12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голубева Елена Александровна79
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
4

"Развитие речи детей раннего возраста через сюжеты знакомых сказок и изобразительную деятельность"


t1675077675aa.png

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 345

г.Н.Новгород, ул.Красных Зорь, д.11-а




Методическая разработка по продуктивным видам деятельности




«Развитие речи детей раннего возраста через сюжеты знакомых сказок и изобразительную деятельность»










Выполнил: воспитатель Голубева Е.А.







Нижний Новгород


2022г.




Актуальность, цели, задачи.


«Речь ребенка - это глина: пока она сырая ей легко придать правильную форму. Но попробуйте слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным».

Речь-это все возможные выражения средства человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям.

Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок и изобразительная деятельность знакомы ребенку. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Ежедневное использование народных сказок доставляет детям огромную радость, служит для них источником знаний и представлении об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой, учит различать добро и зло, учит сопереживать, преодолевать страхи. Мир сказок и изобразительная деятельность- это благоприятный инструмент обеспечивающий детям радость творчества и их всестороннее развитие, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Цель:

Создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжеты знакомых сказок.

Задачи:

Поддерживать интерес детей к русской народной сказке используя различные приемы приобщения: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол и настольного театра.

Повышать речевую активность детей, обогащать словарь. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, воображение.

Формировать основы связной речи, обогащать словарь.

Расширять представления детей об окружающем мире, развивать умение отвечать на несложные вопросы по сюжету.

Развивать умение видеть образ в своих рисунках и лепке, рассказывать что рисует и лепит, обыгрывать рисунки, рассказывать что у него получилось.

Развивать умение пользоваться изобразительным материалом; смело выполнять изобразительные действия.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на результат своей деятельности.




Теоретический аспект.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетги, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Развивающая функция сказки как психологического метода заключается в том, что сама сказка, ее содержание, способ рассказа или написания, создания и переживания способствует развитию многих психических процессов личности: развитию эмоциональной и социальной гибкости, нравственных качеств, расширение социальных представлений и так далее. Однако более всего сказка способствует развитию воображения и творческих способностей.

Проблема изобразительной деятельности детей раннего возраста и влияния на развитие творчества через восприятие текстов знакомых сказок нашла отражение в работах В. И. Волынкина, А. В. Запорожца, В. И. Ядэшко, И. А. Лыковой. Методика и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах Т. Г. Казаковой, Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской, Саккулиной.

Методы и приемы

Наглядные: показ, образец выполнения упражнений, наблюдения, просмотр представлений, мультфильмов, рассматривание иллюстраций и картин.

Словесные: чтение сказок, рассказывание воспитателя, театрализация сказки, рассказывание детьми сказок, беседы, художественное слово, общение с персонажем.

Практические: продуктивная деятельность (рисование), деятельное взаимодействие с персонажем.

Использование разных изобразительных техник: рисование карандашом, кистью, пальчиком.









Перспективный план.

Тема

Цель



Февраль - «Репка». Изобразительный материал – краски.

Материал: Книга с яркими иллюстрациями «Репка», театр кукол «Репка», театральная ширма, краски.

1

Чтение сказки «Репка»

Формировать четкое представление о содержании сказки, его героях. Вызвать эмоциональный отклик на содержание сказки.

2

Театрализация сказки «Репка»

Вызвать эмоциональную отзывчивость детей на персонажей сказки и содержание. Создать мотивацию к творчеству.

3

Изобразительная деятельность с красками

Формировать интерес к экспериментированию с. Вызывать эмоциональную отзывчивость на результат своей деятельности.



Подбор наглядного и изобразительного материала:

Книги с яркими иллюстрациями «Репка»; пальчиковый театр кукол «Репка», краски.

Система работы.

1

Знакомство со сказкой в соответствии с образовательной программой, чтение художественной литературы.

2

Театрализация сказки

3

Вручение изобразительного материала детям (сюрпризный момент), непосредственно после театрализованного представления.

4

Изучение изобразительного материала, знакомство с его свойствами

5

Продуктивная деятельность совместно со взрослым.

6

Частично самостоятельная деятельность с небольшой помощью взрослого.





Организация работы с детьми.
Знакомство со сказкой, показ театрализованного представления, знакомство с красками.

Знакомство со сказкой «Репка»

t1675077675ab.jpg

Персонаж сказки «Репка» собачка - Жучка дарит детям краски.

t1675077675ac.jpg

Знакомство с красками, экспериментирование с ними в процессе подгрупповой организованной деятельности

t1675077675ad.jpg

Индивидуальная работа с детьми в ходе режимных моментов

t1675077675ae.jpg

Конспект рисования  нетрадиционными методами в первой  младшей группе. 

                 Тема:  «Солнышко для мамы»                                              

                                                 Составил: воспитатель Голубева Е.А.

Нетрадиционные техники:

 рисование ладошкой (всей кистью руки).

Цели:                                                                                                                Развитие речи, памяти. Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умение прикладывать ладошку равномерно к листу бумаги. 

Задачи:                                                                                                                       

Совершенствовать мелкую моторику пальцев, и кистей рук.

Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

 Воспитывать любовь  к природе.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций с изображением солнышка, чтение  стихотворений, отгадывание  загадок  про солнышко.

Материал :  иллюстрации с изображением солнца, аудиозапись с потешками «Солнышко», гуашь (жёлтого, красного цветов) в блюдечках (для рисования ладошкой), салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета.

Ход занятия: Педагог включает аудиозапись, предлагает сесть на ковре в кружок приглашая в гости к солнышку. Аудиозапись выключается.

Педагог показывает детям объемный макет солнышка.

- У нас гость. Кто это? (дети отвечают). Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. Посмотрите, какое лучистое солнышко! Дети рассматривают солнышко, здороваются.                                                                                                 Педагог  называет части солнышка (лучики большие и маленькие, круг), просит по возможности повторить малышей (дети повторяют).  

А сейчас ребята представьте, что вы сидите на лугу…  вокруг вас зеленая травка…, много желтых одуванчиков.., ярко светит солнышко.., вам тепло и хорошо....                                                                  

Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку:

«Солнышко-вёдрышко»:

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
 
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.


  Воспитатель:                                                                                                                  - Молодцы! А теперь ребята проходите, садитесь за столы. Перед вами солнышко, только оно какое то не лучистое. Надо ему лучики дорисовать.  Но кисточек у нас нет, мы будем рисовать ладошками. По окончании работы все рассматривают солнышко, там фото мамы и детей. Педагог беседует с ребятами где чья мама, хвалит детей.

Воспитатель предлагает малышам поиграть.

Физкультминутка «Солнышко и дождик»

Если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.

t1675077675af.jpg

Список используемой литературы

Г.Г. Григорьева Кроха Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей раннего возраста/ Москва Просвещение 2007г.

Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 441 с.

Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. - М. : Владос, 2006. - 255

Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.