12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Авелина17

371.8.07 «Выявление и поддержка способностей и талантов у обучающихся через систему внеурочной деятельности.»

Яворская Авелина Михайловна, педагог-психолог МОУ «Туношенская средняя школа им.Героя России Селезнева А.А.» ЯМР, Ярославская область, Ярославский район, с. Туношна, avelina_yavor@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются пути выявления одаренных детей на базе Туношенской средней школы, а также механизмы сопровождения и создания условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов. В качестве условий оптимального развития одаренных детей рассматривается организация внеурочной деятельности в школе.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, талант, внеурочная деятельность, сопровождение.


Identification and support of abilities and talents of students through the system of out-of-day activities”

Yavorskaya Avelina Mikhail, teacher-psychologist Municipal educational institution "Tunoschen High School named after Hero of Russia Selezneva AA." Yaroslav municipal district. Yaroslav region, Yaroslav district, Tunosna village.


Annotation. The article considers ways to identify gifted children on the basis of Tunosen Secondary School, as well as mechanisms to accompany and create conditions for each student to achieve his own success. The organization of out-of-school activities at school is considered as conditions for optimal development of gifted children.

Keywords: Talent, talent, extra-day activity, support.

Каждый человек рождается с богатыми творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Когда-то великий Сократ сказал: «В каждом человеке солнце только дайте ему светить». Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние страны.

Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут

определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей

Как сделать так, чтобы талант имел возможность развиваться?

Задача выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. В нашей школе создана и действует своя система поддержки талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются следующие формы:


творческие и научно-исследовательские проекты;

научно-практические конференции;

участие в школьных и районных художественных выставках, и выставках прикладного творчества;

участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах;

школьные олимпиады,

интеллектуальные игры;

индивидуальная работа с учащимися;

занятия в кружках

внеурочная деятельность


Отдельно хотелось бы остановиться на организации внеурочной деятельности в нашей школе.

Внеурочная деятельность (ВД) – специально организованная деятельность обучающихся 1-11 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется в 1-11 классах ОУ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2014 года. Содержание занятий внеурочной деятельностью формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). При организации ВД приоритетными задачами являются — изучение и реализация потребностей детей в дополнительном образовании, разнообразить виды творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей школьников в объединениях различной направленности.

Основными формами, в которых реализуется ВД являются:

Совет старшеклассников;

волонтерская деятельность;

КВН;

театральная деятельность;

музей;

спортивный клуб;

патриотическое направление — кадетские классы.

Остановимся на каждой из форм поподробнее.

Совет старшеклассников (далее - Совет) создается в целях развития государственно-общественных форм управления общеобразовательном учреждением, приобщения старшеклассников к получению организационных и управленческих навыков, поддержки инициатив обучающихся при формировании современных традиции общеобразовательного учреждения.

Курирует Совет в нашей школе педагог-организатор и заместитель директора по ВР.

Благодаря инициативе старшеклассников в школе проводятся тематические концерты, организуются праздники, ведется печать школьной газеты.

При организации досуговой деятельности детям дается возможность самим подготовить мероприятие, в той форме, в которой бы им хотелось. Они разрабатывают сценарии мероприятий, создают, если требуется, реквизит. Вместе с педагогом-организатором подбирают номера.

t1584344119aa.jpg

























Рис. 1. Подготовка к проведению праздника, посвященному 23 февраля.

Проводя данную работу, с каждым годом мы раскрываем все больше и больше творческих детей. Ученики нашей школы всегда принимают участие в районных и областных музыкальных и танцевальных конкурсах, а также в конкурсах чтецов.

Не мало учеников связывают свою жизнь с творчеством и после школы. Одним из ярких примеров являются наши выпускницы 2009 и 2005 годов выпуска Людмила Ярец и Ольга Овезова. Девушки неоднократные победители и призеры районных и областных вокальных конкурсов, являются лауреатами II степени в международных конкурсах. Ольга уже 10 лет является работником культуры — работает менеджером по культурно-массовому досугу в Туношенском КСЦ. Людмила после школы поступила в ЯГПУ им. Ушинского на кафедру теории и методики музыкально-художественного воспитания. На данный момент работает на телеканале «Первый Ярославский» ведущей новостей и телепередач. А ведь, если оглянутся назад-в школьные годы, можно увидеть, что девушки уже тогда интересовались творчеством, были активными членами совета старшеклассников и добивались своих целей.

Совет старшеклассников организует не только досуговую деятельность в школе, но и социальные проекты. Примером может служить совместный проект с педагогом-психологом - «Неделя психологии». Учащиеся вместе со специалистом подготовили систему мероприятий, в которой каждый участник выполнял свою функцию. И в течение недели каждый реализовывал свои поставленные задачи.

Благодаря деятельности Совета раскрывается огромный потенциал детей. Ученики могут показать себя с творческой стороны, кто-то проявляет себя как организатор, кто-то как харизматичный ведущий, кто-то как добродетель, помогая другим, а кто-то показывает свои актерские таланты. Именно совет старшеклассников является отправной точкой в выявлении способностей и талантов у детей.

Не малозначимым направлением является волонтерская деятельность в школе. Большая часть учеников с 8 по 11 класс являются членами районного волонтерского движения, имеют волонтерские книжки. В нашей школе с 2019-20 учебного года психолог совместно с инициативной группой старшеклассников организовали проект помощи «Подари добро» приюту для животных «Вита» в г. Ярославле. Один раз в квартал в стенах школы волонтеры организуют сбор материальной помощи в виде корма, одеял, посуды, ошейников и прочего для собак и кошек приюта. Хоть данной деятельностью занимается конкретная группа детей, все же при этом тема помощи нуждающимся затрагивает каждого ученика школы.

t1584344119ab.jpg



















Рис.2. Ученики посещают приют для животных.



Также школа уже на протяжении многих лет сотрудничает с Туношенским пансионатом для ветеранов войны и труда. Ребята приезжают в учреждение с праздничным концертом, посвященному дню пожилого человека. А также каждую осень осуществляют помощь в уборке листвы на территории пансионата.

В 2017 году у Туношенской школы появилось новое учебное здание, а вместе с ним школьный краеведческий музей. С 2010 года музей существовал в стенах Туношенского дома культуры и было тяжело осуществлять комплексную работу с учениками. В настоящий момент музей развивается, а вместе с ним и ученики, которые участвуют в краеведческой деятельности. Вместе с учителем истории они проводят экскурсии как для учеников, так и для гостей школы. Ребята являются призерами краеведческих конференций, пишут исследовательские работы, участвуют в олимпиадном движении. Являются победителями конкурса активистов школьных музеев в Ярославском районе. Все это создает условия для системного освоения детьми традиционной культуры русского народа, формирования активной гражданской позиции и творческой инициативы учащихся в процессе сбора, исследования и обработки музейных материалов. Не мало выпускников поступило на исторический факультет Ярославского государственного педагогического университета. Одна из которых, Сандер Эмма, после окончания ВУЗа пришла работать в свою родную школу учителем истории.

В 2016 году на базе Туношенской школы 4А класс выбрал для себя художественно-эстетическое направление, как направление своего развития. Туда входило много предметов и кружков, которые так или иначе соприкасались с творчеством и искусством. В 2018 году ребята выбрали главную деятельность — это театр. Так образовался один из самых интересных видов внеурочной деятельности — школьный театр. Целый класс ставил постановки для школьных мероприятий. В 2019 году уже помимо этих ребят, которые учились в 7 классе, в театр присоединились и старшеклассники. На данный момент в школьном театре существует 2 группы. Ученики участвуют в районных конкурсах театральных коллективов «Театральные встречи», где являются победителями и призерами. Ребята вместе с руководителем и учителем технологии создают костюмы и реквизит для своих спектаклей. А учитель русского языка и литературы занимается с детьми сценической речью. Постановки ребят пользуются большим интересом у учеников школы, и на следующий учебный год планируется расширить численность состава.

t1584344119ac.jpg























Рис.3. Показ постановок школьного театра по мотивам рассказа Пушкина А.С.

КВН - не просто игра, она создает условия для комплексного развития творческих способностей, личностного роста, развития общей культуры и коммуникативных навыков учащихся, а также формирования активной жизненной позиции и обеспечения их социальной адаптации в современном обществе. История этой игры в нашей школе особенная.

Движение КВН началось с инициативы педагога-организатора в 2011 году. 1 апреля 2011 года в Туношенской школе прошел первый фестиваль КВН среди команд старшеклассников. Шли годы, выпускались ученики, но желание играть в КВН усиливалось с каждым годом, с каждой новой шуткой. Фестиваль КВН, проводимый 1 апреля, стал традиционным.

В 2011 году школьная команда КВН впервые приняла участие в студенческом фестивале КВН в Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы (Ярославский филиал) и завоевала свой первый кубок за III место.

И этот кубок был не последним. Команда занимает первые и призовые места, получает номинации «Лучшая шутка», «Лучшая женская роль». Все это во время участия в Ярославской Юниор-Лиге КВН. Также участники команды стали счастливыми участниками смены летнего лагеря на территории города Ярославля «Лето в стиле КВН». Стоит отметить, что капитан школьной команды, тогда еще под названием «ШУБА» Ненахов Антон, в 2014 году в составе команды КВН «Сборная города Ярославля», представлял нашу область в полуфинале IV сезона Всероссийской Юниор-Лиги КВН. Огромную поддержку в обучении и развитии команды оказала и продолжает оказывать Ярославская областная Юниор-Лига КВН.

Являясь одной из самых перспективных и развивающихся команд КВН Ярославской области, команда КВН Туношенской школы «Хорошее настроение» представила Ярославскую область в полуфинале Всероссийской Юниор-Лиги КВН, которая прошла в городе Анапа в марте 2015 г. и стала победителем. В апреле 2015 г. команда Ярославской области выступит в финале Всероссийской Юниор-Лиги КВН в г. Москва.

За время существования в Туношенской школе общешкольная команда КВН выросла, окрепла, вышла на новые рубежи. КВН в Туношенской школе постепенно перерос в детское школьное объединение.


Все вышеизложенное не просто отдельные задачи, которые решает школа, а система, которая выполняет огромную функцию по выявлению и поддержанию талантов у детей. Эта система складывалась и отрабатывалась годами, и работает каждый день на пользу, в первую очередь, обучающихся. Вот почему важнейшее значение имеет организация процесса внеурочной деятельности, который стимулирует у учащихся доминирующую установку на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию и вселяет веру в собственные силы.

В завершение хочу сказать, что несмотря на все усилия государственных органов, выявление и помощь талантливым детям – это всё-таки сначала неравнодушная работа учителей, тех, которые видят детей каждый день, которые всегда могут, не смотря ни на какую загруженность, заметить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.


Библиографический список:


1.Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007 – С. 477.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.