Доклад «Развитие слухового восприятия и коррекция произносительных навыков младших слабослышащих школьников на общеобразовательных уроках»
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОКАХ
Залилова Сажида Равильевна
Учитель начальных классов
Бакалинской КШИ
для обучающихся с ОВЗ
Бакалы - 2020
Введение
Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялись не только на специальных занятиях, но и в процессе общеобразовательных уроков и во внеурочное время.
1.Развитие слухового восприятия
Согласно современным представлениям, работа по развитию слухового восприятия должна быть органически связана со всем педагогическим процессом, являться его неотъемлемой составной частью. Достигаемое в результате специальных занятий повышение эффективности слухового восприятия облегчает усвоение школьных знаний. В свою очередь, уроки по основным школьным предметам помогают ученику осваивать родной язык, без чего работа над восприятием речи на слух утратила бы свой смысл. В соответствии с этим система обучения восприятию речи на слух предполагает проведение работы по развитию речевого слуха не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных уроках.
Задачей РСВ является:
Включение слухового восприятия в учебно – воспитательный процесс школы.
Повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо – зрительном восприятии и продуцировании речи.
1.1 Организация работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках
Основным способом восприятия устной речи является слухо- зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух, когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изоляции зрения. Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому весь урок ведётся слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух, используя экран. Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение не более двух раз. Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы. Если речевой материал на слух не воспринят учениками, то он предъявляется слухозрительно, записывается учителем на доске ( табличке), прочитывается учащимися вслух и затем снова опознаётся ими только на слух. В качестве помощи может использоваться дактилология или письменная речь. Затем речевой материал воспринимается учащимися снова только на слух. Начиная с 3 – го класса ученики учатся воспринимать на слух речь не только учителя, но и друг друга.
Содержание речевого материала
- материал разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?»);
- фразы, связанным с организацией урока («Прочитай задачу», «Откройте книгу»);
- целевые установки («Будем решать примеры»);
- материал, характерный только для данного типа или темы урока.
Требования к отбору речевого материала
• знакомый речевой материал с постепенным его усложнением.
• в соответствии с речевым уровнем учащегося;
Учитель заранее продумывает определённые виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25-30 фраз.
Формулировки вопросов и заданий, предлагаемых для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счёт введения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в классе? Использовать: Кто отсутствует в классе? Можно усложнить конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живёшь? Задать вопрос: Назови адрес, где ты живёшь?
Строгого правила для использования слухового восприятия на определённом этапе урока не существует. Исключение зрительного восприятия допускается в любой момент урока.
Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета.
1.2. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках
1. Работа по развитию восприятия на общеобразовательных уроках должна органично вплетаться в ткань урока, не нарушая его естественного хода.
2. Продумывать инструкции, чтобы большинство учащихся услышало их.
3. Прогнозировать и заранее готовить необходимый речевой материал для урока на карточках.
4. Применять дифференцированно слуховые упражнения, в соответствие речевому уровню учащихся.
5. Каждый урок построить и насытить речевым материалом, таким образом, чтобы он вселял в ученика уверенность в возможности понимания речи и восприятия её на слух.
6. Использовать на уроке фронтальную и индивидуальную работу по развитию слухового восприятия учащихся на уроке.
7. Исследовать «зону ближайшего развития» учащегося, чтобы корректировать свою работу с целью успешной реализации слуховых возможностей каждого учащегося.
В процессе формирования устной речи учащихся и РСВ важная роль принадлежит педагогу, который, побуждая учеников к максимальной реализации слуховых и произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять уверенность в учеников в возможность овладения ими слухоречевых навыков, стремится сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого ребёнка с нарушение слуха.
Речь педагога должна быть эмоциональной,
- грамматически правильно оформленной,
- не загромождённой стилистически,
- не утрированной.
1.3 Коррекционная работа на общеобразовательных уроках
1.Организационный момент (1-2 минуты)
- Проверка ЗУА (настройка, установка на слуховое внимание).
- Восприятие на слух «пестрого» речевого материала (включая неожиданный речевой материал).
2.Содержание фонетических зарядок
3.Слуховая тренировка. Проводится на рабочем расстоянии с учетом слухоречевых возможностей учащихся с постепенным введением речевого материала (слухо-зрительно, в ситуации, вне ситуации), исключая многословие, неправильное построение фраз и изменение формы предъявляемых фраз. Может включаться в словарную работу, устный счет, проверку домашнего задания, закрепление пройденного материала, подведение итогов работы на любом из этапов.
4. Объяснение нового материала. Беседа.
- Проводится слухо-зрительно. Могут включаться элементы фонетической зарядки, направленные на правильное произношение и восприятие новых слов и выражений.
5. Физминутки. Используются речевые и безречевые зарядки в зависимости от цели проведения.
6. Закрепление нового материала. Организация взаимопроверки, диалогов, включая взаимооценку речи и слухового внимания.
7. Подведение итогов. Предъявляются основные вопросы по теме урока.Проговаривается новый речевой материал (орфоэпически обработанный). Установка на выполнение домашнего задания.
2. Коррекция произношения на общеобразовательных уроках
Основной формой организации работы над произношением на общеобразовательных уроках является фонетическая (речевая) зарядка. Методика организации фонетических зарядок была разработана Н.Ф. Слезиной.
Фонетическая зарядка – это специальные упражнения, которые проводятся с целью коррекции и закрепления произносительных навыков учащихся и предупреждения их распада. Задачами данных упражнений являются:
- автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада;
- подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на фронтальных уроках.
С учетом задач подбирается речевой материал.
Содержание речевой зарядки определяется программой «Формирование произношения». Содержание обучения произношению включает:
1 работу над речевым дыханием. Цель работы – формирование у учащихся длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.
2 работу над голосом. Цель работы – формирование у учащихся навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.
3 воспроизведение звуков родного языка и их сочетания в словах. Цель работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах.
4 работу над словом предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в соответствии с этапом обучения – точно или приближённо, с использованием допустимых замен ), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
5 работу над фразой имеет целью формирование у учащихся воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру.
Рассмотрим позиции в которых отрабатываются звуки.
-Звуки ц, ч сначала отрабатываются в обратной позиции.
-Звуки б, з, д, ж, г, в рекомендуется отрабатывать сначала между гласными.
-Звуки п, т, с, ш, ф, щ, к, р, м, н отрабатываются сначала в прямой позиции.
- Звук л – между гласными.
- Звуки ш, ж, ц не отрабатываются в сочетаниях с гласными, требующими см - Звуки ч, щ не отрабатываются в позициях со звуками я, ю.
- Звуки б, в, ж, д, г, з, в конце слова произносятся как глухие звуки. Поэтому в обратной позиции отрабатывать данные звуки нельзя!
Исходя из задач фонетической зарядки определяются и темы фонетических зарядок на четверть. При определении темы фонетических зарядок на четверть учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков учащихся своего класса. Целесообразно планировать работу таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, недели), и на протяжении четверти повторялась. При этом изменяются задачи формирования произносительных навыков.
В ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами. Материал рассчитан на моносенсорное (только на слух) или бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие. По мере необходимости привлекаются тактильно-вибрационные ощущения глухих детей.
Например, в течение I недели IV четверти в 3а классе темой фонетических зарядок является «Звук С». В течение недели последовательно отрабатываются умения воспроизводить этот звук:
а) Понедельник -в прямой позиции;
С_____асаса-са-сад
С_____о со со-со-сок
С_____ысысы-сы-сын
Со-со-со
У Сони сок
б) Вторник-в интервокальной позиции;
Ас____а аса-аса-аса- колбаса
Ас____оасо-асо-асо- колесо
Ас____у асу-асу-асу- несу
Асу-асу-асу Соня нарисовала осу
в) Среда - в обратной позиции;
Ас____асас-ас-класс
Ос____ос ос-ос-нос
Ус____ус ус-ус-ус-автобус
Ас-ас-ас
У нас погас газ
г) Четверг - в стечении с другими согласными;
С____та ста-ста-стакан
С____то сто-сто-стол
С____тусту-сту-стул
Ста-ста-ста
На окне стоит стакан.
д) Пятница- во всех указанных позициях.
Са оса ска-ска-ска-скакалка
Со ассо спа-спа-спа-спасибо
Су асу сту-сту-стук
Покажи большой стул.
У дятла острый нос.
Важное значение придается формированию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи. Развивается слуховое, слухо-зрительное восприятие и воспроизведение основных интонационных структур: слитность и паузы, слитное произнесение слов и коротких фраз, деление длинных фраз паузами на смысловые синтагмы; краткое и долгое произнесение гласного; модуляция голоса по силе и высоте; повышение и понижение голоса; словесное ударение; логическое ударение во фразе; темп речи. Ведется целенаправленная работа по развитию у детей умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску. При работе над речевой интонацией широко применяется прием моделирования движениями рук ритмико-интонационной структуры речи.
Фонетическая зарядка проводится на первом уроке. В младших классах допускается распределение упражнений, предусмотренных для фонетической зарядки одного дня, в течение нескольких уроков, что связано с медленным темпом работы учащихся.
Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности учащихся (как правило, изменение видов работ связано с изменением вида речевой деятельности).
2.1 Коррекция произносительных навыков учащихся
При проведении фонетических зарядок учитель обязательно исправляет произносительные ошибки, допускаемые по теме зарядки.
Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции:
- замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;
- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;
- с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;
- с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;
- показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика);
- моделирование кистями рук;
- показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани;
- использование элементов фонетической ритмики и т.д.
Такие приемы, точно соответствующие характеру отклонения в артикуляции, позволяют на уроке без затраты дополнительного времени добиться исправления учеником допущенных произносительных ошибок. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя. Ученик воспринимает речь учителя с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением учителя. Это создаёт условия для выработки у детей самоконтроля за произношением.
В конце фонетической зарядки обязательно подводится итог.
2.2. Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии.
Приведем пример:
С______
С___тра стра
Ос_____тра-у-голь-ный
Остроугольный
Остроугольный\ треугольник
Я начертил остроугольный треугольник.
(на уроке математики)
С______ са со су
С____тва С____тво С___тву С___тви
Щ_____
Сущес_____тви-тель-ное
Существительное
Имя существительное
Мы изучаем имя существительное
Имя существительное- это часть речи.
(на уроке русского языка)
В подобном виде представляются все новые термины или трудные для произношения слова.
Заключение
В отечественной и зарубежной сурдопедагогике развитие слухового восприятия и коррекция произношения у учащихся с нарушениями слуха всегда являлось одной из основных задач.
Работа по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках способствует закреплению фраз, развивает разговорную речь, обогащает словарный запас, создаёт дополнительные возможности для овладения сложными синтаксическими конструкциями. Коррекция произношения предупреждает распад произносительных навыков, тем самым делая речь внятной.
Немаловажным является и психологический фактор: успехи радуют учащихся, пробуждают в них интерес к этой работе.
Успехи учащихся во многом зависят от профессионализма и тесной связи учителя с учениками. В душе учителя должна быть своя «лесная поляна», солнечная, цветущая, полная света, красоты, изумления, не дающая стареть душе, не позволяющая снижать планку профессионализма.
Список литературы
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.-М.,1963
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих школьников пособие для учителя.-М.,1991.
Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих.-М.,1983
Кузьмичева Е.П. Леонгард Э.И. Развитие восприятия речи на слух у глухих \\ Дефектология, М., 1973,№ 3
Королевская Т.К. Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей: пособие для учителя- М;Владос, 2004
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха: Учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений\ под Ред. В.И. Селевёрстова. М. 2001
Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха: из опыта работы\Ред.-сост. Е.П. Кузмичева, Н.Ф. Слезина.- М.,Просвещние,1986