12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Стаценко Лариса Викторовна126
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
2

Статья на тему: «Предпосылки нарушений довербального развития у детей первого года жизни»

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар

Предпосылки нарушений довербального развития

у детей первого года жизни

Практика показывает, что, обращаясь за консультацией к дефектологу по поводу трудностей в обучении или гиперактивности, родители часто недоумевают, когда их расспрашиваешь о периоде внутриутробного развития и родов, соматическом здоровье, психомоторном развитии их детей.

Отчасти из-за неврологической неграмотности родителей и ряда специалистов не медицинского профиля резко падает успеваемость ребёнка в школе, снижается уровень его психического и речевого развития, что затрудняет дальнейшую социальную адаптацию школьника.

Чем же обусловлены вышеуказанные неудачи ребёнка? Перинатальная и натальная патология является довольно весомым фактором в нарушении нормального хода развития малыша. Именно во внутриутробном развитии и раннем младенчестве необходимо искать причины всех существующих проблем.

Чтобы родители и педагоги смогли понять сущность перинатальной и натальной патологии, предлагаю вам ознакомиться с нижеприведённой таблицей 1 и 2.

Таблица 1

Перинатальный период (период развития плода)

Перинатальные факторы

Отсроченные нарушения

Внутриутробная гипоксия

Нарушения речи коркового генеза – алалия, дизартрия; при нерезко выраженной гипоксии – задержка речевого развития

Внутричерепное кровоизлияние

Алалия (моторная или сенсорная), дизартрия, неврозоподобное заикание

Инфекции (вирусы, бактерии, простейшие)

Внутриутробный менингоэнцефалит – замедление роста мозга плода, интоксикация всего организма ребёнка

Острые и хронические заболевания матери во время беременности

Внутренние поражения мозговых структур

Химические факторы:

алкоголь

Поражение ЦНС:

олигофрения

Перинатальный период (период развития плода)

Перинатальные факторы

Отсроченные нарушения

алкоголь и наркотики

лекарственные препараты (сульфаниламиды, антибиотики, гормональные препараты)

умственная отсталость, сочетающаяся с врождёнными нарушениями речи (ринолалия)

речевая патология (коркового генеза)

препараты кортизона вызывают врождённые расщелины нёба

Резус-конфликт

Нарушения слуха и подкорковая дизартрия

Радиация

Тяжёлые патологии мозга

Социально-психологические факторы (стрессы, субдепрессии беременной)

Психосоматическая ослабленность ребёнка


 

Таблица 2

Натальный период (период родов)

Натальные факторы

Отсроченные нарушения

Асфиксия

Синдромы гипо- и гипервозбудимости

Повышенное внутричерепное давление

Судороги

Родовая травма

Отставания в психоречевом развитии, ДЦП


 

Согласно представленным данным в таблице 1 и 2, можно заключить, что перинатальные и натальные тератогенные факторы нарушают ход нормального психического развития ребёнка в целом и приводят к формированию разного рода дизонтогений.

Детская психика весьма пластична, что обусловлено незрелостью мозговых структур ребёнка. Благодаря этому возможна частичная компенсация нарушенных психических функций с опорой на сохранные психические процессы, но только в том случае, если специалистами не упущен необходимый для компенсации сензитивный период, когда та или иная нарушенная психическая функция наиболее податлива коррекционному воздействию.

Следует отметить, что коррекционная программа развития психических функций может быть успешно реализована только при выполнении следующих условий:

Необходимо своевременно организовать раннюю диагностику нарушений в психоречевом развитии ребёнка до года.

Постараться максимально устранить последствия перинатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие ребёнка.

В ходе элиминации последствий перинатальных и натальных факторов должны быть задействованы разные специалисты: неонатолог, невролог, мануальный терапевт, массажист, реабилитолог, нейропсихолог, дефектолог, педиатр, отоларинголог.

Для ребёнка должны быть обеспечены все возможные стимулирующие коррекционные и социальные условия развития.

Как же не профессионалам родителям можно заподозрить признаки нарушений психоречевого развития у годовалого ребёнка. С этой целью я предлагаю Вашему вниманию опросник. Ответив на ряд вопросов которого, родители могут предположить наличие у малыша нарушения на довербальном этапе развития и безотлагательно обратиться за консультацией к специалистам соответствующего профиля.

Опросник для родителей

«Признаки нарушений на довербальном этапе развития»


 

Ф.И. ребёнка_______________________

Раннее двигательное развитие ребёнка:

Держит голову с_______ (норма к 2 месяцам)

Сидит самостоятельно с_______ (норма к 6 месяцам)

Ползает с_______ (норма к 10 месяцам)

Стоит в кроватке с________ (норма к 7-8 месяцам)

Ходит без поддержки с________ (норма к 1 году)

Делали массаж в возрасте________

Состояние мышечного тонуса:

Гипотонус (пониженный мышечный тонус, вялость мышц)_______

Гипертонус (повышенный мышечный тонус, мышцы напряжены, у ребёнка невозможно разогнуть ручки и ножки при купании и пеленании)_______

Дистония (переменный мышечный тонус: то высокий, то низкий)_______

Ассимметрия (перекос мускулатуры лица)_______

Нарушения кормления:

Сосёт лениво_______

«Покусывает» грудь_______

Быстро устаёт и засыпает_______

Частые срыгивания_______

Попёрхивания_______

Захлёбывания_______

Вытекание молока через нос_______

Привычные рвоты_______

Нарушения развития навыков глотания и жевания:

Выталкивает твёрдую пищу изо рта (печенье)_______

Вяло жуёт твёрдую пищу_______

Плохо пьёт из чашки, захлёбывается_______

Характер сна:

Плохо засыпает и часто просыпается (сон поверхностный)_______

Иногда отказывается от сна_______

Вздрагивает во сне_______

Ворочается всю ночь_______

Во сне «говорит»_______

Во сне скрипит зубами_______

Характер игровых действий

Не проявляет интереса к игрушке, не сосредотачивает внимание на ней_______

Нарушения развития невербальных форм коммуникации

Просит только жестами и плачем_______

Не смотрит в глаза своему «собеседнику»_______

При обращении матери проявляет безразличие и не даёт ответной реакции____

Нарушения довербального развития

К концу 1-го месяца ребёнок не кричит перед кормлением_______

К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит_______

К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет________

В 7 месяцев не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо звуком_______

К концу 9-го месяца у малыша нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги_______

К концу 10-го месяца ребёнок не качает головой в знак отрицания либо не машет ручкой в знак прощания_______


 

Примечание: Уважаемые родители, давая ответы на вопросы, поставьте знак «+» - если указанное нарушение отмечается у Вашего ребёнка и знак «-» - если указанное нарушение отсутствует. При наличии хотя бы трёх нарушений из разных разделов опросника рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.