Развивающее обучение на уроках инженерной графики
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства» (КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»)
Войскович Светлана Анатольевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития обучающегося. Для развития эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития – неизвестной областью, но доступной для познания, создавая возможность перейти от того, что обучающийся умеет выполнять самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Таким образом, развивающее обучение создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает к самореализации, самоизменению, приводит к развитию (формированию) у обучающихся познавательного интереса и обогащению ЗУНов через активную деятельность.
Основной единицей содержания учебного материала в развивающем обучении является понятие (система понятий). С точки зрения теории развивающего обучения, понятие – это закон (в инженерной графике таким законом может стать государственный стандарт), описывающий способ действия с предметом и дающий его обоснование: почему, на основании каких средств предмета мы должны действовать с ним таким способом (применение требований государственных стандартов при оформлении и выполнении чертежей). В развивающем обучении освоение понятия осуществляется не путем его словесного определения, который в традиционной системе обучения является исходным моментом его усвоения, а путем предметно-преобразовательных действий обучающихся (выполнение определенных заданий в подгруппах на уроках инженерной графики, Приложение). Понятие, таким образом, выступает не как форма описания объекта, а как основание его практического преобразования. Понятие и опирающиеся на него предметные действия выступают как две неразрывно связанные между собой стороны единого предмета усвоения. Другими словами, в развивающем обучении способы действия являются той исходной формой, в которой понятия выделяются и становятся достоянием сознания и практического опыта обучающегося в сотрудничестве. Для того чтобы обучающийся был способен находить способы решения возникающих перед ним задач, он должен усвоить не способы решения разнообразных частных задач, а овладеть общими подходами и принципами решения задач определенного класса.
На уроках инженерной графики по теме «Основные сведения по оформлению чертежей» цель формулируется студентами при организации целеполагания: группа разбивается на малые группы по 2-3 человека (как расставлены столы).
Обучающимся предлагается рассмотреть предложенные чертежи, выделить и назвать основные элементы их оформления и выполнения. Что необходимо знать для оформления и выполнения чертежей?
Обучающиеся формулируют образовательную цель по изучению правил оформления и выполнения чертежа, и выделяю задачи, которые необходимо решить, такие как: изучить размеры форматов, масштабы, линии чертежа, чертежные шрифты, а также требования, предъявляемые к ним.
Образовательные задачи решаются путем выполнения заданий в малых группах. Вследствие выполнения практических заданий в сотрудничестве, обучающиеся познают новые знания в обсуждении.
Задания разработаны таким образом, что обучающиеся, исследуя предложенные чертежи, выполняют экспериментальные замеры, анализируют данные и результаты, формулируют выводы, сравнивают свои результаты и понятия с государственным стандартом, выявляют требования и закономерности, попутно изучают ГОСТ (что и является конечной образовательной целью).
Первичная рефлексия происходит в момент разъяснения обучающихся одной подгруппы обучающимся другой малой группы, но не помощь в выводах. Вторичная рефлексия проводится в конце урока, когда обучающиеся вдруг понимают, что преподаватель им не объяснял, но при выполнении заданий оказалось, что они самостоятельно овладели знаниями. Буквально после первого-второго занятия по такой системе, у студента закрепляется мнение (в дальнейшем процессе, только упрочняется это мнение), что он способен изучать и приобретать новые профессиональные или общепрофессиональные знания, осваивать новые умения, совершенствовать навыки, погружаясь в активную деятельность.
Роль педагога, применяющего технологию развивающего обучения, из простого вещателя информации преобразуется в роль организатора и эксперта результатов продуктивной деятельности обучающихся, разработчика необходимых заданий для данной формы деятельности. На начальном этапе внедрения данной технологии преподавателю (точно также, как и студентам) сложно перестроиться от консервативных методов к сопровождающим, от авторитарных к демократичным. Затем приходит осознание ценности и важности данной технологии в одинаковой степени, как для преподавателя, так и для студента.
Внедрение данной технологии на уроках инженерной графики (общепрофессиональных дисциплин) реализует деятельностный подход в обучении согласно обновленным требованиям современного образования.
Приложение
Тема: Основные сведения по оформлению чертежей
№ группы _________ Ф.И.О. ___________________________________________________
Задание 1: Произвести замеры форматов, заполнить таблицу, сделать анализ размеров форматов и их взаимосвязь, _____________________________________________________
определить размеры основного формата (пользовательского). ________________________
Записать обозначение и размеры форматов по ГОСТу.
Сделать вывод по расположению форматов и основной надписи (углового штампа).
_____________________________________________________________________________
№ подгруппы № п/п |
Экспериментальный размер, мм |
Обозначение формата |
Размеры по ГОСТ _______________ |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Задание 2: Сформулировать определение масштаба, выполняя анализ чертежей.
Масштаб - ____________________________________________________________________
Определить масштабы изображений на чертежах, внести обозначение форматов и масштабов в таблицу.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обозначение формата |
|
|
|
|
Обозначение масштаба чертежа |
|
|
|
|
Что называют масштабом 1:1 - ___________________________________________________
Заполните таблицу масштабов по ГОСТ:
|
1: |
|
|
Задание 3: Определить лини чертежей, используя плакат «Линии чертежа», занести в таблицу наименования линий:
№ подгруппы
№ п/п |
Используемые линии чертежа |
Назначение линии |
Неиспользуемые линии чертежа |
Назначение линии |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Для чего необходимы различные линии и их ГОСТ________?
_____________________________________________________________________________
№ группы _________ Ф.И.О. ___________________________________________________
Закрепление темы: Основные сведения по оформлению чертежей
Какой ГОСТ устанавливает размеры форматов чертежей? ___________________________
Почему размер формата А1 не соответствует стандартному размеру? _____________________________________________________________________________
Какой формат выбран за основной, и каким образом получены все остальные? _____________________________________________________________________________ Расположение формата А4 (в отличии от других форматов) в соответствии с ГОСТ? _____________________________________________________________________________
Масштаб – это ________________________________________________________________
На какие группы разделены масштабы в соответствии с ГОСТ ___________________ _____________________________________________________________________________
Укажите нестандартные масштабы из перечисленных: 15:1; 1:3; 25: 1; 7:1; 1:15; 2,5:1; 1:40; 300:1; 1:25000; 1:3000.
Как обозначается толщина сплошной толстой основной линии по ГОСТ _______ ?
Чему равна толщина сплошной толстой основной линии в соответствии с ГОСТ? ______
Что влияет на определение толщины сплошной основной линии? _____________________________________________________________________________
Для чего применяется штрихпунктирная тонкая линия? Начертите пример этой линии в соответствии с ГОСТом ________________________________________________________
Для чего применяется штриховая линия? Начертите пример этой линии в соответствии с ГОСТом______________________________________________________________________
Тема: Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-______
№ группы _________ Ф.И.О. _________________________________ № подгруппы _____
Задание 1: Ознакомиться с ГОСТ 2.304-____, выписать основные понятия и параметры, заполнить таблицу, произвести анализ конструкции букв чертежного шрифта, выполнить группировку букв.
Основные понятия, которые устанавливает ГОСТ: _________________________________ ,
___________________________________ , ______________________________________ .
Основные параметры шрифта, установленные ГОСТом: ______________________________ , ________________________________________ , _____________________________________ , _________________________________ .
Заполнить таблицу:
Размер шрифта (высота прописных букв, мм) |
5 |
7 |
10 |
высота строчных букв, мм |
|
|
|
Расстояние между буквами, мм |
|
|
|
Расстояние между словами, мм |
|
|
|
Минимальное расстояние между строками, мм |
|
|
|
Выполнить группировку букв по ширине в соответствии с ГОСТом:
Группы букв по ширине |
Буквы |
Широкие |
Ш |
Узкие |
|
Средние |
|
Остальные |
|
Задание 1: Выполнить надписи чертежным шрифтом типа Б с наклоном, №10, 7, 5
Подгруппа 1: Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-__
Подгруппа 2: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-___
Подгруппа 3: Техническая эксплуатация дорожных машин и механизмов. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-____
Подгруппа 4: Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-____
Подгруппа 5: «…чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам…» В.И. Курдюмов. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-____
Подгруппа 6: «Чертеж – это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект….» Гаспар Монж. Шрифты чертежные ГОСТ 2.304-_____
Инструкция:
- Выполнить разметку тонкими линиями по величине размера;
- Провести первую линию наклона;
- Выполнить разметку по ширине букв;
- Выполнить надпись в тонких линиях;
- Выполнить обводку (толщина линии обводки по ГОСТу).
Список использованной литературы:
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 г., 544 стр.
- ГОСТ 2.301-68
- ГОСТ 2.302-68
- ГОСТ 2.303-68
- ГОСТ 2.304-81
Спицына Любовь Ивановна
Войскович Светлана Анатольевна