«Развитие творческой и познавательной активности обучающихся на основе применения игровых технологий»

2
0
Материал опубликован 5 June

«Развитие творческой и познавательной активности обучающихся на основе применения игровых технологий»


Основными видами музыкальных занятий являются пение и слушание музыки. Дети также участвуют в музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, инсценировках. В ходе музыкальных занятий они приобретают элементарные сведения в области музыкальной грамоты.

Все виды музыкальной работы находятся в тесной взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга.


Зачастую состав класса очень не однородный. Только в одном классе могут присутствовать дети с легкой и тяжелой умственной отсталостью, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра. Все дети обучаются по своей адаптированной программе. Большая сложность для педагога – объединить этот маленький коллектив, чтобы научая одних, не оставить без должного внимания других.


Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей.

Игра как метод обучения:

«Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» М.Ф. Стронин

Игровая деятельность используется:

в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента;

как технология внеклассной работы


Тема по самообразованию: «Развитие творческой и познавательной активности обучающихся на основе применения игровых технологий»

Актуальность: В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не всегда педагоги используют её в обучении.

Гипотеза: Использование игровых технологий на уроках музыки в начальной школе способствует успешному усвоению знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Объект исследования: Игровая технология в начальных классах школы.

Предмет исследования: Процесс обучения с использованием игровых технологий в начальных классах на уроках музыки.

Цель: Проанализировать использование игровых технологий в начальных классах на уроках музыки.

Задачи:

- рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;

- рассмотреть классификацию игровых технологий;

- проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах средней школы;

- обосновать возможности практического применения игровых технологий.


Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнок начинает думать, как на него ответить. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.


В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: усвоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4. Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры.


В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

Роли, взятые на себя играющими;

Игровые действия как средства реализации этих ролей;

Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Реальные отношения между играющими;

Сюжет (содержание – область действительности, условно воспроизводимая в игре.


Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.


Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.


По содержанию игры с готовыми правилами различают: предметные, спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные, обрядовые и т.д.

«Вольные» игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, и этнографические.

Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

Результативность применения игровых технологий


Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение. В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.


Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.


При внедрении в практику игровых технологий постоянно использую музыкально-дидактические и народные игры.

Музыкально-дидактические игры – это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от обучающегося умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель.


Музыкально-дидактические игры «Телефон», «Из какой мы песни?», помогают определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить ритмический рисунок песни, попевки. А с помощью музыкально-дидактических игр «Где мои детки?», «Взрослые животные и их детеныши» мы знакомимся с разными регистрами, учимся различать звуки по высоте.


В музыкально-дидактических играх дети с интересом выполняют самые разные движения под музыку, учатся вслушиваться в звучание музыки и действовать в соответствии с музыкой.


С помощью игры дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, о жанрах музыки. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий обучающиеся должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения.


Пластическое интонирование - один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания.

Следующий игровой метод — инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.

Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - и ложки, и трещотки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.


Интеллектуальные игры побуждают познавательную активность детей. «Угадай мелодию», «В мире музыкальных инструментов» — эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки.


Игры - путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Отличительная черта этих игр – активность воображения.


С помощью игры в занимательной и доступной форме знакомлю детей с элементами музыкальной и нотной грамоты.


Для развития чувства ритма использовала ритмические движения под музыку, игры, пляски, хороводы, игровые песни, ритмослуховые упражнения, что способствует также развитию моторики и координации движений.


Особое значение в развитии моторики, ритма и слуха придаю игровым песням, которые являются еще и важным средством воспитания. Почти все игровые песни беру из народного фольклора, подбираю детский репертуар для учащихся 1-5 классов, различный по жанровому составу. В каждый класс включаю русские народные песни, попевки, хороводы.

Материал по народному творчеству подбираю в порядке постепенного усложнения и распределяю по классам в соответствии с музыкальной подготовленностью детей.

Обучающимся быстро надоедает одна и та же деятельность, внимание их рассеивается, активность восприятия снижается. Для того чтобы музыкальное занятие способствовало коррекции дефектов психологического развития, использую более элементарный по уровню интеллектуального содержания учебный материал, жанры фольклора, воспитывая умение видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

Выбираю такие виды фольклора, которые учащиеся будут исполнять охотно.


Дети с удовольствием исполняют русские народные песни – хороводы «Ходит Ваня», «На горе-то калина», «Как у наших у ворот» и др. Даже самые инертные дети включаются в игры. Участвуя в музыкальных играх, дети становятся более ловкими, контактными, начинают проявлять инициативу, самостоятельность.


Использование игровых технологий позволяет выявить основные составляющие творческой личности младшего школьника: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, отсутствие боязни показаться странным и необычным, любовь к фантазированию, способность быть самим собой.

В игровой увлекательной форме обучающимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Когда дети увлекаются, они не замечают, что учатся – легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной ситуации.


Вывод:

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Практика показала, что использование игровых технологий в музыкальном образовании и воспитании повышает результативность занятий, положительно влияет на развитие, коррекцию и социальную адаптацию обучающихся, воздействует на их духовный мир.

Уроки с применением игровых технологий вызывают у детей эмоциональный подъём, что положительно сказывается на усвоении материала.


7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей