Статья «Развивающее образование в условиях модернизации»

1
0
Материал опубликован 31 August 2018


 


 


 


 


 


 

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

НАЧАЛЬНОГО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 


 

Беляева Е.А.

МБОУ «Борисовская СОШ № 1

им. А.М. Рудого»



 

«Время есть величайший из новаторов»

Френсис Бэкон


 

Современная жизнь затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, время от времени требуя его обновления. На сегодняшний день стало совсем понятно: в «новейшее» время с прежними стандартами «войти» невозможно. Выдвижение современных задач формирования российского образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше соответствует цели, способной объединить государственные, общественные, личные потребности и интересы.

Новейшие задачи, установленные на сегодняшний день перед школьным образованием, существенно расширяют область влияния и предназначение образовательных стандартов второго поколения, где четко прописано, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Утрата общечеловеческих культурных норм, ценностей подвели к необходимости в обществе высокоразвитой личности путем формирования познавательных увлечений. Поэтому, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, устремленный на осуществление качественно новейшей личностно-ориентированной модели современной школы, обязан обеспечить выполнение важнейших задач: воспитание и развитие личности ученика, творческие способности, расширение кругозора ребенка, заинтересованности учением, жажду и стремление к учению.

Важность развивающего обучения в рамках введения стандартов второго поколения обусловлена качественным изменением в современном обществе, где главную функцию выполняют инновационные технологии, вследствие чего важно подготовить компетентных, грамотных людей, так как развивающее обучение, ориентируется прежде всего, на развитие физических, познавательных, нравственных способностей обучающихся путем применения всех потенциальных возможностей.

Поменялся сам подход к обучению и воспитанию, в корне изменились уроки, их структура. С первого года обучения учитель учит учащихся самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, реализовывать поиск решения, самостоятельно давать оценку своей деятельности.

Новые стандарты значительнее уделяют внимание интегрированному подходу в обучении, который полагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на других уроках.

Так же, стандарты второго поколения и система развивающего обучения, сформулированная более полувека назад, как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка» обладают общими психолого-педагогическими основами, где обучение неразрывно с развитием ребенка, и осуществляется в зоне ближайшего развития и имеют общую психолого-педагогическую основу.

Проблема поиска современного типа образования, которое соответствует вопросам современного общества в условиях третьего тысячелетия, требует умственных, организационных и ресурсных стремлений образования.

Традиционная классно-урочная система не пригодна для решения задач развивающего обучения, вследствие того что последнее направлено не на постижение готовых знаний, а на усвоение учебного материала через исследование. В этом процессе обучающиеся выступают в качестве субъекта исследовательской деятельности. Для осуществления этого процесса учащимся необходимы оппоненты. Так же, они будут у учеников в условиях коллективного диалога. Тогда проявляется сотрудничество и между обучающимися, и между педагогом и обучающимися как равными фигурами учебной деятельности. В процессе развивающего обучения качественно видоизменяет образ мыслительной деятельности от конкретно-образного мышления к теоретическому.

Развивающее обучение дополняет, а не отрицает традиционные формы обучения, например, педагогическую технологию, объяснительно— иллюстративное обучение, так как каждый из них решает характерным задачам.

Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, поэтому на современном этапе развития образования совпали важные задачи, которые характеризуют развивающее обучение и ФГОС НОО 2009 года:  цель образования – развитие личности, понимание необходимости общего развития ученика с разнообразным потенциалам к обучению, понимание способа достижения цели через организацию самостоятельной, индивидуальной и коллективной деятельности.  

Первостепенно с внедрением ФГОС выступает становление личности ребенка, формирование его сознания и способностей. Это не означает отрицания необходимости усвоения знаний, умений и навыков, но они прекращают быть самоцелью и выступают как средства воспитания и развития личности.

Стандарты второго поколения выдвигают приоритетами современного образования идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные, универсальные способы воздействий, личный прогресс учащихся в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для осуществления этих приоритетов нужна  научно обоснованная, апробированная временем развивающая педагогическая система.

Развивающее образование в условии модернизации начального общего основного образования целиком отвечает планируемым результатам, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном.


 

Список литературы

1. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения»: Издательство «Просвещение, 2009г.

4. Н.В.Нечаева, А.Г.Ванцян Л.В. «Система развивающего обучения – что это такое?», Издательство «Учебная литература», 2008 год.

5. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.

6. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В. Занкова: Кн. для учителя / Сост. М.В. Зверева, Н.К. Индик. – Москва: Просвещение, 1991.

7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации