Публикация «Развитие речи детей. С чего начать? (советы логопеда родителям)»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое состояние.
Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь – это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании («Покажи, где стол, кукла, яблоко …»). Постепенно у ребенка развивается активный словарь — слова, которые он употребляет в своей речи («Скажи: Что это? Какого цвета, формы, размера? Что ты делаешь?»)
Развитию точной артикуляции (движению органов речевого аппарата) помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка.
Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше начинайте детям читать. Это не только развивает ребенка, но и дает возможность объединиться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, способствует теплым эмоциональным отношениям.
Уже до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В это время его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами. Постепенно ребенка начинают интересовать события. В 2,5-3 года дети уже могут внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится.
Необходимо читать ребенку только те книги, которые нравятся вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
Во время чтения отвечайте только на те вопросы, которые задает ребенок сам по ходу сюжета! Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от сюжета текста. Чтобы заинтриговать содержанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например:
- «Тут на шум пришел врач из соседнего кабинета.
- В чем дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево!
Но обезьянка дерево не отпускала. Врач попытался ее отцепить - и сам прилип. Тут...»
(Э. Успенский. «Про Веру и Анфису».)
Когда читаете ребенку, уберите из поля зрения игрушки и другие предметы, которые могут отвлекать его. Постарайтесь читать ребенку в тихом месте и, главное, не отвлекайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (неинтересна, не соответствует сегодняшнему настроению и т. п.), отложите ее.
Приучайте ребенка слушать аудиозаписи.
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
ИГРЫ
«Найди сюрприз»
Цель: формирование умения выполнять задания с несколькими инструкциями.
Ход игры. Взрослый говорит, что он спрятал что-то интересное. Для того чтобы найти сюрприз, нужно выполнить определенные действия. Например: пойти на кухню, открыть дверцу шкафчика, найти на полке сахарницу, принести ее в комнату, поставить на стол, открыть и достать сюрприз.
«Снежный ком»
Цель: та же.
1-й вариант: «Собираемся в дорогу»
Ход игры. Взрослый (В) говорит: «Мы собираемся в путешествие, и нам надо положить в чемодан туалетные принадлежности...»
Ребенок продолжает (Р): «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым взять с собой, и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации.
2-й вариант: «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
В.: « Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Р.: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...». Следующий: «Я не люблю ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ...» и т. д.
3-й вариант; «Накрываем на стол»
В.: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу».
Р.: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым, и т. д.
4-й вариант: «Собираемся на прогулку»
В.: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги».
Р.: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым, и т. д.
5-й вариант; «Ждем гостей»
В.: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы».
Р.: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым, и т. д.