12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Войскович Светлана Анатольевна956
преподаватель инженерной графики и технической механики КГАПОУ "Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства", организатор skills-атлона "ПрофЗагрузкаСибирь"
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
5

Статья «Развивающее обучение на уроках инженерной графики»

Развивающее обучение на уроках инженерной графики

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства» (КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»)

Войскович Светлана Анатольевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

 

 

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития обучающегося. Для развития эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития – неизвестной областью, но доступной для познания, создавая возможность перейти от того, что обучающийся умеет выполнять самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Таким образом, развивающее обучение создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает к  самореализации, самоизменению, приводит к развитию (формированию) у обучающихся познавательного интереса и обогащению ЗУНов через активную деятельность.

Основной единицей содержания учебного материала в развивающем обучении является понятие (система понятий). С точки зрения теории развивающего обучения, понятие – это закон (в инженерной графике таким законом может стать государственный стандарт), описывающий способ действия с предметом и дающий его обоснование: почему, на основании каких средств предмета мы должны действовать с ним таким способом (применение требований государственных стандартов при оформлении и выполнении чертежей). В развивающем обучении освоение понятия осуществляется не путем его словесного определения, который в традиционной системе обучения является исходным моментом его усвоения, а путем предметно-преобразовательных действий обучающихся (выполнение определенных заданий в подгруппах на уроках инженерной графики, Приложение). Понятие, таким образом, выступает не как форма описания объекта, а как основание его практического преобразования. Понятие и опирающиеся на него предметные действия выступают как две неразрывно связанные между собой стороны единого предмета усвоения. Другими словами, в развивающем обучении способы действия являются той исходной формой, в которой понятия выделяются и становятся достоянием сознания и практического опыта обучающегося в сотрудничестве. Для того чтобы обучающийся был способен находить способы решения возникающих перед ним задач, он должен усвоить не способы решения разнообразных частных задач, а овладеть общими подходами и принципами решения задач определенного класса.

На уроках инженерной графики по теме «Основные сведения по оформлению чертежей» цель формулируется студентами при организации целеполагания: группа разбивается на малые группы по 2-3 человека (как расставлены столы).

Обучающимся предлагается рассмотреть предложенные чертежи, выделить  и назвать основные элементы их оформления и выполнения. Что необходимо знать для оформления и выполнения чертежей?

 Обучающиеся формулируют образовательную цель по изучению правил оформления и выполнения чертежа, и выделяю задачи, которые необходимо решить, такие как: изучить размеры форматов, масштабы, линии чертежа, чертежные шрифты, а также требования, предъявляемые к ним.

Образовательные задачи решаются путем выполнения заданий в малых группах. Вследствие выполнения практических заданий в сотрудничестве, обучающиеся познают новые знания в обсуждении.

Задания разработаны таким образом, что обучающиеся, исследуя предложенные чертежи, выполняют экспериментальные замеры, анализируют данные и результаты, формулируют выводы, сравнивают свои результаты и понятия с государственным стандартом, выявляют требования и закономерности, попутно изучают ГОСТ (что и является конечной образовательной целью).

Первичная рефлексия происходит в момент разъяснения обучающихся одной подгруппы обучающимся другой малой группы, но не помощь в выводах. Вторичная рефлексия проводится в конце урока, когда обучающиеся вдруг понимают, что преподаватель им не объяснял, но при выполнении заданий оказалось, что они самостоятельно овладели знаниями. Буквально после первого-второго занятия по такой системе, у студента закрепляется мнение (в дальнейшем процессе, только упрочняется это мнение), что он способен изучать и приобретать новые профессиональные или общепрофессиональные знания, осваивать новые умения, совершенствовать навыки, погружаясь в активную деятельность.

Роль педагога, применяющего технологию развивающего обучения, из простого вещателя информации преобразуется в роль организатора и эксперта результатов продуктивной деятельности обучающихся, разработчика необходимых заданий для данной формы деятельности. На начальном этапе внедрения данной технологии преподавателю (точно также, как и студентам) сложно перестроиться от консервативных методов к сопровождающим, от  авторитарных к демократичным. Затем приходит осознание ценности и важности данной технологии в одинаковой степени, как для преподавателя, так и для студента. 

Внедрение данной технологии на уроках инженерной графики (общепрофессиональных дисциплин) реализует деятельностный подход в обучении согласно обновленным требованиям современного образования.

 

Приложение

 

Тема: Основные сведения по оформлению чертежей 

№ группы _________   Ф.И.О. ___________________________________________________

Задание 1: Произвести замеры форматов, заполнить таблицу, сделать анализ размеров форматов и их взаимосвязь, _____________________________________________________

определить размеры основного формата (пользовательского). ________________________

Записать обозначение и  размеры форматов по ГОСТу. 

Сделать вывод по расположению форматов и основной надписи (углового штампа).

_____________________________________________________________________________

 

         №        подгруппы

№ п/п

Экспериментальный размер, мм

Обозначение формата

Размеры по ГОСТ _______________

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

Задание 2: Сформулировать определение масштаба, выполняя анализ чертежей.

Масштаб - ____________________________________________________________________

Определить масштабы изображений на чертежах, внести обозначение форматов и масштабов в таблицу.

1

2

3

4

Обозначение формата

 

 

 

 

Обозначение масштаба чертежа

 

 

 

 

 

Что называют масштабом 1:1 - ___________________________________________________

Заполните таблицу масштабов по ГОСТ:

 

1:

 

 

 

Задание 3: Определить лини чертежей, используя плакат «Линии чертежа», занести в таблицу наименования линий:

        №     подгруппы

 

№ п/п

Используемые линии чертежа

Назначение линии

Неиспользуемые линии чертежа

Назначение линии

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Для чего необходимы различные линии и их ГОСТ________?

_____________________________________________________________________________

 

 

 

№ группы _________   Ф.И.О. ___________________________________________________

Закрепление темы: Основные сведения по оформлению чертежей

Какой ГОСТ устанавливает размеры форматов чертежей? ___________________________

Почему размер формата А1 не соответствует стандартному размеру? _____________________________________________________________________________

Какой формат выбран за основной, и каким образом получены все остальные? _____________________________________________________________________________ Расположение формата А4 (в отличии от других форматов) в соответствии с ГОСТ? _____________________________________________________________________________

Масштаб – это ________________________________________________________________

На какие группы разделены масштабы в соответствии с ГОСТ ___________________ _____________________________________________________________________________

Укажите нестандартные  масштабы из перечисленных: 15:1;  1:3;  25: 1; 7:1; 1:15;  2,5:1;  1:40; 300:1; 1:25000;  1:3000.

Как обозначается толщина сплошной толстой основной линии по ГОСТ _______ ?

Чему равна толщина сплошной толстой основной линии в соответствии с ГОСТ?  ______

Что влияет на определение толщины сплошной основной линии? _____________________________________________________________________________

Для чего применяется штрихпунктирная тонкая  линия? Начертите пример этой линии в соответствии с ГОСТом ________________________________________________________

 

Для чего применяется штриховая линия? Начертите пример этой линии в соответствии с ГОСТом______________________________________________________________________

 

 

Тема: Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-______

№ группы _________   Ф.И.О. _________________________________  № подгруппы _____

Задание 1: Ознакомиться с ГОСТ 2.304-____, выписать основные понятия и параметры, заполнить таблицу, произвести анализ конструкции букв чертежного шрифта, выполнить группировку букв. 

Основные понятия, которые устанавливает ГОСТ: _________________________________ ,

  ___________________________________ ,  ______________________________________ .

 

Основные параметры шрифта, установленные ГОСТом: ______________________________ ,   ________________________________________ ,  _____________________________________ , _________________________________ . 

Заполнить таблицу:

Размер шрифта (высота прописных букв, мм)

5

7

10

высота строчных букв, мм

 

 

 

Расстояние между буквами, мм

 

 

 

Расстояние между словами, мм

 

 

 

Минимальное расстояние между строками, мм

 

 

 

Выполнить группировку букв по ширине в соответствии с ГОСТом:

Группы букв по ширине

Буквы

Широкие

Ш

Узкие

 

Средние

 

Остальные

 

 

Задание 1: Выполнить надписи чертежным шрифтом типа Б с наклоном, №10, 7, 5

Подгруппа 1: Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-__

Подгруппа 2: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-___

Подгруппа 3: Техническая эксплуатация дорожных машин и механизмов. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-____

Подгруппа 4: Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-____

Подгруппа 5: «…чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам…» В.И. Курдюмов. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-____

Подгруппа 6: «Чертеж – это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект….» Гаспар Монж. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-_____

 

Инструкция:

  1. Выполнить разметку тонкими линиями по величине размера;
  2. Провести первую линию наклона;
  3. Выполнить разметку по ширине букв;
  4. Выполнить надпись в тонких линиях;
  5. Выполнить обводку (толщина линии обводки по ГОСТу).

 

 

Список использованной литературы:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 г., 544 стр.
  2. ГОСТ 2.301-68
  3. ГОСТ 2.302-68
  4. ГОСТ 2.303-68
  5. ГОСТ 2.304-81

 

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 10.10.19 в 07:34 3Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, благодарю за разработку.
Очень жаль, что черчение исчезло из школ, для нынешней детворы - очень нужный и важный предмет.
Войскович Светлана Анатольевна, 14.10.19 в 09:35 0Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, я благодарна за комментарий к моей публикации, она нашла отзыв еще у нескольких участников урок.рф, поэтому решила поделиться своими мыслями... В сентябре я была на курсах повышения квалификации, где с нами работал профессор Аронов Александр Моисеевич, а также Конторин А.В. и Бутенко А.В.. Очень интересные занятия по деятельностному подходу в обучении с использованием технологии развивающего обучения. Моя публикация явилась результатом и отчетной работой по этим курсам. Разработала я её уже дома, когда приехала, и сразу применила для студентов второго курса, - очень хорошая методика, опробована мной, можно сказать, дала прекрасные результаты!.... теперь уже с этими группами даже не хочется переходить на классическую методику, они принимают то, что с ними занимаются как-то необычно...ждут интересных заданий, где они сами делают свои выводы на основе анализа, сопоставления, проработки ГОСТов, соотношения, экспериментальных замеров, можно сказать, - "эвристический метод".... Теперь, что касается черчения в школах.... В школах нашего города и района также упразднено черчение, как отдельный предмет, но уже несколько лет (2-4 года) школы с технологическим наклоном самостоятельно вводят элективные курсы "Занимательное черчение", или что-то похожее, ... Согласна, что, наверное, повально всем не нужно изучать этот предмет... и ещё, согласна, что по старому тоже уже не получится, поэтому нужно обновленное содержание, новые подходы в обучении и конкретные обучающиеся....
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.