Развитие универсальных учебных действий слабочитающих школьников в процессе создания буктрейлеров во внеурочной деятельности по английскому языку
Развитие универсальных учебных действий слабочитающих школьников в процессе создания буктрейлеров во внеурочной деятельности по английскому языку
З.Ф.Сафиуллина,
учитель английского языка
Аннотация.
В работе раскрывается опыт формирования школьников интереса к литературе зарубежных авторов на языке оригинала, учитывая быстрое вхождение современных технологий в методику обучения. Подход к этой проблеме предлагается с помощью создания буктрейлера во внеурочной деятельности по литературному чтению на английском языке, обеспечивая планируемые результаты в соответствии с ФГОС ООО.
Ключевые слова: инновации, интерес, буктрейлер, внеурочная деятельность по чтению книг на английском языке, слабочитающий школьник.
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. И в период реализации ФГОС изменяются требования к организации учебной деятельности, поэтому требуется новые, более конструктивные средства развития учащихся. Использование на уроках литературы и во внеурочной деятельности такого инновационного средства как буктрейлер открывает возможности для активизации обучения, способствует активному приобретению знаний, использованию приобретенных знаний на практике в нестандартных ситуациях, развитию познавательного интереса обучающихся, повышению интереса к чтению книг.
Появление буктрейлеров – вполне закономерный процесс в наше время, когда визуальные образы все активнее заменяют текстовую реальность. Происходит возникновение так называемого клипового мышления, которое позволяет человеку справляться с огромными потоками визуальной информации, но не всегда полно и глубоко осмысливать увиденное.
Буктрейлер – своеобразная мини-экранизация книги. Буктрейлер – это ещё и средство самовыражения его создателей – любителей литературы и одновременно «уверенных» компьютерных пользователей.
Под буктрейлером понимается видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения, но на практике это понятие применяется не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к видео-инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов простенькой компьютерной презентации. Буктрейлером именуют как ролик о конкретном произведении (например, новом романе известного автора), так и клип о книгах вообще (например, социальная реклама чтения) [1].
Работа над созданием буктрейлера способствует к читательской деятельности и развивает познавательную активность слабочитающих и слабомотивированных школьников. Помимо развития познавательного умения выделять главное в литературном произведении, создание видеоролика позволяет развивать личностные и метапредметные УУД, предусматриваемые ФГОС: владение умениями организации собственной учебной деятельности, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Создавать буктрейлеры можно во внеурочной деятельности, также их можно использовать в качестве творческого домашнего задания. Создание буктрейлера – трудоёмкое занятие. Но работа очень полезна и интересна современным школьникам. В процессе создания видеопроекта ученики приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы, более глубоко познают окружающий мир. У школьников развивается умение видеть важное и второстепенное. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому.
Подробнее расскажем об опыте создания буктрейлера во внеурочной деятельности по английскому языку с обучающимися шестого класса. Выделим этапы работы над буктрейлером и раскроем содержание деятельности на каждом этапе.
Этапы создания буктрейлера.
1.Выбор книги . Из всех рассмотренных книг шестиклассники выбрали книгу М.Твена «Приключения Тома Сойера», объясняя , что многие знакомы с русским изложением этого произведения, и оно им нравится.
2.Создание сценария к буктрейлеру. (продумать сюжет и написать текст). Для начала было предложено подумать материал какой главы будем использовать для рекламного момента книги. После многих предложений остановились на главе 2 «Великолепный маляр ( Fence)». Используя эту часть необходимо было создать несколько мини-сцен с участием актеров с шестого класса с диалогами на английском для основы видеоролика. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше, можно, если прочтешь книгу на русском или на языке оригинала. Видеоролик не должен быть длинным – не более 3-4 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя потенциального читателя.
3.Подбор актеров для сценок. Привлекаются в том числе слабочи- тающие школьники. Репетиции без съемок в классе и на месте съемок, чтобы ученики привыкли к обстановке.
4.Работа с диалогами на английском языке. Учим наизусть. Работа над произношением и дикцией.
5.Подготовка атрибутов для съемок и костюмов. Для понимания смотрим фрагменты фильмов, иллюстрации, где можно найти дополнительную информацию.
6.Создание режиссерского сценария. Съемки в костюмах, с диалогами.
7.Монтаж видеоролика. К съемкам и видеомонтажу привлекаются старшеклассники и родители.
8.Обсуждение с учащимися окончательного варианта буктрейлера.
Для создания режиссерского сценария (таб. 1) использовались подходы и приемы, описанные выпускницей МОУ Аргаяшской СОШ №2, студенткой магистратуры факультета журналистики (специализация «медиапродюсирование») Санкт-Петербургского государственного университета [2].
Таблица 1.
Режиссерский сценарий буктрейлера
к книге М.Твена «Приключения Тома Сойера»
№ кадра | Содержимое | План | Длитель-ность | Комментарий |
1. | Заставка общая | | 3-4 сек | Чередуются обложки книг |
2. | Знакомство | общий | 9-10 сек | Вдоль деревьев выстроились, но не по прямой |
3. | Участники | крупный | 20-22 сек | |
4. | Забор | | 5-7 сек | |
5. | Яблоко | Общий, средний, крупный | 33-35 сек | |
6. | Воздушный Змей | общий, средний, крупный | 31-33 сек | |
7. | Запуск Змея | общий | 7-8 сек | Пробежка 10-12 метров |
8. | Прогулка | общий | 7-8 сек | Наплыв камеры |
9. | Заставка . Финал. | | 4 сек | Кричат хором после поворота |
При анализе своей работы был сделан вывод, что создание буктрейлера можно использовать как одну из технологий формирования универсальных учебных действий, подтверждая результаты[3]. Учащиеся под руководством учителя ставят конкретную задачу, планируют результат, ищут и находят приемлимые варианты, реально исходя из своих возможностей. Работа усложняется тем, что тексты учениками изучаются на английском языке. При необходимости корректирует способы действия. Проблемная ситуация остается мощным источником мотивации. Отрабатываются регулятивные УУД. Дети погружаются в информацию, раздвигающую границы учебников: проанализировать текст, отобрать ключевые эпизоды, логически их выстроить, установить причинно-следственную связь, изучить костюмы, оружие нужной эпохи, музыку.. Развиваются познавательные учебные действия. Формируются и коммуникативные : Создание буктрейлера – это работа в группе, умение выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками. Ребята учатся разрешать конфликты, договариваться, вступать в диалог. Развитие личностных универсальных учебных действий помогает учащимся выработать правильную жизненную позицию, принять другого человека со всеми его особенностями, помогать самим и принимать помощь от другого. При работе над созданием буктрейлера достигаются метапредметные результаты, учащийся становится активным участником педагогического процесса.
Таким образом, создание буктрейлеров не просто вписалась очередным мероприятием для шестиклассников как средство повышения интереса к чтению, но и выполнились требования в рамках ФГОС.
ЛИТЕРАТУРА:
Щербинина Ю.В. Буктрейлеры в школьной практике преподавания литературы. // В сборнике: Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференция "Педагогика текста", под редакцией Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой, 2016. - С. 17-20.
Сафиуллина Н.И. Некоторые подходы к занятиям видеотворчеством с одореннными детьми: практика реализации проекта «КИНОСТУДИЯ В КАРМАНЕ» в образовательном центре «СИРИУС» (Сочи). // Студенческий вестник: научный журнал. № 9(9). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – С. 13-17.
Багрянская Н.Е. Из опыта работы: создание буктрейлеров как одна из технологий формирования универсальных учебных действий // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. - С. 79-80.