Статья на тему «Развитие речи и творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования»
УДК 37.022
Ф.Ш. Ахметзянова
учитель начальных классов высшей категории
МАОУ «Башкирская гимназия»
РБ, г. Агидель
Исследовательский подход в обучении
Тема: Развитие речи и творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования.
Аннотация
В статье описана необходимость использования исследовательского подхода в обучении младших школьников на уроках русского языка и чтения и представлен алгоритм формирования творческих способностей младшего школьника. Применение в обучении исследовательского подхода способствует развитию речи и творческих способностей обучающихся, ведёт к воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации, формированию прочных знаний, развитию интеллектуальной сферы личности.
Ключевые слова
Исследование, творческие способности, формы работы, алгоритм действий, познавательная деятельность.
Опыт «Развитие речи и творческих способностей, обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования» родился, когда было замечено, что у некоторых детей, поступающих в первый класс, отсутствует дошкольная подготовка, так как они не посещали детский сад, или в дошкольном коллективе не было надлежащих условий для организации полноценного процесса подготовки к школе. Отсюда и стандартизация мышления детей, и низкий уровень творчества. В дальнейшем, в процессе обучения эти дети страдают оттого, что у них слабо развита устная и письменная речь, они не могут грамотно, обоснованно доказать свою мысль, построить логически связанные предложения. Возникла необходимость развивать речь и творческие способности младших школьников.
Главная цель - интеллектуально-творческое развитие младших школьников и формирование активной речемыслительной деятельности.
Отсюда вытекает ряд задач:
- обеспечить овладение методом научного познания мира, себя в этом мире;
- сформировать мотивы и способы исследовательской деятельности;
- развивать умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи;
- делать обобщения, т.е. развивать логическое мышление и коммуникативные функции мышления;
- вести формирование учебно-познавательных интересов и овладение функциональной грамотностью. [4]
Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математики, изобразительной деятельности, природоведения. Однако русский язык и литературное чтение всегда были и остаются такими учебными предметами в начальной школе, которым принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Русский язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения. На уроках русского языка и литературного чтения используются различные методы и приёмы обучения младших школьников. Программа УМК «Перспектива» построена на использовании творческих заданий и исследовательского метода работы. [2]
Для формирования творческих способностей необходимы следующие условия:
- свободная атмосфера в школе и классе;
- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
- предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;
- помощь наводящая, а не подсказывающая;
- высокий уровень познавательных интересов учащихся, мотивация учения, решение субъективно-творческих задач;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и пр.). [4]
Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий не способствуют активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. Процесс формирования творческих способностей и речи учащихся на уроках русского языкa и литературного чтения можно представить в виде алгоритма, состоящего из трёх этапов. Для каждого этапа определены конкретные творческие задания. [5]
Алгоритм формирования творческих способностей младшего школьника
Этап подготовительный:
предпосылки, элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности:
Приёмы работы:
- языковые игры;
-конкурсы;
- викторины;
- выступления на утренниках и на занятиях.
Этап исследовательской деятельности:
творчество в изучении языка, конструирование, конструктивная деятельность в изучении языковой теории и практики.
Приёмы работы:
- наблюдение над языковыми явлениями;
- построение языковых структур;
- сочинения различных типов и назначений;
- субъективно – творческие задачи.
Этап рефлексии:
Самовыражение индивидуальности, личности ученика через различные виды деятельности, связанные с языком.
Приёмы работы:
- мастерская письма;
- стихи;
- сочинения;
- письма;
- поздравления. [4]
Представленная выше система формирования творческих способностей учащихся на уроках русского языкa и литературного чтения была разработана в течение нескольких лет с опорой на педагогический опыт В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили. [1]
Остановимся подробнее на этапах работы.
Первый этап - подготовительный. Этап формирования у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые весьма полезны и для обычной познавательной, учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Это различные игры со словами («Цепочка», «Путаница», «Лишнее слово»), задания для развития логического мышления (задачи «Третье слово», ребусы, сравнения), конкурсы, викторины, проводимые во внеурочное время, выступления на утренниках и на занятиях. Итак, первый компонент системы - это предпосылки творчества, которые могут перерасти в подлинное творчество.
Второй этап содержит элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе творческого подхода к изучению русского языка и чтения, к выполнению различных заданий, конструированию, конструктивная деятельность в изучении теории и в практике. [4]
В данный блок входят следующие виды работ по русскому языку:
- наблюдения над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над употреблением слов в различных значениях (блеск, блестеть, блестящий); над текстом - его структурами (вступление, основная часть, заключительная часть); выделение общих признаков явлений (падежные окончания существительных), простейшие обобщения;
- построение языковых структур-таблиц склонения и спряжения, моделей словообразования, схем предложений различных типов (простое предложение с однородными членами, с прямой речью, сложное предложение), алгоритмов решения грамматико-орфографических задач по правилам (как действовать, чтобы определить какую гласную писать в безударном личном окончании глагола), но обязательно с нарастающей степенью познавательной самостоятельности учащихся в этих построениях;
- конструирование относится и к речевой деятельности, это и построение предложений усложнённого, нового для учащихся типа, и создание текста различных типов (описание, рассуждение, повествование) и назначений (письма, поздравления, приглашения, письма-фантазии, сказка, стихи). [5]
Например, после знакомства с миниатюрами Г. Цыферова, дети придумывали свои стихи. Ученик 4 -го класса написал:
«Снег весной лежит и плачет,
Грустно шепчет про себя:
- До свиданья, дети!
Мне уходить пора … »
В классе была организована переписка. Ученики писали письма друг другу, учителю, складывали треугольники и опускали в специальный почтовый ящик в классе. Иногда детям предлагались разные вопросы из школьной и домашней жизни. Прочитав письмо, ученики писали ответ. От реальных писем мы перешли к письмам-фантазиям (письма из леса от птиц).
Фантазирование является в данном случае основой развития речи и детского творчества и служит формированию творческих способностей. Написав письмо - ответ, дети читают написанное вслух. Хочется подчеркнуть, что доверительная обстановка в классе даёт необходимую раскованность в письме без потери хорошего тона, поднимает интерес к таким упражнениям.
Пример использования метода исследования в игровой форме на уроке русского языка – фонетический анализ. Ведь анализ информации – важнейший компонент исследовательской проектной деятельности.
«Мы будем решать фонетическую задачку. Да, задачки бывают не только математические. Попробуйте догадаться, чему посвящены фонетические задачи. (Звукам.) Фонетическая задачка «Маша и Медведь» - на твердые и мягкие согласные звуки.
Пришла Машенька к избушке Медведя. Она стучала столько раз, сколько мягких согласных в слове «дверь». Медведь предложил Машеньке остаться печку топить да кашу варить на столько лет, сколько мягких согласных звуков в этих словах: «тужить», «горевать», «печалиться». (1+2+3=6.)
Моменты исследования, посильного конструирования мы используем почти на каждом уроке русского языка и чтения, например:
• «Открытие» способа проверки безударных гласных «е/и» в падежных
окончаниях имен существительных не по таблице склонений, как в учебнике, а
по принципу сильных и слабых позиций фонем (в зеркале - в луне];
• Самостоятельное нахождение в слове орфограмм, подбор проверочного слова;
• Составление словесного или графического диафильма;
• Придумывание загадки про колокольчик, про зайца …;
• Сочинение сказки, например «Танцуют снежинки», по данному началу;
• Различные интеллектуальные игры:
В «Словарике для запоминания» даны слова с непроверяемым
написанием: «Одиннадцать, двенадцать, самолёт, путешествие…».
Разберите слова по составу, опираясь на состав слов, попытайтесь объяснить их написание.
Добавьте звук в каждое слово, чтобы получилось новое слово.
Например: роза – гроза.
Удочка, рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.[4]
При изучении темы «Написание безударных гласных в окончаниях глаголов» я не даю учащимся готовые ответы и определения, а ставлю перед ними проблемную ситуацию: как определить спряжение глаголов в словах типа: мы стро…м, они стро… т. Дети пытаются применить правило определения спряжения по З-ему лицу множественного числа глагола, подставляя местоимение – они -. При этом учащиеся путаются в вариантах. Тогда у них возникает мотив к узнаванию способа определения спряжения глагола. На этом этапе им предлагается групповая или парная форма работы по карточкам: даются глаголы и рядом с ними задания к выполнению, которые позволяют учащимся выявить закономерность в правописании окончаний глаголов 1-ro и 2-го спряжений. Итогом работы является составление алгоритма действий по определению спряжения глагола.
Подобные алгоритмы, схемы, таблицы, модели слов, предложений являются вспомогательными средствами, которые часто применяются на последующих уроках. Удовлетворение от самостоятельно полученных знаний является в данном случае дополнительной мотивацией к дальнейшей познавательной деятельности. [5]
Субъективно-творческие задания по группам, т.е. осуществляется
технология разноуровневой дифференциации. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Обучение, по выражению Ш.А.Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. [3]
Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе, даю такие задания (по уровню творчества)
1 уровень: Прочитай сказку и подчеркни непонятные слова.
2 уровень: Прочитай сказку и объясни непонятные слова.
3 уровень: Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.[3]
По русскому языку в качестве примера приведу задания по теме “Глагол”:
1 уровень:
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
2 уровень:
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3 уровень:
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
- Участие в сочинении и инсценирование сказки.
Сочинение по наблюдениям с элементами описания. «Зимнее утро». Ученик должен суметь отобрать и использовать языковые средства. Он в свою работу введёт свое видение, воображение, опыт, покажет отношение к природе.
Иллюстрирование сюжета, отражающего момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, дети вносят в работу что-то своё, от своего понимания героя и события, - это самовыражение. Самовыразиться ребёнку помогают уроки – мастерские, в частности, мастерская письма, цель этих уроков – развитие творчества, устной и письменной речи учащихся, коммуникативного мышления.[6]
Созданию текста помогают рисование, групповая деятельность, обсуждение, уточнение деталей, экскурсии, наблюдения. Например, учащимся даётся задание – написать сочинение – наблюдение «Жизнь моей кошки». На предварительном этапе проводится работа по подбору слов по этой теме (определений, глаголов), подбору синонимов к слову «двигаться», описанию различных ситуаций из жизни животного.[5]
Следующий этап мастерской письма – социализация (самоутверждение) через чтение сочинения по желанию без исправления ошибок со стороны учителя, иначе текст не может стать свободным, творчество будет сковано страхом перед ошибкой.[4]
И, наконец, рефлексия – когда ученик осознаёт потребность в такой деятельности, её цель, задачу и осмысливает, достиг ли он цели и почему не смог этого сделать, а учитель может поставить перед собой следующие задачи по развитию речи и творческих способностей детей.
Для учителя главное на уроке – открытость, раскрепощенность детей, ведь им не нужны опека, им нужен простор для мысли и самовыражения. Детское творчество неисчерпаемо. Исследовательский метод обучения предполагает как организацию процесса выработки новых знаний, так и их закрепление. Принципиальное его отличие состоит в том, что оно не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Применение исследовательского подхода в обучении младших школьников создаёт благоприятные условия для проявления интеллектуально – творческих способностей учащихся. Творческие задания, подобранные в учебнике, расширяют кругозор и инициативу учащихся. На уроках создаются проблемные ситуации и дети путём самостоятельного исследования «открывают» новые знания. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, позволяет увидеть и оценить собственные учебные успехи.
Применяя описанные методы и формы на уроках русского языка и чтения, мы отходим от использования памяти в качестве единственной опоры в обучении, нами привлекаются также и другие средства – воображение, внимание, мышление. Развитие творческих способностей и речи учащихся – залог успешного обучения младшего школьника в среднем звене и его социализации в обществе.
Список использованной литературы:
Арцев. М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005. - № 6.
Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - № 7.
Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 1992.
Иконникова И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа +/-. – 2007. - № 9.
Молибоженко В.В. Исследовательская деятельность школьников как прием обучения. Из опыта практической работы с исследовательскими проектами школьников // Учитель в школе. – 2008. - № 3.
Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1.
© Ф.Ш. Ахметзянова, 2020