»

Отработка умения руководствоваться образцом при выполнении задания.

Раздел 2. Человек и природа


1

Богатый растительный мир Ленинградской области. Деревья.

Отработка навыка работы с алгоритмом применения правила по визуальной опоре.


1

Богатый растительный мир Ленинградской области. Кустарники.

Обозначение схемой логических отношений.


1

Дикорастущие растения Ленинградской области. Травы.

Пересказ по опорным картинкам на основе прочитанного и/ или прослушанного рассказа описательно-повествовательного характера по теме «Травы». Расширение и уточнение представлений о дикорастущих растениях.


1

Дикорастущие растения Ленинградской области. Цветы.

Обучение алгоритму составления плана пересказа рассказа, содержащего сравнительные описания, по лексической теме «Растения». Обогащение представлении о разнообразии дикорастущих растений.


1

Дикорастущие растения Ленинградской области. Обобщающее занятие.

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок прочитанного и/ или прослушанного текста по лексической теме «Растения»


1

Культурные растения региона.

Алгоритм поиска в тексте опорных слов для составления краткого пересказа по лексической теме «Природа вокруг нас»


1

Культурные растения региона.

Обучение творческому пересказу текстов с открытым финалом по лексической теме «Растения».


1

Мир животных Ленинградской области. Звери.

Алгоритм составления вопросного плана рассказов описательного характера по лексической теме «Дикие животные». Обогащение представлений о разнообразии диких животных ЛО.


1

Мир животных Ленинградской области. Звери.

Составление рассказов повествовательного характера по личным наблюдениям, демонстрируемым действиям (видеоматериалам) с использованием опорных слов, опорных рисунков


1

Мир животных Ленинградской области. Птицы.

Упорядочивание рядов предметов по заданному признаку. Совмещение признаков объектов по двум-трём характеристикам. Формирование навыка соотносительного анализа (сопоставление по образцу, сличение идентичных изображений, нахождение одинаковых объектов). Выделение части из целого.


1

Мир животных Ленинградской области. Птицы.

Развитие анализирующего наблюдения. Отработка планомерности и точности анализа, умения выделить малозаметные детали картинки, проясняющие сюжет


1

Мир животных Ленинградской области. Рыбы.

Нахождение признаков для сопоставления при сравнении объектов. Отработка алгоритма сравнения объектов. Выделение признаков сходства и различия.


1

Мир животных Ленинградской области. Рыбы.

Отработка навыка группировки предметов по разным основаниям на основе практических действий. Формирование умения выбирать основание для классификации объектов.


1

Мир животных Ленинградской области. Насекомые.

Определение родо-видовых отношений. Формирование умения относить объект к роду по визуальной опоре


1

Мир животных Ленинградской области. Насекомые.

Установление последовательности событий серии сюжетных картинок


1

Мир животных Ленинградской области. Обобщающее занятие.

Построение суждений с логической связкой НЕ. Понимание и использование речевых конструкций с логической связкой И, ИЛИ.


2

Диагностика познавательных процессов


Обследование пространственно-временных представлений.

Сформированность предметных результатов.

Обследование устной речи.

Итого:

33











Оценка результативности интеграции регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс.

Результаты обучения детей по программе коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические») с интеграцией регионального компонента должны отвечать требованиям к результатам ФГОС для детей с ОВЗ НОО (для обучающихся с ОВЗ):

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Для оценивания результатов коррекционного воздействия на обучающихся целесообразно учитывать критерии, позволяющие комплексно оценить изменения в развитии детей.


Оценивание успешности освоения детьми регионального компонента проводится по трем направлениям (блокам) в баллах от 0 до 4:

0-не владеет, не развито;

1 - выполняет на простейшем и знакомом материале;

2 - развито недостаточно, представление недостаточно точные;

3 - большую часть заданий выполняет самостоятельно, представления достаточно точны;

4 –самостоятельно выполняет задания, показатели приближены к норме.



1 класс (1 год обучения)

I БЛОК: Развитие пространственных представлений;

КРИТЕРИИ:

Ориентировка в ближайшем окружении, в помещении, школе, квартире и др.

Ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной)

Умение выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции.


II БЛОК: Предметные результаты:

КРИТЕРИИ:

Человек и общество.

-Называет домашний адрес

-Знает название своего поселка

-Знает символику Ленинградской области.

-Знает символику Всеволожского района.

Человек и природа.

Растительный мир Ленинградской области

-Лиственные растения.

-Хвойные растения.

Животный мир Ленинградской области.

-Звери

-Насекомые

-Птицы

-Рыбы


III БЛОК: Речевое развитие.

КРИТЕРИИ:

Лексика:

Расширение объема словаря.

2. Связная речь

Составление предложений по картинкам.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Пересказ рассказа по вопросному плану.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Составление простого рассказа-описания по предложенным опорным иллюстрациям.

Составление пересказа текста с выраженной причинно-следственной связью.


1 дополнительный класс (2 год обучения)

I БЛОК: Развитие пространственных представлений;

КРИТЕРИИ:

Ориентировка во внешнем времени (по часам, по календарю)

Умение выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции.

Выполнение графических диктантов по образцу, на слух


II БЛОК: Предметные результаты:

КРИТЕРИИ:

Человек и общество.

-Культурные и исторические места Всеволожский район.

-Зубропитомник в Токсово.

-Дорога Жизни.

-Приютино.

-Осиновецкий маяк.

Человек и природа.

Растительный мир Ленинградской области

-Дикорастущие растения.

-Культурные растения.

Животный мир Ленинградской области.

-Звери

-Насекомые

-Птицы

-Рыбы


III БЛОК: Речевое развитие.

КРИТЕРИИ:

Лексика:

Расширение объема словаря.

Связная речь

Пересказ по опорным картинкам на основе прочитанного

Составления плана пересказа рассказа, содержащего сравнительные описания

Составления вопросного плана рассказов описательного характера

Составление рассказов повествовательного характера по личным наблюдениям











Мониторинг успешности формирования познавательной деятельности по изучению регионального компонента в 1 классе 2023-2024 уч.г. X


ФИ

I БЛОК Развитие пространственно-временных представлений

II БЛОК Предметные результаты

III БЛОК Речевое развитие

Итог

Итог

%

%

Ориентируется в помещении

Ориентируется на плоскости

Умеет выражать пространственные отношения в речи

Человек и общество

Человек и природа

Лексика

Связная речь





Называет домашний адрес

Знает название своего поселка

Знает символику ЛО

Знает символику Всевол.р-на

Растительный мир ЛО

Животный мир ЛО





Лиственные растения

Хвойные растения

звери

насекомые

птицы

рыбы



 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Денис Б.

2

2

2

2

1

2

1

2

1

3

1

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

17

31

28

52

Татьяна К.

2

3

2

3

2

2

1

3

3

3

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

21

34

35

57

Ярослав М.

3

3

2

3

2

2

3

3

3

3

1

3

1

3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

31

39

52

65

Дмитрий Ф.

2

2

1

2

1

2

1

2

3

3

1

3

1

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

18

32

30

53

Мирон Ч.

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

1

3

1

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

30

41

50

68

Итого:

12

13

9

13

8

11

8

13

13

15

5

14

5

13

7

11

7

11

8

11

7

11

7

11

7

11

7

11

7

8

 

 

 

 

%

60

65

45

65

40

55

40

65

65

75

25

70

25

65

35

55

35

55

40

55

35

55

35

55

35

55

35

55

35

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

44

 

 

35

48

 

 

 

 

Мониторинг успешности формирования познавательной деятельности по изучению регионального компонента в 1 дополнительном классе 2024-2025 уч.г.

ФИ

I БЛОК Развитие пространственно-временных представлений

II БЛОК Предметные результаты

III БЛОК Речевое развитие

Итог

Итог

%

%

Ориентируется по часам, календ.

Умеет выражать пространственные отношения в речи

Выполняет графичческие диктанты

Человек и общество

Человек и природа

Лексика

Связная речь

Зубропитомник

Дорога Жизни

Приютино

Осиновецкий маяк

Растительный мир ЛО

Животный мир ЛО



Дикорастущие растения

Культурные растения

звери

насекомые

птицы

рыбы

 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Денис Б.

2

3

2

2

2

3

1

3

2

3

2

2

1

3

1

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

1

2

26

39

43

65

Татьяна К.

2

2

3

3

3

3

1

2

3

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

32

38

53

63

Ярослав М.

3

3

3

3

3

4

3

3

2

2

2

3

2

3

2

3

3

3

2

2

2

3

2

2

2

2

3

3

2

2

36

41

60

68

Дмитрий Ф.

2

2

2

3

2

2

1

2

2

3

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

1

2

26

34

43

57

Мирон Ч.

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

3

3

2

3

2

3

30

40

50

67

Итого:

11

13

13

14

13

15

1

13

11

14

9

12

9

13

8

12

10

12

10

12

9

12

9

13

11

13

11

12

8

12

 

 

 

 

%

55

65

65

70

65

75

5

65

55

70

45

60

45

65

40

60

50

60

50

60

45

60

45

65

55

65

55

60

40

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

63

 

 

48

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Динамика успешности формирования познавательной деятельности по изучению регионального компонента Ленинградская область за период с 2023-2024 уч.г. По 2024-2025 уч.г.



 

2023-2024 уч.г.

2024-2025 уч.г.

%

%

н

к

н

к

н

к

I БЛОК Развитие пространственно-временных представлений

48

62

62

70

55

66

II БЛОК Предметные результаты

33

44

44

63

39

54

III БЛОК Речевое развитие

35

48

48

60

42

54

Итого %

39

51

51

64

 

 




t1757805564aa.gif



Таблицы мониторинга позволяют учителю-дефектологу оценить реальные учебные достижения обучающихся и качество сформированности познавательной деятельности по региональному компоненту в рамках коррекционного курса.





Выводы:

Реализованная мною работа над методической темой: «Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на основе включения регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс» позволила успешно разработать и внедрить систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Благодаря интеграции элементов регионального компонента и федеральной рабочей программы начального общего образования «Окружающий мир» была создана благоприятная среда для активизации мыслительных процессов, повышения мотивации и формирования устойчивых представлений об окружающей действительности.

Эффективность включения регионального компонента в коррекционно-образовательный процесс подтверждается проведенным мониторингом познавательной деятельности за период с 2023-2024 уч.г. по 2024-2025 уч.г. Анализ полученных данных показал положительную динамику практически по всем критериям оценки. Наблюдалось улучшение качества запоминания информации, повышение скорости обработки учебных материалов и увеличение объема активной лексики.

Стоит заметить, что дети проявляли повышенный интерес к занятиям, на которых использовался материал, связанный с родным краем. Это позволило повысить мотивацию к занятиям. Обучающиеся получили больше возможности познакомиться с природой, историей и культурой Ленинградской области, что способствовало расширению кругозора. Информация, представленная в виде региональной составляющей, воспринималась детьми легче, что влекло улучшение понимания учебного материала.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации