12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахметзянова Фаузия Шамиловна52
3

Статья на тему «Развитие речи и творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования»

УДК 37.022

Ф.Ш. Ахметзянова

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Башкирская гимназия»

РБ, г. Агидель

 

Исследовательский подход в обучении

Тема: Развитие речи и творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования.

 

Аннотация

В статье описана необходимость использования исследовательского подхода в обучении младших школьников на уроках русского языка и чтения и представлен алгоритм формирования творческих способностей младшего школьника. Применение в обучении исследовательского подхода способствует развитию речи и творческих способностей обучающихся, ведёт к воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации, формированию прочных знаний, развитию интеллектуальной сферы личности.

Ключевые слова

Исследование, творческие способности, формы работы, алгоритм действий, познавательная деятельность.

 

Опыт «Развитие речи и творческих способностей, обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования» родился, когда было замечено, что у некоторых детей, поступающих в первый класс, отсутствует дошколь­ная подготовка, так как они не посещали детский сад, или в дошкольном коллективе не бы­ло надлежащих условий для организации полноценного процесса подготовки к школе. От­сюда и стандартизация мышления детей, и низкий уровень творчества. В дальнейшем, в процессе обучения эти дети страдают оттого, что у них слабо развита устная и письменная речь, они не могут грамотно, обоснованно доказать свою мысль, построить логически свя­занные предложения. Возникла необходимость развивать речь и творческие способности младших школьников.

Главная цель - интеллектуально-творческое развитие младших школьников и формирова­ние активной речемыслительной деятельности.

Отсюда вытекает ряд задач:

- обеспечить овладение методом научного познания мира, себя в этом мире;

- сформировать мотивы и способы исследовательской деятельности;

- развивать умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи;

- делать обобщения, т.е. развивать логическое мышление и коммуникативные функции мышления;

- вести формирование учебно-познавательных интересов и овладение функциональной грамотностью. [4]

Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, мате­матики, изобразительной деятельности, природоведения. Однако русский язык и литературное чтение всегда были и остаются такими учебными предметами в начальной школе, которым принад­лежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Русский язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения. На уроках русского языка и литературного чтения используются различные методы и приёмы обучения младших школьников. Программа УМК «Перспектива» построена на использовании творческих заданий и исследовательского метода работы. [2]

Для формирования творческих способностей необходимы следующие условия:

- сво­бодная атмосфера в школе и классе;

- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;

- предоставление самостоятель­ности в познавательной деятельности;

- помощь наводящая, а не подсказывающая;

- высокий уровень познавательных интересов учащихся, мотивация учения, решение субъективно-творческих задач;

- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и пр.). [4]

Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий не способствуют активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. Процесс формирования творческих способностей и речи учащихся на уроках русского языкa и литературного чтения можно представить в виде алгоритма, состоящего из трёх этапов. Для каждого этапа определены конкретные творческие задания. [5]

Алгоритм формирования творческих способностей младшего школьника

Этап подготовительный:

предпосылки, элементы творчества в обычной, ис­полнительской деятельности:

Приёмы работы:

- языковые игры;

-конкурсы;

- викторины;

- выступления на утренниках и на занятиях.

Этап исследовательской деятельности:

творчество в изучении языка, конструирование, конструктивная деятель­ность в изучении языковой теории и практики.

Приёмы работы:

- наблюдение над языковыми явлениями;

- построение языковых структур;

- сочинения различных типов и назначений;

- субъективно – творческие задачи.

Этап рефлексии:

Самовыражение индивидуальности, личности ученика через различные виды деятельности, связанные с языком.

Приёмы работы:

- мастерская письма;

- стихи;

- сочинения;

- письма;

- поздравления. [4]

Представленная выше система формирования творческих способностей учащихся на уроках русского языкa и литературного чтения была разработана в течение нескольких лет с опорой на педагогический опыт В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили. [1]

Остановимся подробнее на этапах работы.

Первый этап - подготовительный. Этап формирования у учеников качеств, слу­жащих предпосылками для творческой деятельности, которые весьма полезны и для обычной познавательной, учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоми­нания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Это раз­личные игры со словами («Цепочка», «Путаница», «Лишнее слово»), задания для раз­вития логического мышления (задачи «Третье слово», ребусы, сравнения), конкурсы, викторины, проводимые во внеурочное время, выступления на утренниках и на занятиях. Итак, первый компонент системы - это предпосылки творчества, которые могут перерасти в подлинное творчество.

Второй этап содержит элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе творческого подхода к изучению русского языка и чтения, к выполнению различных заданий, конструированию, конструктивная деятельность в изучении теории и в практике. [4]

В данный блок входят следующие виды работ по русскому языку:

- наблюдения над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над употреблением слов в различных значениях (блеск, блестеть, блестящий); над текстом - его структурами (вступление, основная часть, заключительная часть); выделение общих признаков явлений (падежные окончания существительных), простейшие обобщения;

- построение языковых структур-таблиц склонения и спряжения, моделей словообразования, схем предложений различных типов (простое предложение с одно­родными членами, с прямой речью, сложное предложение), алгоритмов реше­ния грамматико-орфографических задач по правилам (как действовать, чтобы определить какую гласную писать в безударном личном окончании глагола), но обязательно с нарастающей степенью познавательной самостоятельности уча­щихся в этих построениях;

- конструирование относится и к речевой деятельности, это и построение предло­жений усложнённого, нового для учащихся типа, и создание текста различных типов (описание, рассуждение, повествование) и назначений (письма, поздрав­ления, приглашения, письма-фантазии, сказка, стихи). [5]

Например, после зна­комства с миниатюрами Г. Цыферова, дети придумывали свои стихи. Ученик 4 -го класса написал:

«Снег весной лежит и плачет,

Грустно шепчет про себя:

- До свиданья, дети!

Мне уходить пора … »

В классе была организована переписка. Ученики писали письма друг другу, учителю, складывали треугольники и опускали в специальный почтовый ящик в классе. Ино­гда детям предлагались разные вопросы из школьной и домашней жизни. Прочитав письмо, ученики писали ответ. От реальных писем мы перешли к письмам-фантазиям (письма из леса от птиц).

Фантазирование является в данном случае основой развития речи и детского творчества и служит формированию творческих способностей. Написав письмо - ответ, дети читают написанное вслух. Хочется подчеркнуть, что доверительная обстановка в классе даёт необходимую раскованность в письме без потери хорошего тона, поднима­ет интерес к таким упражнениям.

Пример использования метода исследования в игровой форме на уроке русского языка – фонетический анализ. Ведь анализ информации – важнейший компонент исследовательской проектной деятельности.

«Мы будем решать фонетическую задачку. Да, задачки бывают не только математические. Попробуйте догадаться, чему посвящены фонетические задачи. (Звукам.) Фонетическая задачка «Маша и Медведь» - на твердые и мягкие согласные звуки.

Пришла Машенька к избушке Медведя. Она стучала столько раз, сколько мягких согласных в слове «дверь». Медведь предложил Машеньке остаться печку топить да кашу варить на столько лет, сколько мягких согласных звуков в этих словах: «тужить», «горевать», «печалиться». (1+2+3=6.)

Моменты исследования, посильного конструирования мы используем почти на каждом уроке русского языка и чтения, например:

«Открытие» способа проверки безударных гласных «е/и» в падежных

окончаниях имен существительных не по таблице склонений, как в учебнике, а

по принципу сильных и слабых позиций фонем (в зеркале - в луне];

Самостоятельное нахождение в слове орфограмм, подбор проверочного слова;

Составление словесного или графического диафильма;

Придумывание загадки про колокольчик, про зайца …;

Сочинение сказки, например «Танцуют снежинки», по данному началу;

Различные интеллектуальные игры:

В «Словарике для запоминания» даны слова с непроверяемым

написанием: «Одинна­дцать, двенадцать, самолёт, путешествие…».

Разберите слова по составу, опираясь на состав слов, попытай­тесь объяснить их написание.

Добавьте звук в каждое слово, чтобы получилось новое слово.

Например: роза – гроза.

Удочка, рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.[4]

При изучении темы «Написание безударных гласных в окончаниях глаголов» я не даю учащимся готовые ответы и определения, а ставлю перед ними проблемную си­туацию: как определить спряжение глаголов в словах типа: мы стро…м, они стро… т. Дети пытают­ся применить правило определения спряжения по З-ему лицу множественного числа глагола, подставляя местоимение – они -. При этом учащиеся путаются в вариантах. Тогда у них возникает мотив к узнава­нию способа определения спряжения глагола. На этом этапе им предлагается групповая или парная форма работы по карточкам: даются глаголы и рядом с ними задания к выполнению, которые позволяют учащимся выявить закономерность в правописа­нии окончаний глаголов 1-ro и 2-го спряжений. Итогом работы является составление алгоритма действий по определению спряжения глагола.

Подобные алгоритмы, схемы, таблицы, модели слов, предложений являются вспомо­гательными средствами, которые часто применяются на последующих уроках. Удовлетворение от самостоятельно полученных знаний является в данном случае дополнительной мотивацией к дальнейшей познавательной деятельности. [5]

Субъективно-творческие задания по группам, т.е. осуществляется

технология разноуровневой дифференциации. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Обучение, по выражению Ш.А.Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. [3]

Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе, даю такие задания (по уровню творчества)

1 уровень: Прочитай сказку и подчеркни непонятные слова.

2 уровень: Прочитай сказку и объясни непонятные слова.

3 уровень: Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.[3]

По русскому языку в качестве примера приведу задания по теме “Глагол”:

1 уровень:

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

2 уровень:

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3 уровень:

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

- Участие в сочинении и инсценирование сказки.

Сочинение по наблюдениям с элементами описания. «Зимнее утро». Ученик дол­жен суметь отобрать и использовать языковые средства. Он в свою работу введёт свое видение, воображение, опыт, покажет отношение к природе.

Иллюстрирование сюжета, отражающего момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, дети вносят в работу что-то своё, от своего понимания героя и события, - это самовыражение. Самовыразиться ребёнку помогают уроки – мастерские, в частности, мастерская письма, цель этих уроков – развитие творчества, устной и письменной речи учащихся, коммуникативного мышления.[6]

Созданию текста помогают рисование, групповая деятельность, обсуждение, уточнение деталей, экскурсии, наблюдения. Например, учащимся даётся задание – написать сочинение – наблюдение «Жизнь моей кошки». На предварительном этапе проводится работа по подбору слов по этой теме (определений, глаголов), подбору синонимов к слову «двигаться», описанию различных ситуаций из жизни животного.[5]

Следующий этап мастерской письма – социализация (самоутверждение) через чтение сочинения по желанию без исправления ошибок со стороны учителя, иначе текст не может стать свободным, творчество будет сковано страхом перед ошибкой.[4]

И, наконец, рефлексия – когда ученик осознаёт потребность в такой деятельности, её цель, задачу и осмысливает, достиг ли он цели и почему не смог этого сделать, а учитель может поставить перед собой следующие задачи по развитию речи и творческих способностей детей.

Для учителя главное на уроке – открытость, раскрепощенность детей, ведь им не нужны опека, им нужен простор для мысли и самовыражения. Детское творчество неисчерпаемо. Исследовательский метод обучения предполагает как организацию процесса выработки новых знаний, так и их закрепление. Принципиальное его отличие состоит в том, что оно не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Применение исследовательского подхода в обучении младших школьников создаёт благоприятные условия для проявления интеллектуально – творческих способностей учащихся. Творческие задания, подобранные в учебнике, расширяют кругозор и инициативу учащихся. На уроках создаются проблемные ситуации и дети путём самостоятельного исследования «открывают» новые знания. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, позволяет увидеть и оценить собственные учебные успехи.

Применяя описанные методы и формы на уроках русского языка и чтения, мы отходим от использования памяти в качестве единственной опоры в обучении, нами привлекаются также и другие средства – воображение, внимание, мышление. Развитие творческих способностей и речи учащихся – залог успешного обучения младшего школьника в среднем звене и его социализации в обществе.

 

Список использованной литературы:

Арцев. М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005. - № 6.

Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - № 7.

Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 1992.

Иконникова И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа +/-. – 2007. - № 9.

Молибоженко В.В. Исследовательская деятельность школьников как прием обучения. Из опыта практической работы с исследовательскими проектами школьников // Учитель в школе. – 2008. - № 3.

Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1.

 

© Ф.Ш. Ахметзянова, 2020

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.