12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галиуллина Гульфия Салаватовна30

Развитие речи обучающихся в 1 классе.

В 2019 году я начала работать с первоклассниками. Из 26 учеников у 15 были логопедические проблемы. А ведь развитая речь является основным условием успешного обучения. Именно с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Каждый учитель знает, какое большое значение имеет в обучении развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Мы с логопедом
начали эту работу с первых шагов поступления ребёнка в школу.
Нами была проведена следующая работа по развитию речи учащихся.
Мы выявили степени развития речи обучающихся, пришедших в первый класс.
а) умение отвечать на вопросы;
б) запас слов;
в) умение рассказывать о своей семье, об играх, труде, друзьях;
г) умение рассказывать сказку;

д) прочитать стихотворение;
д) логопед выявляла дефекты речи детей (шепелявость , картавость и т.д.).
Велась работа над дикцией и правильностью речи. Дети упражнялись в громком, ясном и чётком произношении предложений и слов, делили предложения на слова , слова – на слоги , выделяли звуки.
Ребятам предлагалось заучивать стихотворения, рассказанные мной;
рассказать народные сказки: «Репка», «Колобок».
Огромное внимание было уделено словарной работе:
а) расширяли и уточняли запас слов, имеющихся у ребёнка;
б) классифицировали предметы;

в) знакомились с цветом предметов и их формой;
г) расширяли и уточняли словарь детей на материале стихотворений, загадок, сказок ;
д) ежедневно велась словарная работа в процессе обучения грамоте, письму и счёту (составление задач по картинкам, правильное название чисел до 10).
Первоклассники учились составлять предложения по картинкам.

Велась работа по делению рассказа или стихотворения на отдельные предложения.

Я подвела обучающихся к пониманию того, что предложение есть единица связной речи. Просила детей давать ответы на вопросы полным предложением.
Урок обучения грамоте начинаем с дыхательной гимнастики. Например, упражнения:

1.«Воет вьюга». По сигналу учителя «Вьюга начинается» обучающиеся тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого, «Вьюга стихает» - изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Этого воздуха должно хватить на все упражнение.

2.«Озябшие руки». Исходное положение «сидя». Пальцы одной руки сжать в кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно до конца.

Далее проводятся фонетическая зарядка, артикуляционные упражнения, работа с чистоговорками, упражнения для развития фонематического слуха.

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [a]» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [ п]» и т.д.

Эта работа проводилась в течение всего 1 класса.

Учу развивать у детей умение слушать, чтобы в небольшом рассказе ребята научились выделять отдельные предложения. Затем называть сколько слов в данном предложении.

- Назовите первое слово, назовите второе слово в данном предложении и т.д.

Далее слова делим на слоги и выделяем отдельные звуки в слове.
Я старалась терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ребенка на уроке и в разговоре с ним вне урока, осторожно исправляла ошибки в его речи. Естественно, что учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Регулярно вела работу и с вульгаризмами, которые засоряют речь обучающегося : «етот» (этот), «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «кажный» (каждый) и др.

Старалась добиться от детей громких и правильных ответов, отчётливого произношения.
На классных часах регулярно проводила беседы на определённую тему, в которые втягивался весь класс. Эти беседы помогают выявить не только круг представлений. Во время проведения беседы можно узнать о том, как ребята владеют своей речью. Результатом являются улучшение лексики и логики первоклассников.
В 1 классе проводится огромная словарная работа. Учитель уточняет и изучает словарь детей, обогащает словаря ученика, активизирует словарный запас. Мы должны также заботиться о правильном произношении, понимании ребятами слов.
Ежедневно вести работу за чистоту и культуру речи обучающихся.

Огромную роль в развитии речи имеют сказки.

Мы должны помнить, что народная сказка рассказывается в медленном темпе. Речь учителя должна быть образцом для детей : выразительная, отчетливая, ясная, точная. В процессе чтения обязательно должна проводиться словарная работа. Значения непонятных слов дети должны узнать. При изучении каждой буквы мы с детьми заучивали наизусть стихотворения. Это полезно не только для развития речи, но и памяти.

К концу обучения грамоте ребята могли наизусть рассказать очень много стихотворений. Знание огромного количества стихотворений помогало им и в других мероприятиях.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.