«Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки»

4
0
Материал опубликован 9 February в группе

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки»


Пояснительная записка к ресурсу


1

Автор (ФИО)


Воробьева Ирина Александровна

2

Учреждение

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми

Сокращенное наименование: ГКУСО ПК ЦПД г. Перми

Электронный адрес: gcon125@mail.ru


3

Должность

Учитель-логопед отделения для детей младшего возраста, в том числе с ОВЗ №4


4

Название ресурса

«Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки»


5

Вид ресурса

Статья


6

Цель и задачи

Цель:

Ознакомление кровных и замещающих родителей, воспитателей и специалистов ГКУСО ПК ЦПД г.Перми с темой «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки».


Задачи:

1. Представить данный материал и проконсультировать кровных и замещающих родителей, воспитателей и специалистов ГКУСО ПК ЦПД г. Перми по вопросам развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

2. Оказать консультационную помощь в создании условий для активизации сотрудничества «Взрослый – ребенок дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ» в условиях семейного и стационарного проживания и воспитания.

3. Создание электронной картотеки «Сказка из коробки. Развитие речевого дыхания»


7

Описание ресурса

Статья содержит 7 страниц c целью ознакомления кровных и замещающих родителей, воспитателей и специалистов с темой «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Игровое пособие «Сказка из коробки».


8

Условия использования

Стендовое размещение.

Использование игрового пособия «Сказка из коробки» на занятиях, демонстрация пособия во время консультаций.


9

Деятельность преподавателя

Создание игрового пособия и его демонстрация.

10

Аннотация

Важнейшая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Речевое дыхание является источником образования звука и голоса.

Речевое дыхание помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.


11

Ключевые слова

Развитие речи, речевое дыхание, дошкольный возраст, составляющие речевого развития, родители, профилактика речевых нарушений, речевая среда, игра.


12

Источники информации, изученные перед составлением статьи

1. Журнал «Логопед-Сфера», А.В. Курачева - «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

http://logoped-sfera.ru/razvitie-rechevogo-dykhaniya-s-ispolzovaniem-igrovykh-uprazhnenij

2. О.Л. Харламова - «Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста»

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/02/18/igrovye-uprazhneniya-na-razvitie-rechevogo

3. Советский реабилитационный центр, онлайн-библиотека - «Развитие речевого дыхания»

https://xn---86-zede5a.xn--p1ai/tinybrowser/files/pravovay-informaciy/online_biblioteka/razvitie-rechevogo-dyh.pdf

4. Международный центр образования и педагогики, А.В. Шлячкова - Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»

https://mcoip.ru/blog/2023/09/20/razvitie-rechevogo-dyhaniya-u-detej-s-rechevymi-narusheniyami/

5. ООО «СМ-клиника», Консультация - «Постановка правильного речевого дыхания у детей»

https://www.smdoctor.ru/doctors/detskiy-logoped-defektolog/razvitie-rechevogo-dykhaniya/


13

Иллюстрация

Фотоколлаж из личных фотографий



Речь – сложная организационная функция, подверженная влиянию вредных воздействий. Это и биологические воздействия, и социальные, и психогенные. В связи с этим речевые нарушения занимают значительное место среди других нервно-психических заболеваний, встречающихся уже в раннем возрасте.

Речь – социальная функция, но как продукт деятельности она имеет физиологические механизмы.

Коррекционное воздействие на речевое развитие должно строиться с учетом следующих принципов:

использования и интеграции разных видов деятельности при планировании и проведении коррекционной работы;

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Важнейшая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию.

Речевое дыхание является источником образования звука и голоса.

Речевое дыхание помогает:

правильно соблюдать паузы,

сохранять плавность речи,

менять громкость,

делать речь выразительной.


Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.

При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, не речевое осуществляется автоматически.

При речевом дыхании выдох, в зависимости от содержания высказывания, может быть короче или длиннее. Вдох осуществляется одним импульсом. Выдох осуществляется несколькими импульсами и постоянно меняется по своей силе.

Продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить плавность голоса, легкость и длительность, необходимо рационально расходовать воздух в процессе высказывания и добирать его своевременно.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. В возрасте 3-6 месяцев начинается подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. Завершается формирование речевого дыхания к 10 годам.

При нормальном речевом развитии у ребенка речевое дыхание формируется спонтанно, т.е. по мере становления речевой функции.

У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание развивается патологически. При этом физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Это может проявляется в том, что физиологическое дыхание, как правило, поверхностное. Ритм физиологического дыхания недостаточно устойчив. Достаточно легко нарушается ритм физиологического дыхания при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у детей с нарушением речи существенно ниже возрастной нормы.

В процессе речевого высказывания у детей с речевыми нарушениями отмечаются:

задержки дыхания,

судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки,

дополнительные вдохи,

недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания,

укороченный и нерационально используемый речевой выдох,

произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания: на вдохе и на выдохе.


Неправильное речевое дыхание нередко приводит:

к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

ускорению темпа речи (в некоторых случаях);

неправильному использованию интонационных средств выразительности;

нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).


Речевое дыхание может быть затруднено не только из-за речевых нарушений, но и наоборот: такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости часто затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции и часто являются причиной нарушенного звукопроизношения.

Задача логопеда, воспитателя, кровных или замещающих родителей состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием, т.е. научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Важно научить детей умению увеличить жизненную емкость легких. А для этого необходимы регулярные дыхательные упражнения.

Развитие речевого дыхания следует проводить поэтапно:

первоначально нужно научить детей дышать животиком, т.е. развиваем грудобрюшное дыхание (игровое упражнение «Покачай игрушку»);

на следующем этапе обучаем детей делать короткий вдох (вдох осуществляется в момент выполнения физических движений);  

переход к комплексу упражнений для формирования удлиненного плавного выдоха («звучащий выдох»).

  

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному.

Правильное речевое дыхание:

обеспечивает нормальное звукообразование;

создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

предохраняет голосовой аппарат о переутомления.


Приступая к развитию речевого дыхания, следует сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.

Требования к выполнению речевых упражнений:

перед началом выполнения упражнений проветрить помещение;

одежда не должна стеснять движений;

не выполнять речевые упражнения после приема пищи;

следить за правильным выполнением упражнений;

речевые упражнения ограничивать по времени во избежание утомления ребенка и возможного головокружения;

следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.


Для выполнения дыхательных упражнений можно использовать различные предметы.


Игровое пособие «Сказка из коробки»

t1739093903aa.gif

Для каждого ребенка дошкольного возраста сказка – это удивительное приключение, это живой интерес, это что-то совсем необычное.

Для мотивации детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, было разработано игровое пособие «Сказка из коробки».

В коробке собраны предметы, которые я, как учитель-логопед, использую на своих занятиях: перья, снежинки, ламинированные картинки «Тучка», «Чашка с горячим чаем», различные вертушки «Ветерок» и многое другое.

t1739093903ab.gifКоробка не одна. У меня их четыре – на каждый сезон. Я их меняю через некоторое время, чтобы поддерживать интерес детей еще более на высоком уровне.

Коробка свои двери открывает не сразу. Обязательно нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!», но, если я занимаюсь с детьми более раннего возраста, то волшебная фраза произносится с движением, выполняемым каждым ребенком: «Тук-тук». Ребенок может не произносить слово, но действие мы с ним обязательно отрабатываем. Обе фразы прошу произносить детей с разной силой: «Давайте скажем громко. А теперь - тихо». Работа с модуляцией голоса – это тоже одно из средств развития речевого дыхания.

Дети, поступающие в Центр помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют задержку речевого развития, как правило, обусловленную социальными факторами.

Даже дети, возраст которых перешагнул через планку дошкольного, с большим удовольствием занимаются с данным пособием. Задания для них усложняются, добавляются дидактические задания для артикуляционной и мелкой моторики.

Многие предметы из коробки можно сочетать на занятиях:

На ламинированную тучку можно положить перышко и попросить ребенка сдуть перо с тучки. При этом, желательно, чтобы тучку держал в руках ребенок самостоятельно. Это дополнительная работа – работа двух полушарий.

t1739093903ac.gifНа ламинированную варежку можно положить не только снежинки, вырезанные из разных материалов, но и вату (комочек снега), и перышки.

На ламинированный цветок можно посадить бабочек, божью коровку или кусочек ваты, который предварительно был выкрашен в желтый цвет. Это мохнатый шмель сел на цветок.


Данное пособие удобно для работы с детьми с любыми образовательными потребностями. Коробка мобильна. Наполнение коробки можно всегда регулировать.

Для работы с ребенком с РДА в свою волшебную коробку я добавляла предметы, которые привлекали его. Это было солнышко из фольги золотого цвета, перья ярко-желтого цвета.

t1739093903ad.gifДля детей с такими особенностями, как спина бифида, я надувала маленькие воздушные шары, которые мы раздували при помощи соломинки для коктейля.

Любой тематический блок можно обыграть содержимым моей коробки. Многие предметы из нее – долгожители, которые не потеряли свою актуальность по настоящее время.

Данное пособие достаточно легко собрать дома.


Нужно только желание!



t1739093903ae.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.