Доклад «Слово и словарь младшего школьника»
Доклад
Слово и словарь младшего школьника
Овладение производным словом. Большая часть слов в русском языке ( около 90% словарного состава языка) – производные, т. е. образованные от других слов. Особенностью производного слова является мотивированность его лексического значения, его обусловленность значениями входящих в состав слова частей. Значение производного слова всегда можно определить посредством ссылки на значение соответствующего производящего: баянист- тот, играет на баяне.
Лексическое значение производного слова, будучи композиционным по своей структуре, усваивается ребёнком с определённого возраста не так, как глобальное, целостное значение слова непроизводного. Например: слово баян является ни чем не мотивированным, условным обозначением определённого музыкального инструмента, его значение никак не связано с формой слова, а значение слова баянист можно вывести из значения его частей, оно связывается в сознании, с одной стороны, со словом баян, а с другой - со словами пианист, тракторист. Соответственно слово баян, как и любое непроизводное слово, может храниться в словаре человека только как готовая единица и извлекаться из него для использования в речи целиком, тогда как слово баянист и другие производные слова могут быть не только воспроизведены в речи ( т. е. извлечены из словаря как готовые единицы), но и произведены, созданы при необходимости заново из составляющих их частей. До сих пор нет единого мнения относительно того, каким образом хранятся в словаре человека производные слова: в готовом виде или разложенном на части виде, однако несомненно, что человек может в определённых условиях создавать в речи новые слова по известным ему образцам.
Мотивированность лексического значения производного слова облегчает овладение им, так как форма такого слова подсказывает ребёнку его смысл: при наличии соответствующего речевого опыта ребёнок может понять слово, услышав его впервые и не обращаясь за специальными разъяснениями к взрослым, он легче запоминает новое слово, связав его в своём сознании с уже усвоенными словами и по форме, и по смыслу. Однако, формальная и семантическая обусловленность производного слова создаёт определённые сложности для усвоения его детьми, так как значение многих производных слов не равно простой сумме значений входящих в него морфем, оно характеризуется той или иной степенью идиоматичности, включает некий компонент, который не выводится из значения морфем. Этот компонент необходимо просто знать. Ребёнок же может буквально интерпретировать значение производного слова, опираясь на сложившееся в его речевом опыте обобщённое знание о значении соответствующей модели. Например восьмилетний школьник, который объясняет значение слова отзывчивый: « Его зовут, он приходит», опирается на значение модели-образца (исполняющий действие, названное производящим глаголом) и обнаруживает тем самым непонимание значения слова, включающего компонент не выводимый из модели ( сочувтсвенный, готовый прийти на помощь). Таким образом, идиоматичность семантики многих производных слов затрудняет их усвоение детьми.
Ещё одна трудность, которая возникает при усвоении детьми значения производного слова, связана с тем, что оно может быть мотивировано не прямым, а переносным значением производящего. Поскольку переносные значения усваиваются детьми относительно поздно и, кроме того, в структуре производного слова ничто не указывает на его мотивацию определённым значением многозначного слова, такие производные также могут интерпретироваться и употребляться детьми неверно. Например: разговор взрослого с семилетним учеником 1 класса: - Пойдёте с Серёжей на «Синюю птицу», первоклассный спектакль? – Но Серёжу не пустят, он же не первоклассник. Значение слова первоклассный интерпретируется ребёнком в соответствии с представлением о словообразовательной модели этого слова как / имеющий отношение к первоклассникам ( предназначенный для учеников первого класса)/. В словосочетании же первый класс, мотивирующем для слова первоклассный, оба слова выступают во вторичных значениях: первый-/лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный, хороший/,класс -/ степень, уровень, в зависимости от которого определяется место предметов в ряду подобных/, что и не учитывается ребёнком, в сознании которого это словосочетание прочно связано со школьниками первого года обучения.
Вначале для ребёнка значение слова независимо от того, является оно в языке производным или нет, глобально, неразложимо на части. Для того, чтобы осознать композиционную структуру производного слова, необходим определённый речевой опыт и уровень развития, который позволял бы сопоставлять слова по их форме и смыслу. Исследователи детской речи отмечают начало осознания детьми структуры производного слова в возрасте 2,5-3 лет. Об этом свидетельствуют факты конструирования детьми собственных слов (швение- шитьё), а также активный поиск детьми внутренней формы слова, попытки мотивировать присвоение явлениям действительности определённых названий ( парадная дверь - Её открывают, когда парад). Это означает, что в процесс овладения значением производного слова вовлекается не только предметно-практический, но и языковой опыт ребёнка: происходит внутренняя спонтанная переработка языковых элементов, их анализ и синтез. Входя в словарь ребёнка, производное слово теперь включается в систему связей с другими единицами словаря, обусловленных словообразовательными отношениями.
Усвоение ребёнком правил словообразования оказывает значительное влияние на развитие его словаря: совершенствуются семантические отношения между единицами словаря, возникают и укрепляются между ними связи нового типа (словообразовательные), идёт интенсивное пополнение словаря новыми единицами, в том числе и за счёт самостоятельной словообразовательной деятельности ребёнка.
Детское словообразование (словотворчество)- это закономерный этап в овладении родным языком, яркое проявление процесса усвоения системы формо- и словообразования. По данным Т. Н. Ушаковой. Словотворчество было зафиксировано у 88,9% детей младшего школьного возраста. Словотворчество в детском возрасте выполняет прежде всего компенсирующую функцию, восполняя недостаточность словаря ребёнка для удовлетворения его коммуникативных потребностей. И наблюдается у детей, усваивающих разные языки. Другая причина активности словообразовательных процессов в речи детей связана с устройством долговременной памяти, которая включает несколько зон. Опытный говорящий (пишущий) использует ресурсы долговременной памяти полностью, обращаясь ко всем её зонам, неопытный (в данном случае – ребёнок) извлекает слово только из ближайшей зоны, в которой расположены наиболее легко воспроизводимые слова, поэтому многие известные ребёнку нормативные слова оказываются недоступны для него в момент речи и заменяются самостоятельно сконструированными. В процессе совершенствования речи происходит как расширение самих зон памяти, так и развитие навыка пользования словами из более отдалённых зон, и словотворчество постепенно затухает.
Рассматривая детское словотворчество, необходимо отметить, что появление подобных слов в речи ребёнка свидетельствует о переходе к новому уровню осмысления слова: значение, которое раньше воспринималось ребёнком целостно, теперь представляет собой композицию смыслов составляющих слово частей. Действительно, ребёнок, который называет водителя машины-амфибии амфибистом , уже способен вычленить в словах тракторист, танкист, велосипедист частичку –ист, осознать её значение и, присоединив к её основе с определённым значением ( названию машины), образовать новое слово для выражения нужного в данной ситуации смысла. Это означает, что он уже воспринимает лексическое значение этих слов, как складывающееся из компонентов, находящихся в определённых отношениях (человек, управляющий машиной определённого вида).
Итак, овладение значением производного слова происходит по- разному в зависимости от уровня языкового развития ребёнка. Вначале значение любого слова воспринимается ребёнком глобально, по мере накопления опыта предметно-практической, познавательной и речевой деятельности ребёнок всё больше ориентируется на формально-смысловое членение слова при его восприятии. Результатом ориентировки на формально-смысловое членение слова является словотворчество- создание детьми инноваций как при порождении речи, так и при её восприятии, оно компенсирует ребёнку недостаток речевого опыта, несоответствие между имеющимся в распоряжении ребёнка словарём и его быстро растущими коммуникативными потребностями. Первым этапом в освоении лексического значения производного слова является «расшифровка» его формально-семантической структуры, затем происходит уточнение значении, усвоение его не выводимых из структуры слова компонентов в речевой практике. Анализ и синтез приводят к усвоению всё большего количества производных слов, в том числе и путём самостоятельного словообразования, к установлению и укреплению словообразовательных связей между единицами словаря.
Усвоение семантики многозначного слова. Чаще всего вначале ребёнком усваивается основное первичное значение многозначного слова, так как обычно это значение более частотно в речи по сравнению с остальными и в наименьшей степени зависит от контекста. Так глагол положить в основном значении /поместить куда-либо в лежачем положении, привести в лежачее положение/ сочетается с широким кругом слов, а вторичное значение этого глагола / поместить, устроить для лечения или обследования / реализуется только в контексте со словами-названиями лечебных учреждений ( положить в больницу, госпиталь, клинику). Ребёнок, не зная об ограничениях, накладываемых контекстом, и ориентируясь на основное значение слова, может решить, что, если его положат в больницу, он будет вынужден всё время лежать. Раньше других может быть усвоено и неосновное значение многозначного слова, если это значение актуально для практической и речевой деятельности ребёнка. Дальнейшее развитие семантической структуры многозначного слова в языковом сознании ребёнка связано, во - первых, с усвоением всё новых значений слова, во-вторых, с изменением и уточнением этих значений, всё большей их дифференциацией и установлением между ними взаимосвязей.
Итак, процесс усвоения многозначных слов можно представить следующим образом. На первом этапе все слова в сознании ребёнка однозначны, хотя их значение практически никогда не совпадает с нормативным, так как в условиях отсутствия дифференцированных знаний о называемых объекта, ребёнок вынужден использовать своё придуманное слово, расширяя сферу его применения. Факты использования многозначных слов в речи окружающих расцениваются ребёнком как нарушение законов логики и вызывают протест. Те многозначные слова, которые всё же употребляются ребёнком в разных значениях, в его сознании существуют скорее как омонимы, тат как семантические связи между значениями отсутствуют. На данном этапе происходит формирование предпосылок овладения многозначностью. Складывающееся наглядно-образное мышление так же является необходимым условием перехода к следующему этапу, характеризующемуся появлением ненамеренных метафор в речи ребёнка,, а так же установлением взаимосвязей между известными и новыми значениями воспринимаемых многозначных слов. Дальнейшее развитие семантической структуры многозначного слова в языковом сознании ребёнка происходит по линиям расширения набора лексико-семантических вариантов слова, уточнения и изменения их содержания: с одной стороны, всё большей их дифференциации, а с другой, установление между ними внутренних связей. Этот процесс не ограничен какими-то возрастными рамками и продолжается всю жизнь, однако в детском возрасте, особенно в школьные годы, он протекает наиболее интенсивно.
Словарь человека – динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей. Особенно интенсивно изменение словаря происходит на ранних возрастных этапах, в детстве, в результате чего состав и структура словаря приближаются постепенно к строению словаря взрослого носителя языка. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, речевой и познавательной активности самого ребёнка.
Источники пополнения детского словаря новыми единицами с точки зрения управляемости процесса обогащения речи детей могут быть педагогические контролируемыми неконтролируемыми. К педагогически контролируемым источникам относятся:
-речь окружающих ребёнка людей, взрослых и сверстников, из которой он может заимствовать не только то, что соответствует литературной норме, но и то , что выходит за её рамки ( просторечную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, разнообразные ошибки словоупотребления);
-художественная и научно-популярная литература, с которой ребёнок знакомится в семье или, позже, при самостоятельном чтении;
-средства массовой информации и прежде всего телевидение, роль которого в последнее время очень велика- сейчас даже в речи ребёнка раннего возраста можно встретить слова, явно заимствованные из телевизионных рекламных роликов;
-кинофильмы, театральные постановки, выставки, которые ребёнок посещает с родителями или самостоятельно, тексты популярных песен и пр.
Роль каждого из перечисленных источников меняется в зависимости от возраста и условий жизни ребёнка, однако ведущим фактором, оказывающим влияние на словарь ребёнка на всех возрастных этапах, является процесс обучения, в содержание которого входит ознакомление детей с новыми для них явлениями действительности, формирование у них представлений и понятий из разных областей знаний. Все эти новые для ребёнка знания входит в его сознание вместе со словами, их обозначающими. Речь педагога, тексты учебных книг и художественных произведений, обязательных для чтения на том или ином этапе обучения, словари, используемые в процессе обучения, являются педагогически контролируемыми источниками пополнения словарного запаса детей.
Восприятие всех перечисленных выше источников, являются ли они контролируемыми или нет,- необходимое, но ещё недостаточное для интенсивного совершенствования словаря условие, так как при восприятии речи ребёнок может не замечать незнакомых слов, трактуя их значение с опорой на контекст весьма приблизительно или вовсе неверно, не обращать внимания на выражаемые словом оттенки значения, на условия употребления новых и уже известных слов. Наконец, воспринятое слово может так и остаться невостребованным в речевой практике ребёнка даже при условии его актуальности, если оно не приобрело в его языковом сознании достаточного количества связей. Которые облегчали бы выбор слова в процессе речепорождения. Следовательно, в процессе обучения родному языку необходимо создавать специальные условия для совершенствования словаря детей- целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полноценное освоение детьми лексики родного языка. Об этом пойдёт речь в следующей главе.