Статья «Реализации индивидуального подхода к личности младших школьников»
«Реализации индивидуального подхода к личности младших школьников»
Шпанич Ольга Николаевна
Учитель начальных классов МАОУ лицей № 7 г. Томска
Модернизирующееся современное образование требует всё новых подходов к обучению школьников. Особо значимым в современной практике образования становится использование различных образовательных технологий и их адаптированность относительно особенностей каждого ученика. В контексте рассматриваемой проблемы важными являются определения «образовательная технология», «индивидуализация».
Образовательная технология, по мнению Г. К. Селевко, – это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. [2. С. 187]
В понимании Инге Унт, индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. [3. С. 34]
Попытаемся еще уточнить, как мы толкуем понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором же – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. В этом же значении представляет себе соотношение принципа индивидуального подхода и индивидуализации обучения и Е. С. Рабунский – ученый, который наиболее широко в педагогике исследовал индивидуальный подход как принцип обучения. [4, с. 18] При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании идти не от абсолютной, а от относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, различные свойства характера или темперамента);
3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма и т.д. Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие внешние влияния). Все эти, да и множество других внутренних и внешних факторов в той или иной мере влияют на процесс учения. Тут и возникает противоречие в учебном процессе: с одной стороны, имеется необходимость учитывать многие индивидуальные особенности личности, а с другой стороны, возможности реализации этой необходимости в массовой школе весьма ограниченны. Для преодоления этого противоречия использовать относительную индивидуализацию.
Индивидуальный подход, по мнению Инге Унт, включает в себя следующие элементы:
систематическое изучение каждого ученика;
постановка педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых педагогических задач. [3. С.34 ]
В своей деятельности каждый педагог должен знать условия, при которых реализуется индивидуальный подход. Здесь под педагогическими условиями понимается устойчивые обстоятельства, выраженные требованиями образовательной среды, определяющими ход и специфику протекания данного процесса и направленными на достижение оптимально возможных результатов индивидуализации обучения. На практике данные условия реализуются через:
комплексную диагностику с целью изучения индивидуальных возможностей учащихся;
создание развивающей среды обучения;
подбор адекватного личностным возможностям и способностям учащихся содержания, форм, методов и технологий обучения;
формирование стиля учебной деятельности учащихся;
системный характер подготовки педагогов к осуществлению индивидуализации обучения. [1. С.85]
В процессе проведения экспериментальной работы мы полностью опирались на данные условия. Исследование было проведено с учениками 2 класса обучающихся по образовательной системе «Школа 2100». На первом этапе исследования были проведены ряд диагностик с целью выявления у учащихся типа высшей нервной деятельности, типов восприятия. На основе проведённых диагностик мы определили детей 4 группы в зависимости от преобладающего у них типа темперамента (флегматики, холерики, меланхолики, сангвиники), а также в зависимости от типа восприятия (визуалы, кинестетики, аудиалы). Эта работа была сделана для того, чтобы адаптировать учебный процесс относительно выявленных особенностей. Для организации индивидуального подхода к личности младших школьников составлены и внедрены в практику обучения индивидуализированные задания по русскому языку, математике, окружающему миру. А также использованы задания, учитывающие самостоятельный выбор ученика. Тем самым мы попытались осуществить индивидуализацию обучения.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребенок. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Существует множество образовательных технологий. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка развитую личность. Но каждый ребенок индивидуален по-своему, и тем самым нуждается в индивидуальном подходе.
На основании проделанной экспериментальной работы по использованию индивидуализации при обучении детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующим выводам:
в различных образовательных технологиях существует множество подходов к реализации индивидуализации обучения детей младшего школьного возраста;
индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку различных заданий; учитывающих особенности каждого учащегося;
реализация принципа индивидуализации в полной мере требует разработки заданий с учётом особенностей детей (их интересов, темперамента, своеобразие восприятия);
в числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться учителю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли;
в реализации принципа индивидуализации особая роль принадлежит педагогу, готового принимать ученика как субъекта деятельности;
индивидуализированный подход к детям требует особой подготовленности педагога;
успеваемость детей может зависеть от особенности реализации принципа индивидуализации;
принцип индивидуального подхода требует систематической, последовательной и комплексной работы педагога, предполагающий опору на индивидуальную траекторию развития ребёнка.
Данные выводы убеждают, что учебный процесс нужно адаптировать относительно особенностей детей, педагог должен относиться к ребёнку, как субъекту деятельности, а образовательное пространство должно быть организовано с учётом потребностей детей.
Литература:
Збираник, Т. В. Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения / Т. В. Збираник. – М., 1996. – с. 81-86.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2006. – с .187.
Унт И.Э, Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. – М., 1996. – с. 96.
Холодная М. А, Формирование персонального познавательного стиля ученика, как одно из направлений индивидуализации обучения [Текст] / М. А. Холодная. – М., 2000. – с. 85.