Материал на проверке

Развитие восприятия у детей с умственной отсталостью.

0
0
Материал опубликован Сегодня в 11:43

Особенности развития восприятия у детей с умственной отсталостью.

Умственная отсталость — это выраженное не компенсируемое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга. При данном варианте атипичного развития подвергаются изменениям интеллект, эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Для состояния умственно отсталых детей характерны изменения условно-рефлекторной деятельности, отсутствие баланса между процессами возбуждения и торможения, помимо данных аномалий нарушены взаимодействия сигнальных систем. Атипичная физиологическая основа не может являться прочной базой для нормально функционирующей психики ребенка. Соответственно, аномалии затрагивают процесс познания, эмоции, волю, всю личность. Недоразвитие познавательных интересов (меньшая, по сравнению с нормотипичными детьми потребность в познании, в движении); получение вследствие вышеназванного обстоятельства искаженного представления об окружающем их мире; ограниченность восприятия – это неполный перечень. В свете заявленной темы нас интересуют не все дефекты и отклонения в развитии у детей с ментальными нарушениями, а главным образом то, что связано с восприятием.

Восприятие - это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целoм, в совокупности всеx их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Развитие восприятия – это один из фундаментальных вопросов в теории воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Оно создает базис для знакомства с окружающим миром. С восприятия начинается познание окружающего мира, на основе которого формируется мышление. Актуальность темы обусловлена повышением в последние годы внимания общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и расширением сфер взаимодействия этих детей с социумом. В современном мире дети с ментальными нарушениями являются одной из значимых категорий среди детей с ОВЗ. В условиях инклюзивного образования все чаще дети с умственной отсталостью встречаются в обычных классах общеобразовательной школы, и задача обучения детей с интеллектуальными нарушениями стоит очень остро, так как для данной категории обучающихся должны быть созданы определенные условия для восприятия учебного материала.

Способен ли ребенок с ментальными нарушениями воспринять то, что ему показывают, осознать и осмыслить увиденное? Восприятие детей с ментальной недостаточностью обладает рядом особенностей:

- Узость зрительного восприятия - могут отчётливо воспринимать одновременно не 8–12 небольших предметов, как это наблюдается в норме, а 4–6. 

- Недостаточная дифференцированность - не всегда точно распознают или вовсе не знают цвета и цветовые оттенки, но могут найти цвет по образцу.

- Несформированность пространственно-временных представлений - части суток, дни недели, времена года, ориентация в пространстве и собственном теле (лево- право).

- Неспособность установить причинно-следственные связи.

- Поверхностность и бессистемность – изучение предмета происходит неорганизованно, из-за чего не все его признаки отображаются.

- Не применяется анализ изучаемого предмета и его сравнение.

Для детей с ментальной недостаточностью характерна неустойчивость внимания, слабая концентрированность, большая отвлекаемость. Недостатки внимания сказываются на процессе восприятия. У ребенка с ментальными нарушениями может наблюдаться неуверенность, боязливость, связанные с ощущением собственной физической неполноценности. Ребенок с ментальной недостаточностью — это человек, который в силу своих физиологических и психоэмоциональных характеристик обладает спецификой существования в социуме и ограниченной возможностью построения отношений с окружающим миром и людьми. Из-за ограничения круга общения у ребенка нарушаются межличностные отношения. Такой ребенок чаще всего, еще не имеет собственного опыта безопасных, постоянных отношений; вполне возможно еще не осознающий себя как отдельного человека и не ощущающий, где кончается окружающая его среда и где «начинается» он сам. Зачастую он информирует о своих базовых потребностях «трудным» поведением; боится нового, не уверен в своих силах, предпочитает отказаться от любой предложенной взрослым деятельности из соображений безопасности; воспринимает взрослого как деталь интерьера, мешающего его собственным интересным действиям, не реагирует на исходящую от этого взрослого речь. Это следствие того, что многим детям с ментальными нарушениями сложно не только назвать свои эмоции, но и дифференцировать их. Еще одной важной особенностью сознания детей с ментальной недостаточностью можно назвать склонность и привязанность к ритуалам, использование которых позволяет им ощущать мир более стабильным. Любая незнакомая ситуация, отсутствие понимания причинно-следственных связей, неумение ориентироваться во времени создает у ребенка чувство хаотичности и непредсказуемости.

Может встречаться своеобразная реакция на активность, возникающую вокруг ребенка с ментальной недостаточностью – «сонливость». Проявляться эта черта может как реакция на трудную для ребенка ситуацию. Невозможность уйти физически трансформируется в «уход» от общения. Происходить это может от отсутствия доверия к тем, с кем в данный момент приходиться общаться, от слишком быстрого темпа занятий, когда мозг не успевает обработать поступающую информацию. Внимание у детей с ментальными нарушениями во многом характеризуется особенностями, типичными для нормально развивающихся дошкольников: их внимание является слабо организованным, имеет небольшой объем, слабо развитые переключение и распределение внимания.

Столь подробная характеристика особенностей детей с ментальной недостаточностью обусловлена необходимостью как можно глубже вникнуть в изучаемую проблему. Описанные выше присущие детям с ментальной недостаточностью черты позволяют выявить коррекционную составляющую, определить подходы для взаимодействия в сфере педагогики.

По мнению, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского, изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится центральным в развитии. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития» (…). Соответственно, восприятие играет главную роль в развитии высших психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью, а также в развитии личности в целом. Одним из видов восприятия является зрительное.

Зрительное восприятие – один из важнейших видов перцепции, играющий одну из основополагающих ролей в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Зрительное восприятие детей с ментальной недостаточностью при сравнении с восприятием нормально развивающихся детей отличается некоторым своеобразием и особенностями, являющимся следствием формирования его в условиях нарушения физиологического (органического) развития. Своеобразие зрительного восприятия у данной категории детей проявляется в сниженной активности : неточности, неполноте, слабой апперцепции; ограниченной избирательности , затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого.

Согласно концепции Л.С. Выготского онтогенез восприятия является системным процессом, который может быть осуществлен исключительно на основе совмещения органического созревания и обучения. Механизм восприятия ребенка с ментальными нарушениями, как и у нормотипичного ребенка, зависит от уровня психического развития ребенка в целом. Известные общей психологии свойства зрительного восприятия следующие: предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность и апперцепця. У значительной части детей с ментальными нарушениями зрительные органы, являющихся основным источником информации о внешнем окружении, остаются сохранными. Несмотря на это присутствует зрительная депривация у данной категории детей, объясняющаяся особенностью, дефицитарностью их восприятия. В этой связи возникает повышенная необходимость в развитии у них способности к наблюдению, обучению зрительному выделению и узнаванию увиденных, но не воспринятых объектов и явлений, их анализу. По мнению специалистов по олигофренопедагогике Т.В. Алышевой, Г.В. Васенкова, В.В. Воронкова «Улучшению восприятия умственно отсталых способствует показ предмета, позволяющий увидеть его возможно более четко, а также «различные приемы, облегчающие восприятие, - стимулирующие реплики учителя и система вопросов, направляющих внимание школьников к устному описанию того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов» . Дефицитарность восприятия детей с ментальными нарушениями создает сложности восприятия, заключающиеся в том, что ребенок с ментальными нарушениями не вычленяет содержания, т. е не наполняет содержанием изучаемый предмет.

Обозначение этих особенностей, дифференцирование по отношению к восприятию нормотипичных детей позволяет определить отклонение от нормы и выявить коррекционную составляющую восприятия детей с ментальными нарушениями. Увиденное и воспринятое содержание любого объекта не сможет само по себе привнести существенных изменений в жизнь человека, страдающего от многочисленных сложностей, существующих в его жизни из-за имеющегося ментального нарушения. Главной проблемой является не только донести до такого ребенка смысл изучаемого материала, но крепко связать увиденное с его непосредственным личным опытом. Если в привычном положении объекты узнаваемы, то при изменении условий восприятия может не произойти.

По мнению И.А. Коробейникова, детям должно быть понятно то, что им показывают - «Научно обоснованные сведения о природе, человеке, обществе, продуктах труда, искусстве и прочем должны предъявляться в максимально понятной, упрощенной форме, но без примитивизма и неадекватности».

Для развития зрительного восприятия существует много методик, использующих разные виды деятельности и подачи учебного материала. Задача учителя –логопеда и учителя –дефектолога, основываясь на всем вышесказанном, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с умственной отсталостью. Максимально эффективно использовать все возможности, что позволит избежать сенсорно – перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка.



Литература

Коробейников И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2020. – (Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья).

Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов /Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронков и др. – М.: Дрофа, 2009.

Выготский Л.С. Психология искусства — М.: -Искусство. - 1986. С. 573.

Лубовский В. И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями». /СДО. 2017. №2 (74).

Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. Пособие для родителей. М. Просвещение, 2008

- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.Я. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007


Учитель-логопед Орловская Н.В.

ГБОУ Школа № 2036









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.