«Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки»

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки»
Пояснительная записка к ресурсу
1 | Автор (ФИО) | Воробьева Ирина Александровна |
2 | Учреждение | Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми Сокращенное наименование: ГКУСО ПК ЦПД г. Перми Электронный адрес: gcon125@mail.ru |
3 | Должность | Учитель-логопед отделения для детей младшего возраста, в том числе с ОВЗ №4 |
4 | Название ресурса | «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки» |
5 | Вид ресурса | Статья |
6 | Цель и задачи | Цель: Ознакомление кровных и замещающих родителей, воспитателей и специалистов ГКУСО ПК ЦПД г.Перми с темой «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки». Задачи: 1. Представить данный материал и проконсультировать кровных и замещающих родителей, воспитателей и специалистов ГКУСО ПК ЦПД г. Перми по вопросам развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. 2. Оказать консультационную помощь в создании условий для активизации сотрудничества «Взрослый – ребенок дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ» в условиях семейного и стационарного проживания и воспитания. 3. Создание электронной картотеки «Сказка из коробки. Развитие речевого дыхания» |
7 | Описание ресурса | Статья содержит 7 страниц c целью ознакомления кровных и замещающих родителей, воспитателей и специалистов с темой «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки». |
8 | Условия использования | Стендовое размещение. Использование игрового пособия «Сказка из коробки» на занятиях, демонстрация пособия во время консультаций. |
9 | Деятельность преподавателя | Создание игрового пособия и его демонстрация. |
10 | Аннотация | Важнейшая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Речевое дыхание является источником образования звука и голоса. Речевое дыхание помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. |
11 | Ключевые слова | Развитие речи, речевое дыхание, дошкольный возраст, составляющие речевого развития, родители, профилактика речевых нарушений, речевая среда, игра. |
12 | Источники информации, изученные перед составлением статьи | 1. Журнал «Логопед-Сфера», А.В. Курачева - «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» http://logoped-sfera.ru/razvitie-rechevogo-dykhaniya-s-ispolzovaniem-igrovykh-uprazhnenij 2. О.Л. Харламова - «Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста» 3. Советский реабилитационный центр, онлайн-библиотека - «Развитие речевого дыхания» 4. Международный центр образования и педагогики, А.В. Шлячкова - Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями» https://mcoip.ru/blog/2023/09/20/razvitie-rechevogo-dyhaniya-u-detej-s-rechevymi-narusheniyami/ 5. ООО «СМ-клиника», Консультация - «Постановка правильного речевого дыхания у детей» https://www.smdoctor.ru/doctors/detskiy-logoped-defektolog/razvitie-rechevogo-dykhaniya/ |
13 | Иллюстрация | Фотоколлаж из личных фотографий |
Речь – сложная организационная функция, подверженная влиянию вредных воздействий. Это и биологические воздействия, и социальные, и психогенные. В связи с этим речевые нарушения занимают значительное место среди других нервно-психических заболеваний, встречающихся уже в раннем возрасте.
Речь – социальная функция, но как продукт деятельности она имеет физиологические механизмы.
Коррекционное воздействие на речевое развитие должно строиться с учетом следующих принципов:
использования и интеграции разных видов деятельности при планировании и проведении коррекционной работы;
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Важнейшая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию.
Речевое дыхание является источником образования звука и голоса.
Речевое дыхание помогает:
правильно соблюдать паузы,
сохранять плавность речи,
менять громкость,
делать речь выразительной.
Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.
При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, не речевое осуществляется автоматически.
При речевом дыхании выдох, в зависимости от содержания высказывания, может быть короче или длиннее. Вдох осуществляется одним импульсом. Выдох осуществляется несколькими импульсами и постоянно меняется по своей силе.
Продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить плавность голоса, легкость и длительность, необходимо рационально расходовать воздух в процессе высказывания и добирать его своевременно.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. В возрасте 3-6 месяцев начинается подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. Завершается формирование речевого дыхания к 10 годам.
При нормальном речевом развитии у ребенка речевое дыхание формируется спонтанно, т.е. по мере становления речевой функции.
У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание развивается патологически. При этом физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Это может проявляется в том, что физиологическое дыхание, как правило, поверхностное. Ритм физиологического дыхания недостаточно устойчив. Достаточно легко нарушается ритм физиологического дыхания при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у детей с нарушением речи существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у детей с речевыми нарушениями отмечаются:
задержки дыхания,
судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки,
дополнительные вдохи,
недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания,
укороченный и нерационально используемый речевой выдох,
произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания: на вдохе и на выдохе.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
ускорению темпа речи (в некоторых случаях);
неправильному использованию интонационных средств выразительности;
нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Речевое дыхание может быть затруднено не только из-за речевых нарушений, но и наоборот: такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости часто затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции и часто являются причиной нарушенного звукопроизношения.
Задача логопеда, воспитателя, кровных или замещающих родителей состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием, т.е. научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Важно научить детей умению увеличить жизненную емкость легких. А для этого необходимы регулярные дыхательные упражнения.
Развитие речевого дыхания следует проводить поэтапно:
первоначально нужно научить детей дышать животиком, т.е. развиваем грудобрюшное дыхание (игровое упражнение «Покачай игрушку»);
на следующем этапе обучаем детей делать короткий вдох (вдох осуществляется в момент выполнения физических движений);
переход к комплексу упражнений для формирования удлиненного плавного выдоха («звучащий выдох»).
Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному.
Правильное речевое дыхание:
обеспечивает нормальное звукообразование;
создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
предохраняет голосовой аппарат о переутомления.
Приступая к развитию речевого дыхания, следует сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.
Требования к выполнению речевых упражнений:
перед началом выполнения упражнений проветрить помещение;
одежда не должна стеснять движений;
не выполнять речевые упражнения после приема пищи;
следить за правильным выполнением упражнений;
речевые упражнения ограничивать по времени во избежание утомления ребенка и возможного головокружения;
следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.
Для выполнения дыхательных упражнений можно использовать различные предметы.
Игровое пособие «Сказка из коробки»
Для каждого ребенка дошкольного возраста сказка – это удивительное приключение, это живой интерес, это что-то совсем необычное.
Для мотивации детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, было разработано игровое пособие «Сказка из коробки».
В коробке собраны предметы, которые я, как учитель-логопед, использую на своих занятиях: перья, снежинки, ламинированные картинки «Тучка», «Чашка с горячим чаем», различные вертушки «Ветерок» и многое другое.
Коробка не одна. У меня их четыре – на каждый сезон. Я их меняю через некоторое время, чтобы поддерживать интерес детей еще более на высоком уровне.
Коробка свои двери открывает не сразу. Обязательно нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!», но, если я занимаюсь с детьми более раннего возраста, то волшебная фраза произносится с движением, выполняемым каждым ребенком: «Тук-тук». Ребенок может не произносить слово, но действие мы с ним обязательно отрабатываем. Обе фразы прошу произносить детей с разной силой: «Давайте скажем громко. А теперь - тихо». Работа с модуляцией голоса – это тоже одно из средств развития речевого дыхания.
Дети, поступающие в Центр помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют задержку речевого развития, как правило, обусловленную социальными факторами.
Даже дети, возраст которых перешагнул через планку дошкольного, с большим удовольствием занимаются с данным пособием. Задания для них усложняются, добавляются дидактические задания для артикуляционной и мелкой моторики.
Многие предметы из коробки можно сочетать на занятиях:
На ламинированную тучку можно положить перышко и попросить ребенка сдуть перо с тучки. При этом, желательно, чтобы тучку держал в руках ребенок самостоятельно. Это дополнительная работа – работа двух полушарий.
На ламинированную варежку можно положить не только снежинки, вырезанные из разных материалов, но и вату (комочек снега), и перышки.
На ламинированный цветок можно посадить бабочек, божью коровку или кусочек ваты, который предварительно был выкрашен в желтый цвет. Это мохнатый шмель сел на цветок.
Данное пособие удобно для работы с детьми с любыми образовательными потребностями. Коробка мобильна. Наполнение коробки можно всегда регулировать.
Для работы с ребенком с РДА в свою волшебную коробку я добавляла предметы, которые привлекали его. Это было солнышко из фольги золотого цвета, перья ярко-желтого цвета.
Для детей с такими особенностями, как спина бифида, я надувала маленькие воздушные шары, которые мы раздували при помощи соломинки для коктейля.
Любой тематический блок можно обыграть содержимым моей коробки. Многие предметы из нее – долгожители, которые не потеряли свою актуальность по настоящее время.
Данное пособие достаточно легко собрать дома.
Нужно только желание!