Статья «Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования»
Преподаватель-организатор ОБЖ
филиала МБОУ «Цнинская СОШ №1» в селе Кузьмино-Гать
Ломова А.В.
Выступление на МО
учителей физической культуры и
основ безопасности жизнедеятельности.
Из опыта работы
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА
ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ В МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Р. Киплинг
Модернизация образования – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Наиболее важными критериями оценки результатов работы образовательного учреждения являются критерий качества, выражающийся в соотношении реальных результатов деятельности с поставленными целями, государственными стандартами, ожиданиями общества, и критерий эффективности, показывающий отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов.
Перед педагогом настоящего времени поставлена задача – подготовить человека, способного самостоятельно добывать знания и применять их в любой жизненной ситуации. Педагог должен организовывать такой образовательный процесс, чтобы включался механизм саморазвития его участников, было возможным их самосовершенствование, самообразование. Это обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности, готовит к изменениям в жизни.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ключевая роль в формировании у подрастающего поколения россиян современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта важно разработать новые методы и приёмы обучения, создать новые формы организации учебного процесса, которые дадут наибольших эффект в обучении.
Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, на запоминание и сохранение материала в памяти, способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям.
Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции обучающихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности», позволит сформировать у обучающихся не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения.
Любой педагог, идущий в ногу со временем, при проектировании урока наверняка задаётся такими вопросами: «Как заинтересовать современных учеников своим предметом? Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным?» Используя инновационный подход в преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», эти вопросы помогают решать современные образовательные технологии.
Так как на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий в своей педагогической практике выделяю: игровую технологию, технологию уровневой дифференциации, технологию проблемного обучения, информационные и коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности.
▪ Игровая технология (дидактическая игра).
Цель технологии: развитие и формирование творческой индивидуальности человека. Применять игровые технологии можно на любом этапе урока. Так при работе с понятиями и терминами по различным разделам учебного предмета ОБЖ часто использую игру «Лабиринт» (7 класс. ЧС метеорологического происхождения). При изучении правил дорожного движения знакомство с новым материалом провожу в игровой форме «Своя игра» (5 класс. «Пешеход. Безопасность пешехода»). Результат использования технологии: высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. У обучающихся развивается воображение, снижается психологическое напряжение. Ярким примером использования игровой технологии во внеклассной работе может служить проведение военно-спортивной игры «Зарница».
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
▪ Технология уровневой дифференциации.
Не секрет, что подгонка знаний обучающихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос и даёт данная технология.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного обучающегося, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах урока: текущая проверка усвоения пройденного материала, изучение нового материала, первичное закрепление материала, дифференцированное домашнее задание.
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех обучающихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного и районного уровня.
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого обучающегося.
▪ Технология проблемного обучения.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Например: урок ОБЖ в 9 классе «Профилактика наркомании». (Проблемный вопрос: любую болезнь легче предупредить, чем заниматься её лечением. Относится ли это к наркомании? Исследуемые утверждения: 1. Наркомания – это социальное заболевание, практически неизлечимое; 2. Подавляющая часть наркоманов не доживает до 30 лет; 3. Наркомания начинает формироваться с первой пробы.)
▪ Информационные и коммуникационные технологии.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией, позволяющий интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Цель ИКТ: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».
При подготовке и проведении уроков ОБЖ на различных ступенях обучения используются различные формы ИКТ:
- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность педагога и обучающегося, позволяют повысить качество обучения, воплотив в жизнь принцип наглядности;
- мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память обучающихся;
- ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать её по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении;
- использование интерактивной доски и программного обеспечения позволяет педагогам и обучающимся в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.
▪ Технология проектной и исследовательской деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это всегда творческая деятельность.
Используя данную технологию на уроках ОБЖ, обучающиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: стенгазеты, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения в ЧС. Даже в рамках одного урока ОБЖ можно реализовать небольшой ученический проект. (Урок ОБЖ в 5 классе «Пожарная безопасность». Стенгазета из трёх рубрик.)
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Например, обучающиеся 10 класса провели исследование влияния табакокурения на здоровье человека путём изучения проблемы в разных источниках. Результаты исследований оформили в виде презентации и в первую очередь познакомили с ними ребят «группы риска» (Проект 10 класса. «Неизвестное об известном»).
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Образование не стоит на месте, поэтому для повышения эффективности и качества обучения необходимо продумывать пути реализации инновационных подходов в обучении, тщательно отбирать формы, методы, учитывая специфику учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и возрастные особенности обучающихся.
Источники информации:
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/565838/ – Качество образования – необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования. Пересветова Е.Г..https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-podkhod-k-priepodovaniiu-kursa-obzh.html – Инновационный подход к преподаванию курса ОБЖ в условиях введения ФГОС. Николаев Е.П.
https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/innovatsionnyie_podkhody_v_obuchienii – Инновационные подходы в обучении.
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html#innovazii_1 – Инновационные педагогические технологии в образовании.
https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-kak-sredstvo-realizacii-innovacionnih-podhodov-v-obrazovanii-420017.html – Инновационные технологии как средство реализации инновационных подходов в образовании. И.В. Щербакова, С.И. Николаева.
https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2015/02/06/sovremennye-pedagogicheskie – Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ. Т.Л. Лоскутова.
4