Методическая разработка по продуктивным видам деятельности «Развитие речи детей раннего возраста через сюжеты знакомых сказок и изобразительную деятельность»
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 345
г.Н.Новгород, ул.Красных Зорь, д.11-а
Методическая разработка по продуктивным видам деятельности
«Развитие речи детей раннего возраста через сюжеты знакомых сказок и изобразительную деятельность»
Выполнил: воспитатель Голубева Е.А.
Нижний Новгород
2022г.
Актуальность, цели, задачи.
«Речь ребенка - это глина: пока она сырая ей легко придать правильную форму. Но попробуйте слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным».
Речь-это все возможные выражения средства человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям.
Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок и изобразительная деятельность знакомы ребенку. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Ежедневное использование народных сказок доставляет детям огромную радость, служит для них источником знаний и представлении об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой, учит различать добро и зло, учит сопереживать, преодолевать страхи. Мир сказок и изобразительная деятельность- это благоприятный инструмент обеспечивающий детям радость творчества и их всестороннее развитие, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель:
Создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжеты знакомых сказок.
Задачи:
Поддерживать интерес детей к русской народной сказке используя различные приемы приобщения: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол и настольного театра.
Повышать речевую активность детей, обогащать словарь. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, воображение.
Формировать основы связной речи, обогащать словарь.
Расширять представления детей об окружающем мире, развивать умение отвечать на несложные вопросы по сюжету.
Развивать умение видеть образ в своих рисунках и лепке, рассказывать что рисует и лепит, обыгрывать рисунки, рассказывать что у него получилось.
Развивать умение пользоваться изобразительным материалом; смело выполнять изобразительные действия.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на результат своей деятельности.
Теоретический аспект.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетги, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Развивающая функция сказки как психологического метода заключается в том, что сама сказка, ее содержание, способ рассказа или написания, создания и переживания способствует развитию многих психических процессов личности: развитию эмоциональной и социальной гибкости, нравственных качеств, расширение социальных представлений и так далее. Однако более всего сказка способствует развитию воображения и творческих способностей.
Проблема изобразительной деятельности детей раннего возраста и влияния на развитие творчества через восприятие текстов знакомых сказок нашла отражение в работах В. И. Волынкина, А. В. Запорожца, В. И. Ядэшко, И. А. Лыковой. Методика и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах Т. Г. Казаковой, Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской, Саккулиной.
Методы и приемы
Наглядные: показ, образец выполнения упражнений, наблюдения, просмотр представлений, мультфильмов, рассматривание иллюстраций и картин.
Словесные: чтение сказок, рассказывание воспитателя, театрализация сказки, рассказывание детьми сказок, беседы, художественное слово, общение с персонажем.
Практические: продуктивная деятельность (рисование), деятельное взаимодействие с персонажем.
Использование разных изобразительных техник: рисование карандашом, кистью, пальчиком.
Перспективный план.
№ | Тема | Цель |
| | Февраль - «Репка». Изобразительный материал – краски. Материал: Книга с яркими иллюстрациями «Репка», театр кукол «Репка», театральная ширма, краски. |
1 | Чтение сказки «Репка» | Формировать четкое представление о содержании сказки, его героях. Вызвать эмоциональный отклик на содержание сказки. |
2 | Театрализация сказки «Репка» | Вызвать эмоциональную отзывчивость детей на персонажей сказки и содержание. Создать мотивацию к творчеству. |
3 | Изобразительная деятельность с красками | Формировать интерес к экспериментированию с. Вызывать эмоциональную отзывчивость на результат своей деятельности. |
Подбор наглядного и изобразительного материала:
Книги с яркими иллюстрациями «Репка»; пальчиковый театр кукол «Репка», краски.
Система работы.
1 | Знакомство со сказкой в соответствии с образовательной программой, чтение художественной литературы. |
2 | Театрализация сказки |
3 | Вручение изобразительного материала детям (сюрпризный момент), непосредственно после театрализованного представления. |
4 | Изучение изобразительного материала, знакомство с его свойствами |
5 | Продуктивная деятельность совместно со взрослым. |
6 | Частично самостоятельная деятельность с небольшой помощью взрослого. |
Организация работы с детьми.
Знакомство со сказкой, показ театрализованного представления, знакомство с красками.
Знакомство со сказкой «Репка»
Персонаж сказки «Репка» собачка - Жучка дарит детям краски.
Знакомство с красками, экспериментирование с ними в процессе подгрупповой организованной деятельности
Индивидуальная работа с детьми в ходе режимных моментов
Конспект рисования нетрадиционными методами в первой младшей группе.
Тема: «Солнышко для мамы»
Составил: воспитатель Голубева Е.А.
Нетрадиционные техники:
рисование ладошкой (всей кистью руки).
Цели: Развитие речи, памяти. Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умение прикладывать ладошку равномерно к листу бумаги.
Задачи:
Совершенствовать мелкую моторику пальцев, и кистей рук.
Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать любовь к природе.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением солнышка, чтение стихотворений, отгадывание загадок про солнышко.
Материал : иллюстрации с изображением солнца, аудиозапись с потешками «Солнышко», гуашь (жёлтого, красного цветов) в блюдечках (для рисования ладошкой), салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета.
Ход занятия: Педагог включает аудиозапись, предлагает сесть на ковре в кружок приглашая в гости к солнышку. Аудиозапись выключается.
Педагог показывает детям объемный макет солнышка.
- У нас гость. Кто это? (дети отвечают). Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. Посмотрите, какое лучистое солнышко! Дети рассматривают солнышко, здороваются. Педагог называет части солнышка (лучики большие и маленькие, круг), просит по возможности повторить малышей (дети повторяют).
А сейчас ребята представьте, что вы сидите на лугу… вокруг вас зеленая травка…, много желтых одуванчиков.., ярко светит солнышко.., вам тепло и хорошо....
Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку:
«Солнышко-вёдрышко»:
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь ребята проходите, садитесь за столы. Перед вами солнышко, только оно какое то не лучистое. Надо ему лучики дорисовать. Но кисточек у нас нет, мы будем рисовать ладошками. По окончании работы все рассматривают солнышко, там фото мамы и детей. Педагог беседует с ребятами где чья мама, хвалит детей.
Воспитатель предлагает малышам поиграть.
Физкультминутка «Солнышко и дождик»
Если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.
Список используемой литературы
Г.Г. Григорьева Кроха Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей раннего возраста/ Москва Просвещение 2007г.
Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 441 с.
Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. - М. : Владос, 2006. - 255
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.