Развивающая игра для детей младшего школьного возраста «Путешествие разведчика»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку «Образовательная настольная игра»
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской психолого-педагогический центр
Департамента образования и науки города Москвы»
Руководитель:
Банников Павел Александрович
bannikovpa@gppc.ru, 8-916-506-50-61
Развивающая игра для детей младшего школьного возраста
«Путешествие разведчика»
Автор:
Калинина Ольга Сергеевна,
педагог-психолог,
kalininaos@gppc.ru, 8-915-208-59-95
Город Москва
Развивающая игра для детей младшего школьного возраста по развитию пространственных представлений «Поход разведчика»
Развитие пространственных представлений является важным этапом при подготовке детей к обучению в школе, а также на начальном этапе школьного обучения. По этой причине специалистами разработано много пособий, направленных на развитие пространственных представлений. Тем не менее, большинство из них ориентированы, преимущественно, на развитие ориентации в пространстве листа и квазипространственных представлений, пропуская такие важные этапы, как ориентация в пространстве тела и ориентация в окружающем пространстве. Включение всех компонентов и этапов формирования пространственных представлений было первостепенной задачей при создании данной игры.
Среди других преимуществ игры «Путешествие разведчика» можно отметить то, что для выполнения специально подобранных заданий педагог может использовать любой уже имеющийся у него материал и прорабатывать актуальную на данном этапе развития детей тему. Наличие соревновательного компонента в игре способствует повышению мотивации к выполнению заданий. Также игра воспитывает в детях уважение к Российской армии, развивает патриотические чувства.
Аннотация
Цель: игра направлена на развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста 7-8 c ограниченными возможностями здоровья.
Количество участников: 2–4 человека.
Задачи:
развитие пространственных представлений, включая ориентировку в пространстве собственного тела, в пространстве листа, а также квазипространственных представлений;
развитие функции программирования и контроля собственных действий;
развитие концентрации внимания;
развитие навыков контроля импульсивного поведения;
развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
воспитание патриотических чувств, уважение к Российской армии.
Данная игра может быть использована учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, а также родителями.
Уникальность подборки заключается в том, что задания, представленные в игре, могут быть модифицированы под особенности ребенка, а также подстроены под тот материал, который есть у ведущего.
Материалы и оборудование, необходимые для игры:
игровое поле «Путешествие разведчика»;
24 карточки с заданиями: 6 карточек красного цвета («пространство тела»), 6 – черного («пространство листа»), 6 – синего («пространство «вокруг нас»), 6 – оранжевого («квазипространственные представления»);
фишки по числу игроков;
игровой кубик;
листы в клетку;
листы А4;
простые карандаши;
игрушки.
В процессе игры дети научатся:
ориентироваться в пространстве своего тела;
ориентироваться на листе бумаги;
ориентироваться в пространстве вокруг себя;
понимать и использовать в речи слова с пространственным значением, падежные и сравнительные конструкции.
Ход игры
Игроки по очереди бросают кубик и перемещают свою фишку по полю. Оказавшись на клетке определенного цвета, игрок берет карточку с рубашкой того же цвета и выполняет задание. Если игрок правильно выполнил задание, он может двигаться дальше. Если же игрок не смог верно выполнить задание, он пропускает следующий ход. Пока игрок выполняет задание, другие игроки контролируют правильность выполнения. Если они не заметили ошибку, то перемещают свою фишку на клетку назад. Если заметили и исправили – на клетку вперед. Карточку с заданием в данном случае брать не нужно. Выигрывает тот, кто первым дойдет до клетки «Финиш».
Инструкция: «Однажды, разведчики решили отправиться в поход. Тот разведчик, который первым достигнет финиша – получит награду и почет. Но в пути разведчикам предстоит пройти нелегкие испытания. Теперь и мы с вами можем поучаствовать и помочь нашим разведчикам первым добраться до финиша, выполнив все задания!»
В игре представлены как авторские игры, так и модифицированные игры разных авторов (А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова, В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова).
Задания
| Пространство тела | Пространство листа | Пространство вокруг нас | Квазипространственные представления |
1 | «Веселая зарядка». «Что бы стать сильными и ловкими, разведчикам нужно делать зарядку. А ты слушай и выполняй: Правя – вверх, левая – вниз. Резко повернись. Левая в сторону, правая – в бок. Дружно все вперед – прыжок. Правую - на правое плечо. Ох, как будет горячо! Снова влево – прыжок. Ты - молодец, дружок!» | «Прогулка №1». Взрослый берет лист бумаги и рисует круги на листе: один вверху по середине, один внизу по середине, третий слева по середине, четвертый – справа по середине. После этого ставит крест на середине листа. В процессе рисования взрослый озвучивает свои действия: «Это верхний край листа, это – нижний край листа, это левая сторона листа, это правая сторона листа, это середина листа». После этого ребенок берет игровую фигурку и выполняет его передвижения по инструкции: «Разведчики должны уметь ориентироваться по карте. Поставь своего разведчика на середину листа. Теперь он пойдет вниз, после этого – направо. Он вернулся на середину и решил пойти наверх, затем налево». | «Прятки с разведчиком». Дети закрывают глаза, взрослый прячет фигурку разведчика в комнате. После этого взрослый говорит ребенку: «Найди игрушку. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй. Итак, начали: два шага вперед, повернись налево, два шага влево, один прыжок вперед (назад), повернись спиной (лицом) к окну…. Загляни в (под, за) книгу (стул, полку)…. Что ты нашел?» | «Аккуратный разведчик». Перед ребенком взрослый кладет любые предметы: коробка, книга, карандаш, ластик… «Разведчики должны быть очень аккуратными и должны уметь правильно раскладывать предметы. Помоги нашему разведчику разложить предметы разными способами: - положи карандаш на книгу; - положи ластик под книгу; - положи коробку так, чтобы она оказалась под тетрадью и ластиком; - поставь коробку между карандашом и ластиком; - положи карандаш слева от ластика и т.д.». |
2 | «Самолет, вертолет, танк, пароход». Ребенок сидит на стуле. «Разведчики должны уметь разгадывать различные послания. Я вам буду загадывать движения кодовыми словами. Если я скажу «Самолет» - подними правую руку, если «Вертолет» - левую руку, если «Танк» - правую ногу, если «Пароход» - левую ногу, если «Разведчик» - подними одновременно руки и ноги». При необходимости, если ребенок путает право и лево, можно надеть резинку на левую руку. | «Прогулка № 2». Взрослый берет лист бумаги и рисует круги на листе: один - в верхнем правом углу, второй - в верхнем левом углу, третий - в нижнем левом углу, четвертый -в правом нижнем углу. После этого ставит крест по середине листа. В процессе рисования взрослый озвучивает свои действия: «Это верхний правый угол листа, это верхний левый угол листа, это нижний левый угол листа, это правый нижний угол листа. Это середина листа». После этого, ребенок берет игровую фигурку и выполняет его передвижения по инструкции: «Разведчики должны уметь ориентироваться по карте. Поставь своего разведчика на середину листа. Теперь он пойдет в верхний правый угол листа, вернется на середину, после этого он пойдет в нижний правый угол листа и вернется на середину. Затем он пойдет в верхний левый угол листа, вернется на середину и подумав немного- пойдет в нижний левый угол листа». | «Комната». «Разведчики очень любят разглядывать загадки. Попробуй и ты». Взрослый задает вопросы о нахождении различных предметов в комнате употребляя предлоги «в, за, между, над, под, около, выше, ниже». Например: «Что стоит на полке? Что стоит между столом и стулом? И т.д.» | «Транспорт». Взрослый достает 6-7 транспортных средств (например: мотоцикл, легковая машина, грузовик, самолет, вертолет, танк, корабль). Ставит их перед ребенком в одну линию так, чтобы они смотрели в разные стороны. «Разведчики должны уметь управлять всеми видами транспорта. Назови: - что находиться между легковой машиной и самолетом; - что находиться справа (слева) от танка; - что находиться слева (справа) от грузовика; - назови, какая машина поедет налево; -назови, какой транспорт поедет направо и т.д.». |
3 | «Лицо». «Разведчики часто маскируются, а потом они должны вспоминать, как они выглядят. А ты помнишь свое лицо? Скажи, что у тебя выше глаз? (лоб, брови), что у тебя ниже носа? (губы, подбородок) Что у тебя между ртом и глазами? (нос), что у тебя между глаз? (переносица)». | «Картина». Взрослый дает ребенку лист и карандаш. «Разведчик решил вместо письма, нарисовать рисунок. Помоги ему его нарисовать. Нарисуй самолетик в верхнем правом углу, нарисуй танк в нижнем левом углу, нарисуй вертолет в верхнем левом углу, нарисуй пароход в нижнем правом углу, нарисуй солдатика по середине». | «Машинка». Взрослый достает машинку и говорит: «Разведчики часто передвигаются на машине. Но, чтобы её завести, необходимо правильно ответить на вопросы: «Что у машины спереди? (кабина) Что сзади? (кузов) Что внизу? (колеса) Что в машине? (руль, сиденья, мотор)». | «Послушная машинка». Взрослый дает ребенку книгу и машинку. «Разведчики часто передвигаются на машине. Сделай так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, заехала за нее, выехала из-за нее. Молодец, а теперь ты говори, а я буду передвигать машину». |
4 | «Постучи». «Разведчики любят играть на барабанах, но их мало и всем не хватает. Поэтому, они стучат по коленкам и в ладоши. Сделай как я говорю: - один раз ударь правой рукой по правому колену; - два раза ударь левой рукой по правой ноге; - один раз хлопни в ладоши и один раз ударь правой рукой по левой ноге; - топни два раза правой ногой и один раз левой». | «Тайный путь». Взрослый дает ребенку лист в клеточку и карандаш. «Разведчики решили придумать новую форму зубчиков забора. Нарисуй его. От точки рисуй по клеточкам. Одна клетка вправо, три клетки наверх, одна клетка вправо, одна клетка наверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одну направо. Продолжи узор». | «Шаги». Взрослы кладет игрушку и просит сказать ребенка сколько гигантских (больших) шагов и сколько лилипутских (маленьких – ступня к ступне) необходимо сделать, чтобы дойти до игрушки. «Разведчики должны уметь узнавать, как далеко от них находится цель. Давай, мы в месте с ними потренируемся. Скажи, пожалуйста, сколько огромных шагов и сколько маленьких необходимо сделать, чтобы дойти до игрушки?» | «Интересные вопросы». «Разведчики любят задавать вопросы, чтобы запутать собеседника. «Помоги ответить на вопросы: -Что выше: дом или человек? -Что длиться меньше, чем год, но длиннее, чем неделя? - Кто старше: папа или сын? - Кто младше: бабушка или мама? - Что меньше: стрекоза или воробей? - Что стоит рядом с тобой? - Что находиться далеко от тебя? - После лета какое время года наступает?» |
5 | «Как роботы». «Разведчики должны уметь двигаться по-разному. А мы с вами будем учиться ходить, как роботы. Они передвигаются так как им говорят: вправо, влево, вперед, назад. Итак, сделай два шага вперед, теперь один направо, три назад, один влево, один вперед, четыре налево, один вперед, один направо, два назад, один налево…». | «Секретные фигуры». Взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш. «Разведчики решили тренироваться рисовать фигуры. Нарисуй квадрат под кругом. Рядом нарисуй круг над треугольником. После этого нарисуй треугольник между кругом и прямоугольником». | «Прятки с разведчиком наоборот». Ведущий закрывает глаза, ребенок прячет фигурку в комнате. После этого ребенок должен правильно обозначить маршрут, что бы взрослый смог найти игрушку: «А теперь мы поменяемся ролями. Я закрою глаза, а ты спрячешь игрушку. Я буду должен найти игрушку. Ты будешь говорить мне маршрут передвижения, а я в точности исполнять». | «Недовольный фотограф». Взрослый дает ребенку игрушки (например: машина, самолет, мотоцикл, корабль). «Что бы ничего не упустить, разведчики любят фотографировать. Поэтому им нужно правильно находить кадр для съемки. Помоги им правильно расставить транспорт. - Поставь машину справа от самолета. - Поставь между самолетом и кораблем мотоцикл. - Перед самолетом - машину, а за кораблем - мотоцикл. Поставь мотоцикл так, чтобы он была между самолетом и кораблем. - Поставь весь транспорт справа от фигурки твоего разведчика». |
6 | «Путаница». «Разведчики любят запутывать. Попробуй не поддаться на их уловки. Левой ладонью закрой правый глаз. Правой ладонью закрой правое ухо. Правой рукой почеши правую пятку. Левой рукой погладь живот. Левым локтем дотронься до правого колена. Правой рукой коснись левой брови. Надой правую щеку и дотронься до нее левой рукой». | «Бусы». Взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш. На листе бумаги нарисована линия по середине. «Разведчик приехал домой и решил сделать подарок для своей сестренки, подарить ей бусы. Рисуй фигуры так, чтобы нить проходила по середине. В центр нарисуй круг. Справа от круга нарисуй квадрат и треугольник так, чтобы треугольник был между кругом и квадратом. Слева нарисуй прямоугольник и овал так, чтобы овал был первым в ряду». | «Что где?». Ведущий просит назвать, что в помещении выше всего? (Потолок, лампа). А что ниже всего? (Пол, ковер). Что правее? Левее? Что находится впереди? А что сзади? Затем ребенок переворачивается на 90 градусов и снова называет, что теперь справа, впереди и т.д. | «Перевертыши». Взрослый берет мяч и предлагает поиграть. «Разведчики много тренируются, в том числе и с мячом. Я тебе буду кидать мяч и говорить слово с предлогом, а ты должен будешь мне вернуть его, назвав противоположный по смыслу предлог. Например: НА подоконнике -ПОД подоконником, ЗА стулом – ПЕРЕД стулом». |
Приложение 1. Игровое поле «Поход разведчика»
Приложение 2. Фигурки-фишки для игры «Поход разведчика»