Статья «Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР»
Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова.
Большинство дошкольников старшего возраста не умеют сочетать речь с движениями, не слышат разницу в ритмических рисунках, предлагаемых при похлопывании, простукивании, при проигрывании музыкальных произведений, при проговаривании звуков, не в состоянии воспроизвести прослушанный ритм.
Это говорит о нарушении слухо – моторной координации , (удержании в памяти и воспроизведении ритмического рисунка).
Развитие этой функции у детей особенно важно, так как это основа формирования слоговой структуры речи.
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
Овладение слоговым составом слова в ходе нормального речевого развития происходит не изолированно, а находится в тесном взаимодействии с другими компонентами общего, слухо- моторного и речевого развития детей, Учёт этих компонентов является необходимым условием полноценного формирования слоговой структуры слова.
Вследствие этого работа над слоговой структурой должна рассматриваться более широко и включать в себя не только работу непосредственно над слоговой структурой слова, но и над теми условиями, которые влияют на полноценное ее усвоение.
Базой для формирования слоговой структуры можно считать:
- достаточный уровень развития фонематического восприятия,
-способность к восприятию и воспроизведению ритмических конструкций разной степени сложности,
-сформированность сомато – пространственной и оптико- пространственной ориентации.
Подробнее хотелось бы остановиться над развитием слухо-моторной координацией:
1.Неречевой уровень.
воспроизведение ритма: хлопки, постукивания…
(Ребёнок повторяет тот ритм, что Вы показали).
-удержание однородного ритма.
-удержание однородного ритма со сменой темпа.
-удержание ритма по схеме «удар-удар-пауза»
-удержание ритма с моторным переключением из двух действий.
-удержание ритма 2:2 с моторным переключением
-удержание ритма 2:1 с моторным переключением
- удержание ритма 1:2 с моторным переключением
-удержание ритма 1:1:1 с моторным переключением
Например: Упражнение «Хлопки»
Все задания выполняются стоя.
Похлопайте как я. (однородный ритм), «Хлопок – хлопок»
Если у ребенка не получается однородный ритм, то мы помогаем ему сопряженно, а только потом пробуем отраженно.
Далее ведется работа над однородным ритмом со сменой темпа. (хлопки в ладоши сначала быстро, затем медленно).
Удержание ритма по схеме «удар-удар-пауза»
Удержание ритма с моторным переключением из двух действий. (руки на пояс, затем на плечи).
Постепенно усложняем моторную программу и закрепляем разученные ритмические рисунки.
2.Речевой уровень.
а) на уровне звуков:
Например, Упражнение «Шишка - орешек».
Возьмите шишку, положите перед собой,
Возьмите Орешек, кладите рядом с шишкой.
Что дальше? (продолжают ряд до конца)
Выкладываем ряд из 12 предметов (шишка-орешек)
Накладываем моторную программу из цепочки звуков или слогов.
На шишку ладошка – говорю «А», на орешек - указательный палец – «У». (Проговариваем до конца дорожки.)
б) на уровне слогов:
- «пальчики здороваются» - на каждое соприкосновение - слог: ша-шу-ши.
- взрослый произносит слоги, ребёнок, считая их, загибает пальцы;
в) на уровне слов:
- игра «Телеграф» - передавать слово, отстучав его ритмический рисунок;
- предлагаете ребёнку придумать слово в соответствии с ритмическим
рисунком.
Отрабатываются слова не только той степени сложности, на которой у дошкольников отмечаются ошибки, но также и более легкие слова, доступные для произношения.
г) на уровне предложений (отдельные предложения, чистоговорки, игры)
- проговаривание потешек.
Работа по выделенным направлениям проводится параллельно как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. Опыт работы с детьми с нарушениями речи показывает, что умения, формируемые у них в процессе коррекционного воздействия, зачастую не приобретают навыковый характер. Следовательно, основной задачей в работе с этими дошкольниками станет доведение имеющихся у них умений до прочного навыка.
Литература.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учебно – методическое пособие. М. 2005
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М, 2009
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающих алалией. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи./ под ред. Левиной Р.Е. – М., 1961
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.,2007