12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабусова Зинаида Семеновна34
1

Развитие творческих способностей обучающихся средствами ИКТ на уроках физики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казимировская школа имени Героя Советского Союза М.А.Егорова»













Обобщение опыта работы

учителя физики, математики и информатики

Бабусовой Зинаиды Семеновны





Развитие творческих способностей обучающихся

средствами ИКТ на уроках физики



















2020 год

Преподавание физики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании. Именно физика развивает в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся. Ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретённых знаний. Я считаю, что учитель должен удивляться красоте и мощи физических методов и заражать этим своих учеников.

Проблема

Не секрет, что в настоящее время интерес к учебе у детей падает, развивать стремление к познанию довольно сложно.

Не секрет, что в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место.

В последние годы школьная программа все больше ориентируется на передачу и получение информации, отработку репродуктивных навыков, а не на развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся.

Актуальность и значимость рассматриваемой темы определяется тем, что XXI век – век развивающегося информационного общества, век высоких технологий. Использование вычислительной техники становится массовым и обыденным. Мир превращается в огромное информационное пространство, объединённое сетью Интернет.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. 

 Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Учитель должен понимать, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Поэтому целью моей работы является организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. Чтобы осуществить перед собой поставленную цель, я считаю эффективным решать задачи, с использованием ИКТ: систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

С применением ИКТ можно:

развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;

разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

осуществлять индивидуальный подход в обучении;

проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;

обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

повышать интерес ребёнка к изучению предмета физики и к учению в целом.

При организации урока я учитываю то, что:

работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;

использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;

компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

Развитие воображения.

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТ, найти им надлежащее место в образовательном процессе.

Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи:

- развитие критичности и самостоятельности мышления;

- развитие логического мышления;

- тренировка памяти;

- формирование навыков вариативного мышления;

- эвристическое мышление.

Курс 7-11 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:

- тренинг мышления решением нестандартных задач;

- развитие ассоциативного, образного мышления;

- обучение приемам и методам фантазирования.

Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения.

Применение ИКТ на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается любознательность, творческие способности, познавательный интерес.

В процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы в различных формах.

- мультимедийные сценарии уроков (презентации);

- применение готовых учебных и демонстрационных программ;

- электронные уроки и тесты;

- внеурочная деятельность.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office .

Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.

При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Достоинства компьютерных презентаций :

- Увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску.

- Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске.

- Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала, развитию познавательного интереса.

- Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.

- Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе.

- В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании. Творчески развиваться – просто и интересно.

Где и как применяю ИТК на своих уроках?

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, шарады, приглашения к игре, путешествию и др.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

На этапе актуализации знаний возможно использование для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных физических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся выполняют с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.

При объяснении нового материала позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;

При решении задач обучающего характерапомогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

При повторении пройденного материала (презентации-опросы). Тестирование: он-лайн тестирование при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Использование тестов на уроках физики дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

При проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;

тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Учащиеся активно участвуют во внеклассной работе по физике. Они готовят творческие работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся сопровождается демонстрацией мультимедийной презентацией. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point.

Сегодня для большинства  педагогов  школы  стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:

-  мультимедийное сопровождение уроков;

-   компьютерный контроль знаний различного уровня;

-   использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;

-   поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет;

-  конструирование учителем методического электронного пакета к урокам (таблицы, схемы, конспекты и т.п.);

- использование на уроках, спецкурсах, факультативах  готового программного продукта;

-    создание  программных продуктов совместно с обучающимися (презентации в  Microsoft Power Point);

- проектная деятельность обучающихся (презентации к защите проектов);

-  участие в виртуальных олимпиадах и конкурсах.

В конце одного из уроков, проводимых с использованием ИКТ учащимся были заданы три вопроса:

1. Нравятся ли вам уроки, проводимые с использованием компьютера?

2. Понравились ли вам уроки физики, проводимые с использованием компьютера?

3. Хотели бы вы, чтобы уроки с использованием компьютера проходили чаще?

Анализируя ответы учеников на первый вопрос, выяснилось, что всем нравятся уроки с использованием компьютера, аргументируя свой ответ тем, что в компьютерном классе уютнее, уроки интереснее, разнообразнее.
Анализ ответов на второй вопрос показал, что уроки учащимся понравились, так как было все понятно и хорошо видно, а так же меньше используется учебник на уроке.

Анализируя ответы на третий вопрос, выяснилось, что учащиеся хотели бы, чтобы такие уроки проходили чаще, аргументируя тем, что им нравятся компьютеры и что изучаемую тему с помощью компьютера они усваивают лучше. По проведенному опросу можно сказать, что детям очень нравятся уроки с использованием ИКТ.

Применение информационных технологий на уроках эффективно и интересно для учащихся. Но не следует применять информационные технологи нецелесообразно, беспорядочно. Необходимо совместное использование информационных технологий с другими технологиями.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что, проводя уроки с использованием ИКТ, возникают определенные трудности:

- при составлении конспекта урока с использованием компьютера затрачивается очень много времени;

- отсутствует определенная методика использования мультимедиа аппаратуры.

- самая главная трудность состоит в том, что школы еще не полностью оснащены данными средствами для обучения школьников.

Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках физики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем.

Однако, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал. Важно понимать, что использование ИКТ не решит всех проблем моментально.

Вывод:

Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет:

- учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- развивать творческие и исследовательские способности;

- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- обеспечивать качественное усвоение программного материала;

- обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики.

12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.