12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щуплова Светлана Владимировна52
Развитие речи детей. С чего начать? (советы логопеда родителям)

Речь маленького ребенка формируется в общении с ок­ружающими его взрослыми. Овла­дение речью перестраивает всю психику малыша, позволя­ет ему воспринимать явления более осознанно и произволь­но. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного разви­тия и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно за­ботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития речи большое значение имеет психофизи­ческое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое состояние.

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдель­ные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (ма­ма, папа). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, нето­ропливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь – это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании («Покажи, где стол, кукла, яблоко …»). Постепенно у ребенка развивается активный словарь — слова, которые он употребляет в своей речи («Скажи: Что это? Какого цвета, формы, размера? Что ты делаешь?»)

Развитию точной артикуляции (движению органов речевого аппарата) помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка.

Для развития умения слушать и вслуши­ваться в речь окружающих как можно рань­ше начинайте детям читать. Это не только развивает ребенка, но и дает возможность объединиться с близким человеком на осно­ве общего интереса, совместного действия, способствует теплым эмоциональным отно­шениям.

Уже до года малыш начинает слушать пер­вые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В это время его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами. Постепенно ребенка начинают ин­тересовать события. В 2,5-3 года дети уже могут внимательно слушать небольшие сти­хи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится.

Необходимо читать ребенку только те книги, которые нравятся вам. Выбирайте для чтения подлин­но художественные произведения. Пусть ре­бенок видит, какое удовольствие доставля­ет чтение.

Во время чтения отвечайте только на те вопросы, которые задает ребенок сам по ходу сюжета! Читайте с выражением, ме­няйте интонацию в зависимости от сюжета текста. Чтобы заинтриговать содержанием, делайте выразительную паузу, останавли­вайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например:

- «Тут на шум пришел врач из соседнего кабинета.

- В чем дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево!

Но обезьянка дерево не отпускала. Врач попытался ее отцепить - и сам прилип. Тут...»

(Э. Успенский. «Про Веру и Анфису».)

Когда читаете ребенку, уберите из поля зрения игрушки и другие предметы, которые могут отвлекать его. Постарайтесь читать ребенку в тихом месте и, главное, не отвле­кайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (неинтересна, не соответствует сегодняшнему настроению и т. п.), отложите ее.

Приучайте ребенка слушать аудио­записи.


УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

ИГРЫ


«Найди сюрприз»

Цель: формирование умения выполнять задания с несколькими инструкциями.

Ход игры. Взрослый говорит, что он спря­тал что-то интересное. Для того чтобы найти сюрприз, нужно выполнить определенные действия. Например: пойти на кухню, от­крыть дверцу шкафчика, найти на полке са­харницу, принести ее в комнату, поставить на стол, открыть и достать сюрприз.

«Снежный ком»

Цель: та же.

1-й вариант: «Собираемся в дорогу»

Ход игры. Взрослый (В) говорит: «Мы со­бираемся в путешествие, и нам надо поло­жить в чемодан туалетные принадлежности...»

Ребенок продолжает (Р): «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».

Следующий игрок повторяет фразу и до­бавляет то, что он еще считает необходимым взять с собой, и т. д.

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации.

2-й вариант: «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»

В.: « Мы готовим завтрак, давай составим меню».

Р.: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».

Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...». Следующий: «Я не люблю ни бутерброд, ни..., я предпо­читаю ...» и т. д.

3-й вариант; «Накрываем на стол»

В.: «Давайте накроем стол к обеду. Я по­ставлю на стол хлебницу».

Р.: «Давайте накроем стол к обеду. Я по­ставлю на стол хлебницу, подставку для сал­феток».

Следующий игрок повторяет фразу и до­бавляет то, что он еще считает необходимым, и т. д.

4-й вариант: «Собираемся на прогулку»

В.: «Мы собираемся в лес. Я надену рези­новые сапоги».

Р.: «Мы собираемся в лес. Я надену рези­новые сапоги, возьму лукошко».

Следующий игрок повторяет фразу и до­бавляет то, что он еще считает необходимым, и т. д.

5-й вариант; «Ждем гостей»

В.: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы».

Р.: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы».

Следующий игрок повторяет фразу и до­бавляет то, что он еще считает необходимым, и т. д.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.