МЕТОДИКА.
УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПЯТИ ОСНОВНЫХ ПОДСТРУКТУР.
1. Топологическая подструктура обеспечивает:
- замкнутость
- компактность
- связность образов
- непрерывность их трансформации
- мысленное выращивание, вылепливание в представлении школьника объекта
2. Порядковая подструктура отражает стремление:
- иерархировать
- располагать объекты или элементы последовательно в соответствии с предписанием
- сопоставлять фигуры и их составляющие по характеристикам ( больше -- меньше,
ближе — дальше, часть — целое, пересекается — не пересекается, меняет скорость,
характер движения, положение, форму, конструкцию и т.д.).
3. Проективная подструктура позволяет:
- изучать объект или его изображение с определённого, самостоятельно выбранного
положения
- проецировать с этой позиции фигуру на изображение или наоборот
- устанавливать между фигурой и изображением соответствие
4. Метрическая подструктура обеспечивает:
- вычленение в объектах и их компонентах количественных величин и отношений
( размеры, углы, расстояния, протяжённость и т.д.)
5. Алгебраическая подструктура позволяет:
- осуществить прямые и обратные операции по преобразованию пространственных
образов, различные комбинации и манипуляции ими посредством мысленных поворотов
и параллельных переносов, симметрий и т.д.
- осуществлять расчленение и соединение элементов пространственных объектов
- заменить несколько операций одной
- объединить несколько блоков предметов в один
- выполнять операции над образами в любой последовательности
Пример задачи: как произвести включение и выключение
лампочки из двух различных мест?
Действия и рассуждения школьников с различным пространственным мышлением:
1. (Топ.) — выясняли замкнутая или незамкнутая цепь.
2. (Пор.) — их интересовала последовательность элементов цепи по данным задачи.
3. (Проек.) — проецировали реальную ситуацию в коридоре на схему.
4. (Метр.) — акцентировали внимание на количестве элементов цепи.
5. (Алг.) — перебирали всевозможные комбинации и манипуляции элементов в цепи.
ЗАДАЧУ РЕШИЛИ ПОСЛЕДНИЕ!!!
Особенности пространственного мышления:
-- подструктуры пересекаются
-- их доля представительства в пространственном мышлении различна
-- всегда есть ведущая подструктура