Статья на тему «Реализация ФГОС НОО в практике работы учителей английского языка»

1
0
Материал опубликован 28 November 2021

Старосельцева Ю.А.,

учитель английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

города Губкина Белгородской области

Реализация ФГОС НОО в практике работы учителей английского языка

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его как личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.

Для того чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС применяются разные приемы на определенных этапах урока. Приведем несколько примеров приемов работы на уроках английского языка.

I. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

учитель в начале урока спрашивает у детей How are you? Show me your smiles. How do you feel yourself ?;

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: What did we do last time? What should be our topic today? What do we need to do? What can you see? Какая будет тема урока? Чем будем заниматься?; дети высказываются;

возможна самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Приемы работы:

Что надо повторить, чтобы елочка была красивой и яркой? (цвета, цифры)

У меня потерялась обезьянка. Help me to find her, please. Помогите мне найти ее (учащиеся ищут, двигаясь по кабинету).

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Что мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. Например, мы сравниваем правила чтения гласных в русском языке, прежде чем приступить к чтению английских гласных букв.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

VI. Активизация изученного материала. Групповая работа (обучение в сотрудничестве).

Обучающиеся осваивают следующие учебные действия: умение без систематического контроля, помощи и стимулирования со стороны учителя работать на уроке и дома, организовывать отдельные формы работы и всю учебную деятельность по составленному плану, контролировать свое поведение, осознавать границы своих знаний и умений, преодолевать границы незнания.

Мотивы включения в совместную учебную деятельность

Вместе работать веселее и интереснее.

Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.

Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).

Лучшее запоминание материала.

Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.

Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.

Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие.

На практике применяются несколько видов групповой работы. Кооперативное обучение – учащиеся объединятся в группы для решения общей задачи. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Групповая дискуссия - организация совместной деятельности обучающихся под руководством учителя с целью решения групповых задач или воздействия на мнения участников в процессе общения. Общественный смотр знаний проводится для проверки, оценки и коррекции уровня знаний за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Плюсы группового обучения :

- психологический комфорт в общении;

- воспитательное значение;

- создание творческого характера мышления в работе;

- возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к окружающим сотрудникам;

- возможность добывать знания самостоятельно;

- момент игры;

- возможность открыто помогать друг другу;

- учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;

- отсутствуют дисциплинарные нарушения;

- учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Этап применения знаний и способов действий.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. На данном этапе можно применять оценочные листы, в которых учащиеся ставят себе оценку за выполненное задание. На этапе рефлексии оценочный лист поможет учащимся проанализировать свою деятельность: что получилось? что не получилось? Над чем надо поработать?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполнить упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Примерные вопросы:

Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом? Какие получили результаты? Все ли получилось? Над чем надо поработать? Где можно применить новые знания?

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.