Статья на тему «Реализация ФГОС НОО в практике работы учителей английского языка»
Старосельцева Ю.А.,
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Губкина Белгородской области
Реализация ФГОС НОО в практике работы учителей английского языка
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его как личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.
Для того чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС применяются разные приемы на определенных этапах урока. Приведем несколько примеров приемов работы на уроках английского языка.
I. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока спрашивает у детей How are you? Show me your smiles. How do you feel yourself ?;
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: What did we do last time? What should be our topic today? What do we need to do? What can you see? Какая будет тема урока? Чем будем заниматься?; дети высказываются;
• возможна самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Приемы работы:
Что надо повторить, чтобы елочка была красивой и яркой? (цвета, цифры)
У меня потерялась обезьянка. Help me to find her, please. Помогите мне найти ее (учащиеся ищут, двигаясь по кабинету).
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Что мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. Например, мы сравниваем правила чтения гласных в русском языке, прежде чем приступить к чтению английских гласных букв.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• Выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
VI. Активизация изученного материала. Групповая работа (обучение в сотрудничестве).
Обучающиеся осваивают следующие учебные действия: умение без систематического контроля, помощи и стимулирования со стороны учителя работать на уроке и дома, организовывать отдельные формы работы и всю учебную деятельность по составленному плану, контролировать свое поведение, осознавать границы своих знаний и умений, преодолевать границы незнания.
Мотивы включения в совместную учебную деятельность
Вместе работать веселее и интереснее.
Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).
Лучшее запоминание материала.
Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие.
На практике применяются несколько видов групповой работы. Кооперативное обучение – учащиеся объединятся в группы для решения общей задачи. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Групповая дискуссия - организация совместной деятельности обучающихся под руководством учителя с целью решения групповых задач или воздействия на мнения участников в процессе общения. Общественный смотр знаний проводится для проверки, оценки и коррекции уровня знаний за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Плюсы группового обучения :
- психологический комфорт в общении;
- воспитательное значение;
- создание творческого характера мышления в работе;
- возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к окружающим сотрудникам;
- возможность добывать знания самостоятельно;
- момент игры;
- возможность открыто помогать друг другу;
- учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
- отсутствуют дисциплинарные нарушения;
- учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Этап применения знаний и способов действий.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. На данном этапе можно применять оценочные листы, в которых учащиеся ставят себе оценку за выполненное задание. На этапе рефлексии оценочный лист поможет учащимся проанализировать свою деятельность: что получилось? что не получилось? Над чем надо поработать?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполнить упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Примерные вопросы:
• Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу?
• Каким способом? Какие получили результаты? Все ли получилось? Над чем надо поработать? Где можно применить новые знания?
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Список литературы:
1. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158.