Развивающая настольная экологическая игра «ЛОГОС»

5
0
Материал опубликован 11 November 2021


Файл работы
DOCX / 2.58 Мб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»


Развивающая настольная

экологическая игра «ЛОГОС»


Автор-разработчик:

преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО

высшей квалификационной категории

Пшенникова Наталья Семеновна;


 студентка ГБПОУ ИО ИРКПО

отделения художественного образования

 группа Х-120

Дулганова Николь


Иркутск 2021

Оглавление


Пояснительная записка …………………………………………..   3

Экологические игры ……………………………………….   5

Развивающая настольная экологическая игра ЛОГОС…..   7

Список литературы ………………………………………………..   18

Приложения ………………………………………………………..   19


Пояснительная записка

Экологическое образование в современном обществе — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью человека. Экологическое образование базируется на  естественнонаучных законах.

Основные цели изучения экологии:

1. Формирование системных базисных знаний основных экологических законов, определяющих существование и взаимодействие биологических систем разных уровней, в том числе системы «человечество — природа».

2. Рассмотрение экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, а также современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества.

3. Формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.

4. Формирование экологического мышления, личной позиции и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах человеческой деятельности.При  этом основными методами обучения экологии являются:проблемное

изложение материала, репродуктивный и исследовательский методы.

Преподаватель основной упор в методике формирования знаний,умений, навыков и компетенций делает на раскрытие причинно-следственных связей в экологических взаимодействиях и развитие представлений о современных решениях экологических проблем. И это правильно и это  работает. Однако, на современном этапе, большое внимание должно уделяться таким методам обучения как проектный, поисковый, исследовательский и игровой. Эти методы нравятся молодежи. Они увлекательны и современны.

В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г.К. Селевко) [6, с.55]

Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует обратиться к соответствующим научным подходам:

· процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

· деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

· технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаровидр.).

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном. (Г.К.Селевко) [6, с.53]

Таким образом, под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Данное понятие тесно связано с методикой. Но в отличие от нее предполагает разработку содержания и способов организации игровой деятельности учащихся.

Таким образом, понятия игры и игровой технологии взаимосвязаны. Игра – это своеобразный вид деятельности. Игровая технология представляет собой цепочку этапов организации этой деятельности.

Использование игровых технологий в воспитании учащихся обусловлено множеством факторов. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность.



Экологические игры

Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности их участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Применяются игры для обучения и научно – исследовательских целей, а также выработки практических навыков.

Игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности учащихся; игру всегда сопровождает дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество студентов, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования.

Использования экологических игр на занятиях повышает интерес к экологическим проблемам, и обеспечивает эффективное формирование экологической культуры личности.

Основные задачи преподавателя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

1. Формирование системы знаний о природе;

2. Формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

3. Формирование коммуникативных умений и навыков.

Технология проведения экологической игры состоит в следующем:

1. Педагог выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.

2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.

3. Составляет структуру и ход экологической игры.

4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.

5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.

6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры учащегося .

Среди всего многообразия игр с правилами для учащихся особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игр.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

В структуре дидактических игр выделяются следующие структурные элементы: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает его обучающую и воспитательную деятельность.           

Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям учащихся, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением учащихся.

Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление учащихся, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д.

Дидактические игры экологического характера включает несколько относительно самостоятельных блоков:

игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе;

игра для закрепления знаний и норм поведения в окружающей среде.

Сегодня следует отметить, что несмотря на то, что печатные настольные игры стали модным увлечением молодежи, однако среди огромного количества разных по тематике и стратегии игр, экологические игры большая редкость.

В России приоритет в разработке игровых учебно-методических, имитационных и деловых экологических игр принадлежит Дмитрию Николаевичу Кавтарадзе, д.б.н., профессору, заведующему лабораторией управленческого моделирования в МГУ (1, 2). Так, педагогами дополнительного образования активно используется комплект образовательных имитационных игр «Зелёный рюкзак» (обучение принятию решений в области охраны окружающей среды), в который вошло 18 игр и образовательных материалов: «Экологический балансир», «Экологический конструктор», «Остров», «Развитие без разрушения», «Коробочные игры» и др. Популярным изданием последнего времени стала настольная деловая экологическая игра «Ecologic» авторы - Марат Сабиров и Алексей Колмаков – вышла в издании «Зелёная книга» в сентябре 2013 года (http://zelenayakniga.ru/ru/ecologic). Байкальский заповедник также выпустил настольную игру «Тропа у Байкала. Путешествие в медвежий угол», 2015 (3). Игра –путешествие, красочная, с приключениями, особенно нравится школьникам начального звена.

Считая использование настольных экологических игр в экологическом образовательном процессе продуктивным направлением, мы со студентами также приступили к их разработке.

За два года разработаны две настольные экологические игры. Сегодня мы предлагаем игру ЛОГОС разработанную студенткой 1 курса Дулгановой Николь и преподавателем экологии Пшенниковой Натальей Семеновной.


Развивающая настольная экологическая игра «Логос»

Настольная экологическая игра ЛОГОС предназначена для проведения занятий по закреплению и обобщению знаний по экологии.  Настольная игра может использоваться  на уроках  в школе, на курсах в средних учебных и высших заведениях, на занятиях по дополнительному образованию.

Цель:

 •            повторить и обобщить основные понятия, термины, законы экологии;

•             проверить знания учащихся по некоторым вопросам экологии;

•             способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Задачи:

•             развивать экологическое мышление;

•             формировать экологическую культуру;

•             научить принимать правильные решения в различных ситуациях.     

Участники игры:молодые люди от  15 лет


Правила игры: в игре могут участвовать от 7 человек, проводит игру ведущий. Ведущим может быть педагог.


Материалы и оборудование: 

Игровое поле сделанное из белого листа форматом А2,  выполненное  техникой графикой с природными элементами, узорами и с цветным акцентом.  ( Фото 2.)

Деревянный кубик - 1штука, все грани покрашены определенным цветом отвечающие группе:Вода; Воздух; Почва; Отходы; Биоразнообразие; Общие вопросы (Фото3)

Разноцветные фишки – деревянные мордочки - 6 штук, (Фото3)

Карточки-вопросы - 180 штук, карточки разбиты по цвету на 6 групп вопросов: Вода; Воздух; Почва; Отходы; Биоразнообразие; Общие вопросы (Фото 4)

Карточка с ответами для ведущего – 1 шт. (Фото 5)

        Все оборудование сделано своими руками из экологичного материала.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от  7 человек. Ведущим может быть педагог или обучающийся. Всем игрокам раздаются фишки. Каждый игрок по очереди подкидывает кубик, определяя на какой вопрос из какой группы будет отвечать. Один правильный ответ – это ход вперед, если игрок отвечает неправильно, то остается на прежней клеточке. Также на поле есть несколько видов клеточек: обычные (пронумерованные), «2 хода вперед» и «2 хода назад».

Побеждает тот, кто первым доходит до финиша. Примечание: в конце игры, ведущий (педагог), разбирает с игроками не отгаданные вопросы.

На следующую игру ведущим становится другой игрок.


Изготовление продукта

- подобрали материал, не содержащий пластик и другие трудно перерабатываемые элементы, чтобы игра была экологически чистой.

 -  составили список, что будет в игре, и план работы, по которому следовали для достижения цели.

   - разработали  вопросы. Сформировала 6 групп: общие вопросы, вода, воздух, почва, отходы и биоразнообразие. К каждой группе  составил по 28 вопросов, то есть в сумме получилось 180 вопросов.


Группы с вопросами:

Общие вопросы

Вода

Воздух

Почва

Отходы

Биоразнообразие

Общие вопросы

         Экология сейчас заставляет тревожиться учёные умы разных сфер науки. Дело в том, что проблемы экологии настолько всеобъемлющи и злободневны, что ощущаются буквально во всех направлениях жизни современного общества. Их можно не замечать, не обращать на них внимания, но это вовсе не означает, что рано или поздно вы не столкнётесь с последствиями загрязнения окружающей среды, что называется, лицом к лицу.

         Некоторые из составленных вопросов:

1. К числу главных экологических проблем современности относятся:

а) выветривание горных пород и рост сейсмичности

б) изменение темпов круговорота отдельных элементов

в) истончение озонового слоя и изменение климата

9. Эрозию почвы можно замедлить при помощи:

а) посадки защитных лесополос и распашки поперек склона

б) посадки защитных лесополос и распашки вдоль склона

в) безотвальной вспашки склонов и аэрацией водоемов

2. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:

а) кислотные осадки

б) расширение озоновых дыр

в) увеличение концентрации в атмосфере токсичных веществ


10. Последствиями снижения концентрации озона в атмосфере могут стать:

а) рост заболеваемости людей раком кожи и глазных болезней

б) усиление частоты наводнений и торнадо

в) интенсификация фотосинтеза у растений

г) таяние полярных льдов и активизация вулканов

3. Главным парниковым газом является:

а) водяной пар

б) углекислый газ

в) метан


11. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются:

а) строительными нормами

б) федеральными законами РФ

в) санитарными правилами

4. Укажите, кому из диких хищников в наибольшей мере угрожает глобальное потепление, снижая шансы на выживание?

а) амурский тигр

б) флоридская пантера

в) белый медведь

12. Какую площадь на планете занимают леса?

а) 65%

б) 20%

в) 30%

5. К глобальным изменениям в биосфере, сопровождающимся снижением плодородия почвы, относят:

а) осушение болот

б) известкование почвы

в) эрозия и засоление


13. Сколько % земель в Индии подвержены сменным засухам:

а) 70

б) 62

в) 50

6. В последнее столетие увеличение спроса на пресную воду было вызвано:

а) расширением речного судоходства

б) расширением и интенсификацией поливного земледелия

в) снижением водности рек и истощением родников

14. Какова главная проблема биологических ресурсов в мире?

а) изменение состава почвы

б) глобальное потепление

в) деятельность человека

7. Сплошные и бесконтрольные рубки леса в таежной зоне могут привести:

а) к развитию эрозии и заболачиванию части вырубки

б) к увеличению пожароопасности лесных массивов

в) к созданию условий для размножения вредителей леса

15. Проблема истощения озонового слоя:

а) снижение в атмосфере углекислого газа

б) увеличение в атмосфере кислорода

в) увеличение в атмосфере фреона

8. Последствиями выпадения кислотных осадков являются:

а) закисление озер и гибель гидробионтов

б) усиленное развитие планктона в морях

в) мутации насекомых

16. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам — это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

Вода

         Вода – удивительный, бесценный и незаменимый дар природы. Возникает по этому поводу парадоксальный вопрос – «Почему мы не хотим замечать ее ценности и не бережем ее?». Возможно, мы заблуждаемся, подсчитывая ее объемы, что стало причиной такого пренебрежительного отношения. Или сиюминутное желание любыми способами достигнуть благ цивилизации, без учета законов природы, заставляет забывать, что бумеранг бездумного расточительства водных ресурсов вернется в виде глобальных экологических катастроф?

Некоторые из составленных вопросов:

1. Совокупность всех океанов, морей, рек и озер земного шара

а) Гидросфера

б) Мировой океан

в) Тропосфера

г) Водная оболочка

9. Содержание пресной воды по отношению ко всем ресурсам гидросферы

а) 2 %

б) 98 %

в) 25 %

г) 10 %

2. Метод обеззараживания воды, который считается наиболее прогрессивным на сегодняшний день

а) хлорирование

б) ультрафиолетовое облучение

в) йодирование

г) озонирование

10. Вид водопользования, когда водные ресурсы используются для нужд обороны и федерального транспорта

а) частичное

б) особое

в) общее

г) специальное

3. Загрязнение воды остатками лесосплава является … загрязнением.

а) физико-химическим

б) биологическим

в) химическим

г) механическим

11. Во всем мире основным потребителем воды является сельское хозяйство (до 70—80%), а в РФ сельское хозяйство расходует только … % потребляемой воды.

а) 20

б) 40

в) 60

г) 50

4. Самые большие запасы воды на Земле находятся в …

а) айсбергах

б) Мировом океане

в) недрах земли

г) ледниках

12. Механический метод очистки сточных вод

а) установление решеток

б) добавляют различные химические реагенты

в) фильтрация сточных вод через активированный (порошкообразны древесный уголь

г) продолжительное отстаивание воды в специальных прудах

5. Физико-химическим методом очистки сточных вод является …

а) применение электролиза

б) добавляют различные химические реагенты

в) продолжительное отстаивание воды в специальных рудах

г) фильтрация сточных вод через активированный (порошкообразны древесный уголь)

13. Использование водных объектов в течение 4 лет считается … пользованием.

а) среднесрочным

б) ограниченным

в) долгосрочным

г) краткосрочным

6. Основные источники загрязнения и засорения водоёмов

а) недостаточно очищенные сточные воды

б) отходы жизнедеятельности человека

в) кислотный дождь

г) загрязнение вод бактериями и микроорганизмами

14. Основные загрязнители внутренних водоемов и Мирового океана на современном этапе

а) органические и неорганические удобрения

б) сплавы древесины

в) черная и цветная металлургия

г) нефть и нефтепродукты

7. Практикуется … основных метода очистки сточных вод.

а) два

б) пять

в) четыре

г) три

15. Водные ресурсы являются …

а) неисчерпаемым невозобновимым ресурсом

б) исчерпаемымневозобновимым ресурсов

в) неисчерпаемым возобновимым ресурсом

Воздух

         Хозяйственная деятельность человечества в течение последнего столетия привела к серьёзному загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. Воздушный бассейн, воды и почва в районах крупных промышленных центров часто содержат токсичные вещества, концентрация которых превышает предельно допустимую.

         Загрязняющее вещество – примесь в атмосферном воздухе, оказывающая при определённых концентрациях неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие компоненты окружающей природной среды или наносящая ущерб материальным ценностям.

         Некоторые из составленных вопросов:

1. Какого газа в воздухе больше всего:

а) азота

б) углекислого

в) водорода

9. Как называется прибор для определения температуры воздуха на улице:

а) медицинский термометр

б) уличный термометр

в) ртутный термометр

2. Какой газ выделяют при дыхании живые существа:

а) водород

б) углекислый

в) кислород

10. Как называется воздушная оболочка Земли:

а) гидросфера

б) атмосфера

в) литосфера

3. Что происходит с воздухом при нагревании:

а) кипит

б) превращается в воду

в) расширяется

11. Отчего загрязняется воздух:

а) увеличивается количество автомобилей на Земле

б) школьники высаживают в парках деревья

в) водитель выключил мотор во время остановки

4. Почему растения не вымерзают зимой под снегом:

а) воздух между снежинками плохо проводит тепло

б) воздух при охлаждении сжимается

в) воздух прозрачен

12. Укажи газ, который не входит в состав воздуха:

а) углекислый газ

б) неон

в) кислород

5. Как ты можешь помочь охране воздуха:

а) не открывать окна

б) жечь костры

в) сажать растения

13. Определи, на чём должен работать автомобиль, чтобы не загрязнять воздух:

а) на газу

б) на дизеле

в) на электричестве

6. Какое свойство воздуха указано неверно:

а) прозрачен

б) голубого цвета

в) не имеет запаха

14. Какой газ живые существа поглощают при дыхании:

а) кислород

б) углекислый газ

в) метан

7. Почему леса называют «лёгкими планеты»:

а) в лесах легко дышится

б) растения при дыхании поглощают много кислорода

в) растения выделяют кислород

15. Что происходит с воздухом при охлаждении:

а) остаётся прежним

б) сжимается

в) расширяется

8. Какой газ поддерживает горение:

а) кислород

б) углекислый газ

в) азот

16. Воздушная оболочка Земли:

а) биосфера

б) атмосфера

в) ноосфера

Почва

Почва - особое природное образование, обладающие рядом свойств, присущих живой и неживой природе, сформировавшееся в результате длительного преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным взаимообусловленным взаимодействием гидросферы, атмосферы, живых и мертвых организмов.

         В отличие от воды и атмосферного воздуха, почва является наиболее объективным и стабильным индикатором техногенного загрязнения. Почва четко отражает уровень загрязняющих веществ и их распределение.

         Некоторые из составленных вопросов:

1.  Земельные ресурсы являются … природными ресурсами.

а) неисчерпаемыми

б) исчерпаемыминевозобновляемыми

в) относительно возобновляемыми

г) возобновляемыми

9. Гумус состоит из:

а) гуминовые кислоты, фульвокислоты, гумин;

б) гуминовые кислоты, опад корней и растений;

в) полуразложившиеся органические соединения;

2.  Верхний твердый слой Земли

1. земная кора

2. биосфера

3. литосфера

4. атмосфера

10. Дефляция почв это:

а) разрушение и вынос почвы под действием водных потоков;

б) разрушение и вынос почв под действием ветра;

в) разрушение и вынос почв под действием ветра и воды;

3. Создание растительного покрова на нарушенных землях — … рекультивация

а) техническая

б) строительная

в) биологическая

г) предварительная

11. Какие почвы формируются под широколиственными лесами?

а) подзолистые

б) серые лесные

в) дерново-подзолистые

г) каштановые

4. Восстановление нарушенных земель, называется

а) рекультивацией

б) деградацией

в) мелиорацией

г) дефляцией

12. Какие почвы формируются в условиях холодного климата с сильным переувлажнением?

а) подзолистые

б) каштановые

в) серые лесные

г) тундрово-глеевые

5.  Природные ресурсы, которыми являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых

а) неисчерпаемые

б) исчерпаемыеневозобновляемые

в) относительно возобновляемые

г) исчерпаемые возобновляемые

13. Какие почвы в России самые сухие?

а) дерново-подзолистые

б) чернозёмы

в) бурые

г) каштановые

6.  Самая тонкая (в вертикальном распределении) из сред жизни

а) воздушная

б) почвенная

в) водная и воздушная

г) водная

14. Что такое полная влагоемкость?

а) наибольшее количество воды, которое почва может вместить в себя;

б) наибольшее количество влаги, которое почва может удержать в своих капиллярах при оттоке всей гравитационной влаги;

в) наибольшее количество воды, которое почва может удержать в своих капиллярах при наличии капиллярно- подпертой системы.

7. Основатель мирового почвоведения:

а) В.В. Докучаев;

б) П.А. Костычев;

в) К.К. Гедройц;

г) Дюшафур;

15. Что такое полевая влагоемкость?

а) наибольшее количество воды, которое почва может вместить в себя;

б) наибольшее количество влаги, которое почва может удержать в своих капиллярах при оттоке всей гравитационной влаги;

в) наибольшее количество воды, которое почва может удержать в своих капиллярах при наличии капиллярно- подпертой системы.

8. В какое время были попытки сведения в общее всех знаний о почве?

а) в античный период;

б) в средние века;

в) в конце 19-го столетия;

16. Какая почва благоприятна для сельскохозяйственных растений?

а) песчаная

б) комковатая

в) тонкослоистая

г) монолитная

Отходы

         Промышленный и бытовой мусор, отходы – это глобальная экологическая проблема современности, которая несет угрозу для здоровья людей, а также загрязняет окружающую среду. Гниющие частицы отходов являются источником размножения микробов, вызывающих инфекции и болезни. Ранее наличие отходов жизнедеятельности человека не было острой проблемой, поскольку мусор и различные вещества перерабатывались естественным путем в природных условиях. Но ныне человечество изобрело такие материалы, которые имеют огромный срок разложения и естественным путем перерабатываются несколько сотен лет. Но дело не только в этом. Количество отходов за последние десятки лет стало невероятно огромным. Среднестатистический житель мегаполиса в год производит от 500 до 1000 килограммов мусора и отходов.

         Некоторые из составленных вопросов:

1. Предмет, который не является мусором:

а) подставка для салфеток

б) коробка из-под обуви

в) обёртка от конфеты

9. Отходы могут подразделяться на:

а) основные, дополнительные

б) вторичные, первичные

в) используемые и неиспользуемые, полностью или частично используемые, дорогие и дешёвые

2. Отметь места, куда нельзя выбрасывать мусор:

а) в мусорный контейнер

б) на свалку

в) в овраг

10. Отходы могут подразделяться на:

а) вторичные, первичные

б) газообразные, жидкие и тверды, многотоннажные и малотоннажные

в) основные, дополнительные

3. На какую из перечисленных отраслей промышленности в России приходится наибольшая доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

а) металлургия

б) химическая промышленность

в) машиностроение

11. Макулатура:

а) бутылки, банки, флаконы, аптекарская и другая стеклянная посуда

б) один из видов живого сырья

в) волокнистые отходы, образующиеся при переработке бумаги и картона в типографиях

4. Отходы подразделяются на:

а) бытовые, сельскохозяйственные, промышленные

б) домовые, предприятельные, поселковые

в) уникальные, дополнительные, сельские

12. Отходы промышленного и сельскохозяйственного производства называются:

а) неиспользуемые отходы

б) производственными отходами

в) отходы потребления

5. Транспортирование опасных отходов осуществляется при условии:

а) при любых условиях

б) несоблюдение требований безопасности, наличие специальной документации

в) соблюдение требований безопасности, наличие специальной документации

13. ТБО – это:

а) непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта, выбрасываемые человеком

б) употребление с пользой

в) совокупность всех видов отходов, которые могут быть использованы в качестве основного и вспомогательного сырья для выпуска новой продукции

6. Сельскохозяйственные отходы:

а) изделия и машины, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа

б) отходы, образующиеся в ходе сельскохозяйственного производства

в) твёрдые и жидкие отходы, неутилизируемые в быту, образующиеся в результате жизнедеятельности людей и амортизации предметов быта

14. Сбор вторичного сырья:

а) применение для производства продукции, выполнения работ или получения энергии

б) сбор, закупка предварительная обработка и концентрация

в) удаление его из мест образования и накопление с целью последующего использования

7. Коммунальные отходы:

а) твёрдые и жидкие отходы, неутилизируемые в быту, образующиеся в результате жизнедеятельности людей и амортизации предметов быта

б) изделия и машины, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа

в) отходы, образующиеся в ходе сельскохозяйственного производства

15. Вторичные текстильные материалы подразделяются на:

а) основные, дополнительные

б) обрезки нетканых материалов и трикотажных изделий, изношенные текстильные изделия

в) вторичные, первичные

8. Вторичное сырьё:

а) количественное выражение объёмов конкретных видов вторичного сырья

б) часть вторичных материальных ресурсов, которые в настоящее время могут повторно использоваться в народном хозяйстве

в) нет верного ответа

16. Источники загрязнения, способные создавать высокие концентрации загрязняющих веществ на территории жилого района, называются:

а) точечными

б) внеплощадочными

в) внутриплощадочными

Биоразнообразие

         Биологическое разнообразие – это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Это то, что делает Землю не похожей на другие планеты Солнечной системы. Это богатство и многообразие жизни и ее процессов.

         В последние два десятилетия биологическое разнообразие стало привлекать внимание не только специалистов-биологов, но и экономистов, политиков, а также общественность в связи с очевидной угрозой антропогенной деградации биоразнообразия, намного превышающей нормальную, естественную деградацию.

      Согласно «Глобальной оценке биологического разнообразия» ЮНЕП (1995), перед угрозой уничтожения стоят более чем30000 видов животных и растений. За последние 400 лет исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

         Некоторые из составленных вопросов:

1. Выберите животное, занесенное в Красную книгу России:

а) дрофа

б) тетерев

в) лиса

9. Что объединяет следующих животных: соболь, куница, белка, песец:

а) ценный мех

б) высококачественное мясо

в) большие надои молока

2. Выберите животное, занесенное в Красную книгу России:

а) горностай

б) заяц

в) стерх

10. Из каких компонентов состоят биологические ресурсы:

а) растения, животные

б) вода, воздух

в) вода, почва

3. Какая функция не характерна для представителей животного мира:

а) выработка собственных питательных веществ

б) опыление растений

в) очищение природных водоемов

11. Что не принадлежит биологическим ресурсам:

а) водоросли

б) нефть

в) бактерии

4. Выберите животное, занесенное в Красную книгу России:

а) волк

б) тетерев

в) розовая чайка

12. Какой зверь не относится к промысловым пушным зверям:

а) лисица

б) норка

в) суслик

5. Как называются особо охраняемые территории (акватории), исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохранения природных комплексов, растений, животных:

а) памятники природы

б) заказники

в) заповедники

13. Что не принадлежит биологическим ресурсам:

а) водоросли

б) газ

в) грибы

6. Какая функция характерна для представителей животного мира:

а) улучшение состава почвы

б) выработка собственных питательных веществ

в) оба варианта верны

14. Какое животное не занесено в Красную книгу:

а) еж даурский

б) заяц-беляк

в) лаптевский морж

7. В какой отрасли нашли наибольшее применение многие травы и кустарники:

а) машиностроение

б) химическая промышленность

в) медицина

15. Какой зверь относится к промысловым пушным зверям:

а) заяц

б) волк

в) песец

8. Какой газ выделяют растения:

а) озон

б) кислород

в) водород

16. Заповедники в России создаются для:

а) разведения одного вида животного и последующей охоты на него

б) защиты отдельных видов растений и животных от уничтожения

в) использования в сельскохозяйственных целях


Практическая значимость – игру можно использовать в качестве дидактического материала, вспомогательного материала для изучения экологии, а также в качестве «полезного досуга», способствующего формированию экологической культуры. 



Список литературы:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988.

Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2009. – 175с.

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебн.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-216с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение 2001.

Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 2017.

Селевко Г.К.. Технология игры в обучении и развитии. М.: 1996.

 Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2009.



Приложение1.


ФОТО 1. Футляр -  настольная игра ЛОГОСimage-20211111103323-1.jpeg

ФОТО 2. Игровое поле- настольная игра ЛОГОСimage-20211111103323-2.jpeg




ФОТО 3.  Фишки, карточки, кубик – настольная игра ЛОГОСimage-20211111103323-3.png


ФОТО 4. Правила игры image-20211111103323-4.jpegimage-20211111103323-5.jpeg


Комментарии
Комментариев пока нет.