Статья «Потенциал взаимодействия школы и вуза в условиях профилизации образования»
Потенциал взаимодействия школы и вуза в условиях профилизации образования
Кайкенова А.А., заместитель директора
по научно-методической работе
Средняя общеобразовательная школа № 21 (г. Павлодар)
В современном мире роль образования очевидна. Образование - одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве страны затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Для решения данного вопроса необходимо использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой. В рамках решения этого вопроса наша школа стала экспериментальной площадкой по реализации профильного образования в условиях взаимодействия школы и вуза. Школа в течение последних лет работает в режиме эксперимента[1, с.25].
Перспективными направлениями инновационной деятельности нашей школы в режиме эксперимента являются:
-Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся в рамках профильного обучения;
- Анализ механизмов взаимодействия школы с вузами с целью модернизации форм учебного процесса.
Анализируя деятельность школы в режиме эксперимента можно отметить следующее:
1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса заключалась в организации предпрофильного о профильные обучения в режиме взаимодействия с Вузами. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществлялась на основе нормативных документов МОН РК. В данном направлении мы исходили из того, что профильное обучение и первый его этап – предпрофильная подготовка – призваны помочь ученику найти своё место в жизни, т.е. помочь самоопределиться – знать четкие ответы на главные вопросы кем я хочу стать в этой жизни и почему, могу ли я выбрать именно этот путь, что и как для этого мне необходимо сделать, т.е. создавали условия для формирования конкурентоспособной личности.
Профильное обучение позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования[1, с.89].
В связи с этим в школе внедрены спецкурсы по предпрофильной подготовке учащихся, такие как: «Теория и практика анализа текста», «Логика», «Условия успешной коммуникации», «Решение задач по химии», «Текстовые задачи и пути их решения», «Методы решения физических задач», «Биология в задачах». Курс «Логика» начинается с 1-го класса.
За годы работы в режиме эксперимента в школе сформировалась своеобразная технология профильной ориентации в 8-9 классах, включающая в себя следующие составляющие:
Диагностика познавательных интересов и профессиональной направленности;
Проведение классных часов «Выбирая профиль, выбираешь профессию», «Куда пойду учиться после 9 класса»;
Проведение родительских собраний в 8-9 классах «Профиль. Образование», «Карьера», в 10-11 классах «Современная ситуация на рынке труда и выбор профессии».
Оформление сменных стендов «Я выбираю профессию», «Выпускнику», расположенных в фойе школы;
Встреча с ППС Вузов региона на предмет самоопределения
Опыт работы показывает, что при всём многообразии средств педагогического сопровождения самоопределения школьников, центральным направлением работы школы со старшими школьниками должно стать информационное сопровождение профильного обучения, которое охватывает всех участников учебно – воспитательного процесса: учеников, учителей и родителей.
В рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения формируется набор курсов по выбору. Курсы направленны на профильную ориентацию и развитие интереса к определенному профилю или направлению.
В профильных классах учеными Вузов г. Павлодара читаются спецкурсы «Специальные методы решения уравнений и неравенств», «Теория вероятности и математической статистики», «Научные основы познания», «Методы решения сложных задач по физике», «Физические методы исследования природы». Содержание данных спецкурсов направлено на формирование у учащихся естественно-научной картины и направляет их на выбор технических специальностей при поступлении в Вуз.
Несомненно, неотъемлемой частью инновационной работы являются одаренные дети. В школе работает программа «Одаренные дети» включающая подготовку и участие детей в предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов. Данные направления работы реализуются в экспериментальных лабораториях, обществах. Большое внимание в своей работе уделяем профессиональному самоопределению учащихся через вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность.
В нашей школе количество ребят, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, и проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. В школе успешно работает научное общество учащихся «Жас толкын», по следующим секциям: «Биология», «Охрана окружающей среды и здоровья человека», «Физика», «История», «Краеведение», «Начальная школа», «Русская и зарубежная лингвистика», «Химия». В процессе выполнения исследовательского проекта учащиеся собирают материал для своих работ, обрабатывают и оформляют его. У каждого учащегося в своей секции есть индивидуальный план, по которому он выполняет исследовательскую работу. Члены НОУ готовые исследовательские проекты представляют на школьной научно-практической конференции, научно-практических конференциях различного уровня, конкурсе научных проектов школьников[2, с.92].
Работая в данном направлении, мы выделяем следующие проблемы научно- исследовательской работы в школе:
-практическое использование полученных результатов;
-выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело;
-соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
Конечно, не у всех ребят, получается, приобщиться к научно-исследовательской деятельности т.к. и сам ученик должен обладать определенными компетентностями:
-работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования;
-критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы;
-чётко и ясно излагать свои мысли.
Следует помнить, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. С целью знакомства учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, формирования познавательной самостоятельности в школе преподавателя вуза проводятся занятия по программе спецкурса «Научные основы познания».
Реализация программы спецкурса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ наших учащихся позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределённость результата, который могут дать исследования[3, с.63].
В качестве методического инструментария исследований нашими педагогами используются теоретические методы-операции, методы-действия, эмпирические методы-операции. Результаты исследований могут быть представлены в виде публичного доклада или сообщения, обсуждение результатов, дискуссия, публичная защита.
Выработаны также основные требования к представляемым для участия в конференции работам:
-чёткость и доступность изложения материала;
соответствие темы работы её содержанию;
-актуальность и практическая значимость работы;
-эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
-наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
-умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
-оформление научной работы;
-культура выступления на конференции (регламент выступления, выступление должно проходить чётко, работа может сопровождаться наглядным материалом)
Мы считаем, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:
- для учащихся (развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему, наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя, развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы);
-педагогам организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, повысить дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;
-для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, снижение конфликтности в семье, возможность активного участия в школьной жизни;
-школа получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе, вести инновационную деятельность, информировать о деятельности учреждения через издание статей, представление докладов, выступлений, публичных отчетов на конференциях разного уровня, формировать социальное партнерство, реализовывать программы по созданию единой детской организации, основанной на принципах самоуправления.
Для школы всегда существует серьезное испытание, заключающееся в ответе на вопрос «Что он имеет в своем багаже выпускник школы»? Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. Путь повышения ценности образования и интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой школьной практики, которая была бы адекватна современной культуре в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Список использованной литературы:
1.Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4 – 29.
2.Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школьников / В. С. Безрукова. – Библиотека журнала «Директор школы» выпуск № 2, 2002 год. – М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.
3.Белых, С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. - Комментарии А. С. Савичева. Под ред. А. С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.