12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Даллакян Сюзанна Гагиковна9
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Как мы знаем, ранний возраст-это от одного года до трех лет. Овладение речью в этом возрасте происходит поэтапно. На первом году жизни речи ещё нет. Ребёнок понимает обращённую к нему речь, но его собственную речь заменяют невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, затем жесты, позы.

На третьем году жизни ребёнок усваивает речь и начинает общаться с помощью него. Между этими двумя периодами существует этап, когда ребёнок начинает говорить, но а на своём, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи». Т.е. звуковой состав первых слов ребёнка резко отличается от звукового состава слов взрослых. Например, «тися» вместо «часы», «па» вместо «упал». Среди первых слов много звукоподражательных, например «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту» (машина) и др. Обозначение ребёнком предметов также носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Например, все мягкое и пушистое он может назвать одним и тем же словом, независимо от того, что они могут резко отличаться друг от друга. Ребенок в этом возрасте может называть предметы одним словом по самым различным признакам: по признаку цвета, вкуса, по звуковому сходству и т.д.. Например, словом «папа» малыш может называть все аксессуары мужского туалета. Смысл слов может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Так, слово «мама» в ситуации, в которой ребёнок, произнося это слово, тянется рукой к игрушке, обозначает: «Дай мне игрушку», а в ситуации, когда он, например, упал, зовёт маму, за этим словом стоит жалоба: «пожалей меня». Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным).

На следующем этапе развития речи у ребёнка появляются первые настоящие слова. Принято считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого. Это отчасти так, однако, это не является главным. Если мать и ребёнок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. Если ребенок  постоянно играет с предметами в одиночестве, появление активных слов также задерживается, т.к. у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к взрослому с просьбой или выразить свои впечатления. И только ситуация предметного сотрудничества со взрослым (т.е. ситуативно-делового общения) создаёт у ребёнка необходимость назвать предмет и, произнести своё слово, т.е. использовать слово как средство общения. На протяжении второго года жизни активная речь ребёнка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный. Кроме существительных, в речи появляются глаголы и такие грамматические формы, как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребёнок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения. Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют всё, что слышат. Малыш может выразить словами свои желания, поделиться переживаниями, ищет объяснения непонятного, просит показать, как надо что-то сделать, задаёт вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развёрнуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. К трём годам ребёнок начинает пользоваться предложениями из трёх, четырёх и более слов, вопросительной и восклицательной формами. Параллельно с развитием речи происходит становление функции, обеспечивающей произвольное поведение ребёнка, например, выполнение речевых инструкций, просьбы и поручения взрослого. К концу раннего возраста речь начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребёнок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает куклам о том, что им предстоит сделать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть» и т.д.. Таким образом, малыша пока ещё интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу — дошкольному, возрасту «почемучек».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.