12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга37
3

Статья на тему «Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений»

Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями.

Хорошая речь – это условие результативной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Высокий уровень развития речи помогает реализовать существующий личностный потенциал, сформировать у ребенка систему ценностей и потребностей в коммуникации. Уровень развития навыков и средств общения устанавливает дальнейшую коммуникативную деятельность ребенка.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Данная категория детей характеризуется наличием сохранных слуха и интеллекта, но при этом нарушением формирования всех компонентов речи: фонетики, фонематики, лексики и грамматики.

Специфические особенности лексикона детей младшего школьного возраста c ОНР, связанные с качественной и количественной неполноценностью, обусловлены тем, что дети не могут спонтанно без оказания специальной помощи, встать на путь развития речи детей без речевой патологии.

Лексический состав - важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления.

Очевидна необходимость применения специальных приемов и методов, а также поиска эффективных техник в коррекции и формировании лексической стороны речи у младших школьников с ОНР.

В развитии лексики у младших школьников с ОНР особое место отводится игре. В жизни учеников она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности и является универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс коррекционно-педагогических влияний на процессы развития, обучения, воспитания детей. В процессе учебной игры формируется познавательная активность, развиваются творческие способности, развиваются умения самостоятельно добывать знания.

Целью системы школьного инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), куда входят и дети с тяжелыми нарушениями речи. У обучающихся с ОВЗ отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приему и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности детей с ОВЗ приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

Языковая коммуникация в ее различных проявлениях может осуществляться при наличии определенного запаса слов и умения пользоваться им, поэтому работа над лексикой с обучающимися с ТНР приобретает особое значение.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Все это в той или иной мере отражается на эффективности их общения с окружающими, на возможности более точного и выразительного оформления содержания своих мыслей.

Речевое общение невозможно без слова так же, как оно невозможно без значения. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения обучающимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и, наконец, связной речи.

У младших школьников с ОНР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Именно поэтому поиск и использование активных методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда. Активные методы обучения, игровые методы - очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками с тяжелыми нарушениями речи образовательной программы.

Следует отметить, что в логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приемы, направленные на формирование лексики представлены недостаточно. Методика формирования лексики должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Анализ психолого – педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречия, встречающиеся в практической коррекционной деятельности учителя - логопеда общеобразовательной школы:

-  между трудностями в обучении детей с низким уровнем развития лексического строя речи и требованиями общеобразовательных программ с учётом федеральных государственных образовательных стандартов;

-  между своевременным выявлением таких детей и отсутствием диагностического комплекса адаптированного для условий школьного логопедического пункта;

-  между необходимостью в помощи родителей и отсутствием у них специальных знаний по логопедии.

Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность коррекционно-логопедической работы по развитию у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) лексического строя речи.

Опыт по данной теме имеет важное значение для совершенствования коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими недостаточный уровень развития лексического строя речи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию лексического строя речи младших школьников с ОНР, посредством дидактических игр и лексических упражнений, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Диапазон опыта представлен системой коррекционно-развивающей работы по развитию лексического строя речи у младших школьников с ОНР с использованием дидактических игр и лексических упражнений

Новизна опыта заключается в разработке этапов логопедической работы и отборе серии дидактических игр и лексических упражнений по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Организация коррекционно-развивающего процесса.

Направления коррекционно-развивающей работы по формированию лексического строя речи опирались на ряд принципов.

Онтогенетический принцип

В процессе развития словаря необходимо учитывать этапы и последовательность его формирования в онтогенезе.

Принцип системного подхода к анализу и коррекции нарушений речи (по Р.Е. Левиной).

В соответствии с данным принципом коррекционно-логопедическая работа должна носить комплексный характер и предполагать не только развитие словаря, но и воздействие на познавательную деятельность детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) .

В психологических исследованиях отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.

Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).

Процесс развития той или иной психической функции при развитии

фонематических процессов должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны учителя-логопеда.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна строиться от простого к сложному. Первоначально формирование того или иного умственного действия проводится на простом речевом материале. И только когда умственное действие будет закреплено, можно перейти к его выполнению на сложном речевом материале.

Структурно-семантический принцип.

Каждое новое слово надо предъявлять не изолированно, а в структуре словосочетания, предложения, текста. Это будет способствовать пониманию детьми семантики лексических единиц, усвоению школьниками специфики включения лексем разных частей речи в состав высказываний;

Учитывались и общепедагогические принципы: системности и последовательности обучения, доступности и наглядности предлагаемого материала.

Методы, приемы и формы коррекционной работы

При обследовании использовались диагностические методики, которые отображены в таблице 1. Для изучения уровня сформированности словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи были использованы 5 методик, разработанные Е.В. Доценко, Н.В. Серебряковой, Р.С. Немовым.

Таблица 1 – Диагностическая карта

Показатель

Диагностическая методика

объем и качество

синонимического

словаря

Диагностическое задание 1 «Исследование синонимического словаря» (модификация методики Е.В. Доценко)

объем и качество

антонимического

словаря

Диагностическое задание 2 «Исследование антонимического словаря» (модификация методики Н.В. Серебряковой)

объем и качество понятийного словаря

Диагностическое задание 3 «Определение понятий»

(модификация методики Р.С. Немова)

объем и качество активного словаря

Диагностическое задание 4 «Определение активного

словарного запаса» (модификация методики Р.С. Немова)

объем и качеств пассивного словаря

Диагностическое задание 5 «Назови слова»

(модификация методики Е.В. Доценко)

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить наличие объема и качества синонимического словаря.

2. Определить наличие объема и качества антонимического словаря.

3. Определить наличие объема и качества понятийного словаря.

4. Определить наличие объема и качества активного словаря.

5. Определить наличие объема и качества пассивного словаря.

Результаты обследования речи заносились в протокол.

Индивидуальные результаты детей позволили условно разделить их на группы по уровню сформированности фонематических процессов: детей с высоким и средним уровнями выявлено не было. В логопедические группы были зачислены дети с ниже среднего и низким уровнями развития фонематических процессов.

Основными формами коррекционной работы в зависимости от сложности речевого нарушения были выбраны: групповые занятия, индивидуальные занятия, консультации родителей и учителей.

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, необходимо сочетать традиционные методы и приемы с нестандартными подходами и приемами, ИК технологиями.

Придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр на занятиях. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое задание таит в себе какую-то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.

Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка. В работе комбинировались традиционные методы: практические (тренировочные упражнения, игры), наглядные (графические схемы, таблицы, картинки), словесные (беседа, объяснение) и компьютерные игры, мультимедийные презентации, изографы, кроссворды, ребусы, шарады.

Были отобраны специальные игры и упражнения для каждого этапа коррекционной работы.

Опираясь на методические рекомендации ведущих отечественных учёных в области логопедии и, используя собственный практический опыт, можно сделать вывод о том, что формирование словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы будет эффективным если:

- отобран объем синонимического, антонимического, понятийного, активного и пассивного словарей;

- разработаны и введены этапы логопедической работы по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом механизма нарушения речевого развития;

- отобраны серии дидактических игр по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В ходе логопедической работы были выделены этапы и направления коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Направления логопедического воздействия:

- Развитие активного словаря.

- Развитие пассивного словаря.

- Обогащение словаря антонимов.

- Обогащение словаря синонимов.

- Развитие понятийного словаря.

Логопедическая работа по первому направлению

«Развитие активного словаря»

I этап. Развитие объема и качества активного словаря

Задачи: развитие активного словаря; развитие устной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе использовались следующие игры и задания: упражнение «Дополни группу», подбор эпитетов к предмету, игра «Аукцион», игра «Робот».

При проведении упражнения «Дополни группу» учащемуся предлагается группа предметов (муляжи или картинки), каждый ребенок должен назвать как можно больше предметов, относящихся к этой группе.

При проведении упражнения «Подбор эпитетов к предмету» учитель-логопед называет предмет, дети должны описать этот предмет словами.

В игре «Аукцион» учитель-логопед показывает учащимся предмет. Дети по очереди называют прилагательные, описывающие этот предмет. Ребенок, который называет больше всех прилагательных, получает этот предмет в качестве приза.

В игре «Робот» дети делятся на пары. Один ребенок исполняет роль робота, а другой говорит «роботу» какие действия ему выполнять.

Затем дети меняются ролями.

II этап. Активизация и закрепление активного словаря

Задачи: актуализация и обогащение активного словаря; развитие устной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу вводятся следующие игры и задания: подбор к предмету действий (глаголов), подбор обстоятельств, игра «Волшебный мешочек», игра «Назови животное».

При подборе к предмету действий (глаголов) учитель-логопед называет предмет, дети должны объяснить, какие действия совершает этот предмет.

Выполняя задание упражнения «Подбор обстоятельств» учащиеся должны ответить на вопрос: Учиться можно как?

При проведении игры «Волшебный мешочек» учитель-логопед дает каждому ребенку мешочек, в котором лежит предмет. Ребенок должен ощупать этот предмет и назвать его.

В игре «Назови животное» учитель-логопед показывает каждому ребенку картинки, а он должен назвать животное, которое изображено на картинке.

Логопедическая работа по второму направлению

«Развитие пассивного словаря»

I этап. Развитие объема и качества пассивного словаря

Задачи: развитие пассивного словаря; развитие устной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу вводятся следующие игры и задания: упражнение «Что делает человек?», упражнение «Объединение понятий», игра «Опиши слово».

При выполнении упражнения «Что делает человек?» учитель-логопед показывает каждому ребенку изображение человека, ребенок должен назвать действия, которые совершает человек.

В ходе проведения упражнения «Объединение понятий» учитель-логопед называет предметы, каждый ребенок должен объединить эти предметы в одну группу.

В игре «Опиши слово» учащийся загадывает слово и описывает его в словесной форме остальным детям так, чтобы они отгадали слово.

II этап. Активизация и закрепление пассивного словаря

Задачи: актуализация и обогащение пассивного словаря; развитие устной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу следует вводить следующие игры и задания: упражнение «Описание предметов и их действий», игра «Назови профессию», упражнение «Атрибуты профессии».

В упражнении «Описание предметов и их действий» каждый ребенок подбирает прилагательные для устного описания предмета и действий, которые он совершает.

В игре «Назови профессию» по картинке дети определяют, к какой профессии относится изображенный человек.

При проведении упражнения «Атрибуты профессии» учитель-логопед

называет профессию, дети называют те предметы, которые использует человек этой профессии.

Логопедическая работа по третьему направлению

«Обогащение словаря антонимов»

I этап. Развитие объема и качества антонимического словаря

Задачи: развитие антонимического словаря; развитие устной и письменной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу следует вводить следующие игры и задания: упражнение «Назови антонимы», упражнение «Кто больше», игра «Расшифруй послание».

В упражнении «Назови антонимы» каждый ребенок называет антоним к словам, представленным учителем-логопедом.

В упражнении «Кто больше» дети по очереди называют пары противоположных по значению слов.

В игре «Расшифруй послание» каждому ребенку дается послание, в котором описаны предмет, действия или человек. Чтобы расшифровать послание, ребенок должен был заменить выделенные слова антонимами.

II этап. Активизация и закрепление антонимического словаря

Задачи: актуализация и обогащение антонимического словаря; развитие устной и письменной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу следует вводить следующие игры и задания: составление рассказа, игра «Подбери антоним».

В упражнении «Составление рассказа» каждый ребенок составляет рассказ с использованием антонимов.

В игре «Подбери антоним» дети делятся на пары, один ребенок называет слова, а другой называет антонимы к ним. Затем дети меняются ролями.

Логопедическая работа по четвертому направлению «Обогащение словаря синонимов»

I этап. Развитие объема и качества синонимического словаря

Задачи: развитие синонимического словаря; развитие устной и письменной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу вводятся следующие игры и задания: упражнение «Назови синонимы», упражнение «Кто больше», игра «Расшифруй послание».

В упражнении «Назови синонимы» каждый ребенок называет синонимы к словам, представленным учителем-логопедом.

В упражнении «Кто больше» дети по очереди называют синонимы к заданным словам.

В игре «Расшифруй послание» каждому учащемуся дается послание, в котором описан предмет, действия или человек. Чтобы расшифровать послание, ребенок должен заменить выделенные слова синонимами.

II этап. Активизация и закрепление синонимического словаря

Задачи: актуализация и обогащение синонимического словаря; развитие устной и письменной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу следует вводить следующие игры и задания: составление рассказа, игра «Назови синоним», игра «Кто быстрее».

При составлении рассказа каждый ребенок должен использовать синонимы.

При проведении игры «Назови синоним» учитель-логопед называет слово и передает ребенку мячик, ребенок должен назвать синоним к этому слову и передать мячик следующему участнику.

При проведении игры «Кто быстрее» учитель-логопед раздает детям листки бумаги. На каждом листе написано одно слово. Дети должны написать на полученном листе как можно больше синонимов к данному им слову. Побеждает ребенок, который напишет больше всех синонимов.

Логопедическая работа по пятому направлению «Развитие понятийного словаря»

I этап. Развитие объема и качества понятийного словаря.

Задачи: развитие понятийного словаря; развитие слухового внимания и памяти; развитие связной речи; развитие устной и письменной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе используются следующие игры и задания: игра «Угадай-ка», сочинение загадок, поиск неизвестных слов в толковом словаре, упражнение «Объясни значение, поменяв одну букву».

В упражнении «Угадай-ка» учитель-логопед загадывает детям загадки на различные темы.

При выполнении задания «Сочинение загадок» дети составляют загадки на основе плана:

- Выделение признаков предмета.

- Сравнение с другими предметами.

- Действия предмета.

- Подбор рифмы.

Поиск неизвестных слов в толковом словаре проводится во внеурочной деятельности. Во время чтения художественной литературы дети выделяют

незнакомые слова, затем в толковом словаре находят определение этого слова, выписывают в тетрадь и запоминают. На логопедическом занятии учащиеся объясняют значение найденных слов.

При выполнении упражнения «Объясни значение, поменяв одну букву» дети дают объяснение слову, затем меняют в слове одну букву (например: бочка – точка) и дают объяснение получившемуся слову.

II этап. Активизация и закрепление пассивного словаря

Задачи: актуализация и обогащение понятийного словаря; развитие связной речи; развитие устной и письменной речи; развитие словесно-логического мышления.

На данном этапе в логопедическую работу следует вводить следующие упражнения: поиск и объяснение лексического значения неизвестных слов, составление детьми толковых словарей, объяснение значения слов через контекст.

В ходе поиска и объяснения лексического значения неизвестных слов дети составляют свое объяснение словам и сравнивают его с объяснением этого слова в толковом словаре. В ходе работы по составлению толковых словарей дети составляют свой толковый словарь, в котором записывают объяснение новых слов.

Таким образом, можно выделить четыре основные задачи словарной работы:

1.  Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, т. е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Закрепление и уточнение словаря – эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении, нуждаются слова трудные для детей:

- собирательные существительные – белизна, красота и др.,

- отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железнодорожный и т. д.,

- слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

4. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа  слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. 

5. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь  (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов.

6. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Успешность работы по формированию этих навыков зависит от её систематичности. Поэтому должна осуществляться тесная связь с родителями и педагогами - выступления на родительских собраниях с рекомендациями по использованию игр и игровых упражнений в домашних условиях; показ открытых занятий с показом приемов и видов работы по развитию лексической стороны речи; индивидуальные тетради учащихся, где отражаются упражнения по развитию словаря, буклеты – рекомендации для учителей.

Таким образом, для успешного обучения русскому языку учащихся с ТНР необходима комплексная и целенаправленная работа по развитию лексической стороны речи. Эффективность этой работы повысится, если ее содержание будет осуществляться поэтапно, системно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с использованием разнообразных видов деятельности.

Результативность опыта

Показателем эффективности коррекционной работы в рамках опыта явился уровень сформированности словаря – синонимического, антонимического, понятийного, активного, пассивного.

Сравнение полученных данных осуществлялось ежегодно по результатам обследований учащихся: первичного с 1 по 15 сентября 2016 года и повторного с 15 по 30 мая в течение 2016-2019 г.г.

При первичном обследовании детей с высоким и среднем уровнем развития словаря не выявлено. Все дети с нарушениями речи имели уровень развития словаря ниже среднего и низкий. При последующих обследованиях, после завершения коррекционной работы процент таких детей значительно снижается.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что логопедическая работа, с использованием системы игр и лексических упражнений способствует формированию словаря младших школьников на более высокий уровень развития.

Рисунок 1 Результативность развития словаря в (%) на конец 2016 – 2017 уч.г.

t1572786235aa.gif

 

Из гистограммы рис. 1 видно, что по результатам изучения синонимического словаря высокий уровень составил 20%, средний уровень 80% детей, а ниже среднего и низкого уровней нет.

По результатам изучения антонимического словаря высокий и средний уровни показали по 50% детей.

По результатам исследования активного словаря высокий уровень составил 40%, средний уровень 60% детей

По результатам изучения пассивного словаря высокий уровень составил 70%, средний уровень 30% детей.

По результатам изучения понятийного словаря высокий уровень составил 40%, средний уровень 60% детей.

 

Рисунок 2 Результативность развития словаря в (%) на конец 2017 – 2018 уч.г.

t1572786235ab.gif

Из гистограммы рис. 2 видно, что по результатам изучения синонимического словаря высокий уровень составил 25%, средний уровень 75% детей, а ниже среднего и низкого уровней нет.

По результатам изучения антонимического словаря высокий уровень составил 42%, средний уровень 58% детей.

По результатам исследования активного словаря высокий уровень составил 33%, средний уровень 67% детей.

По результатам изучения пассивного словаря высокий уровень составил 67%, средний уровень 33% детей.

По результатам изучения понятийного словаря высокий уровень составил 42%, средний уровень 58% детей.

 

Рисунок 3 Результативность развития словаря в (%) на конец 2018 – 2019 уч.г.

t1572786235ac.gif

Из гистограммы рис. 3 видно, что по результатам изучения синонимического словаря высокий уровень составил 33%, средний уровень 57% детей, а ниже среднего и низкого уровней нет.

По результатам изучения антонимического словаря высокий уровень составил 78%, средний уровень 22% детей.

По результатам исследования активного словаря высокий уровень составил 44%, средний уровень 56% детей.

По результатам изучения пассивного словаря высокий уровень составил 78%, средний уровень 22% детей.

По результатам изучения понятийного словаря высокий уровень составил 44,5%, средний уровень 55,5% детей.

В результате проведенной коррекционно-развивающей логопедической работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи отмечается положительная динамика. Данный опыт свидетельствует об эффективности и необходимости применения его в работе учителей-логопедов общеобразовательных организаций.

Постоянный творческий поиск путей совершенствования логопедических занятий, рациональный выбор форм и приемов обучения, знаний особенностей детей позволяет достигать положительных результатов. У детей отмечается позитивная динамика в усвоении программного материала по чтению и письму.

Библиографический список:

1. Андреева, Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1:Устная связная речь. Лексика:пособие для логопеда/Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005.

3. Барсукова, Л. А. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практическое пособие [Текст] / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. - Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. - 368 с.: ил., табл., схемы.

4. Беляева, Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики – средство обогащения словаря младших школьников [Текст] / Е.Н. Беляева // Журнал «Начальная школа». – 2014. – №9.

5. Борина С.Б. Использование игровых технологий в обучении детей грамоте. / С.Б. Борина. И.В. Карпова. // Логопед. – 2010.-№6.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] / Г.А. Волкова - С.- П.: «Детство – Пресс», 2003.

7. Волосец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосец - М. 2002

8. Гришвина, А.В. Игры - занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития./ А.В. Гришвина. - М., 2008.

9. Дымкова, А. Ю. Пути формирования лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Известия  РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №113.

10. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012.

11. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] / Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1991.

12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у младших школьников. [Текст] / Л.Н. Ефименкова. -М. – 2008.

13. Кобзарева, Л.Г. Игры и упражнения для развития речи коррекционного обучения детей с ОНР: практическое пособие для логопедов / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова. - Воронеж, 2012.

14. Прищепова, И. В. Особенности лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. №142.

15. Рябова, О. В. Особенности усвоения глагольной лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] / О.В. Рябова // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 2.

16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г

 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.