Инновационный характер образования в условиях его модернизации
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
О.П.Гильманова, преподаватель экономических дисциплин
Современная система российского образования в учреждениях среднего профессионального образования, связанная с применением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, направлена на личностное развитие студентов, создающая условия для самореализации и саморазвития, достижения успеха в образовательном процессе, а также требующая от преподавателя применения совершенно новой ориентации.
Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности студента, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновации в образовании характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (образовательных услуг) интеллектуальной деятельности студентов.
Одной из главных тенденций развития инновационного образования в учреждениях среднего профессионального образования выступают информационные технологии, которые открывают целый комплекс различных инновационных направлений.
На преподаваемых мною экономических дисциплинах применяются: 1. разработанные рабочие тетради по учебным дисциплинам «Финансы, денежное обращение и кредит»; «Основы экономики», «Экономическая теория», «Документационное обеспечение управления», «Экономика»; 2. тестовые задания (открытого и закрытого типа, комбинированные); 3. презентации; 4. опубликованный сборник методических разработок занятий по дисциплине «Основы экономики» (урок-конференция, урок-семинар, урок-турнир, урок-деловая игра, комбинированный урок).
Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь студентам в освоении трудного для них теоретического курса. Выполнение упражнений, решение задач, сопровождающее слушание лекций и чтение учебной и научной литературы, способствует развитию самостоятельного мышления, поэтому преподаватель дает возможность студентам самостоятельно найти правильное решение и аргументировать его, привлекая теоретические знания, усвоенные на лекциях, и при изучении дополнительного материала.
Тесты помогают преподавателю наиболее эффективно организовать учебный процесс и сформировать у студентов систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности общества. Данные тестовые материалы включают разнообразные задания (задачи, творческие задания) и тесты (в открытой и закрытой формах, комбинированные), что позволяет преподавателям использовать их для проведения промежуточного и итогового контроля по учебным дисциплинам.
Одним из наиболее доступных и широко распространенных программных продуктов, применяемых в образовательном процессе, на преподаваемых мною экономических дисциплинах (основы экономики; финансы, денежное обращение и кредит; обществознание (включая экономику и право)) является программный продукт Microsoft PowerPoint, предназначенный для создания студентами электронных слайдов в виде презентаций. Важная задача процесса обучения заключается в том, чтобы найти дидактические пути формирования научных знаний, которые приводили бы студентов к изменению стиля мышления.
Для развития интереса к экономическим знаниям и с целью повторения, обобщения и систематизации изученного материала используются игровые технологии. Благодаря сочетанию познавательных и развлекательных качеств в деловых играх, они пользуются популярностью и вызывают интерес у студентов. Возможность приблизиться к реальности в смоделированной преподавателем игровой ситуации позволяет студентам активно участвовать в процессе выбора решения. Деловые игры помогают в обучении, отработке умений и навыков, полученных ранее приобретенных знаний, развивают мышление, умение аргументировать свою точку зрения и т.п.
Аудиовизуальный метод представления учебного материала по экономическим дисциплинам обладает рядом неоспоримых преимуществ перед стандартным традиционным обучением, среди которых можно указать обеспеченность наглядности обучения, когда средствами мультипликации или с помощью компьютерной анимации схематизировать представления, способствующие формированию и закреплению изучаемых экономических понятий и терминов. Использование аудиовизуальных технологий дает положительные результаты, эффективно помогает студентам при сдаче зачета или экзамена по экономическим дисциплинам.
Средства мультимедиа (СD-диски, презентации, видеофильмы) позволяют изложить материал в максимально доступной форме, опираясь на такие педагогические принципы, как интерактивность, индивидуализация, доступность, наглядность и т.д.
Большая часть учебного материала предоставляется студентам на внеаудиторную самостоятельную работу, связанную с активным применением сети Интернет.
Инновационные методы направлены на повышение качества подготовки студентов путём развития у них творческих способностей и самостоятельности.
Ведущей целью среднего профессионального образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов является подготовка и выпуск квалифицированных специалистов, обладающих личностными и профессиональными качествами, обеспечивающих решение поставленных конкретных задач во всех видах их будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим основная педагогическая задача преподавателя экономических дисциплин на всех этапах непрерывного учебного процесса заключается в поиске и реализации оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной и трудовой жизни.
Приобщение к новым методам изложения в условиях получения аудиовизуальной информации является фактором, активизирующим интеллектуальную деятельность студентов, которые моделируют в своем сознании более общий стандарт приобретенных знаний, чем тот, к которому они привыкли, работая с преподавателем, излагающим лекционный материал.
Результатом применения в образовании инновационных методов является формирование у обучающихся целостного восприятия учебного процесса и результата образовательной деятельности, повышение уровня развития личности студента и формирование стремления к улучшению качества жизни.
Под модернизацией образования понимается масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования в учреждениях среднего профессионального образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Процесс модернизации образования является закономерным, объективным, он характерен для всего мирового сообщества. Использование инновационных технологий в образовании позволит реализовать личностно-ориентированный подход к студентам, обеспечит индивидуализацию и дифференциацию обучения.