Реализация инновационных образовательных технологий в профессионально практической подготовке обучающихся СПО
Реализация инновационных образовательных технологий в профессионально- практической подготовке учащихся ОУ СПО
«Новое надо создавать в поте лица, а старое именно продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки»
А. Герцен
Введение
Поиск инновационных образовательных технологий в профессионально- практической подготовке учащихся и внедрение их в учебный процесс в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Инновационные образовательные технологии дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни. Считаю, что прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда растет объем информации, увеличивается дидактическая функция педагога, которая основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения — это не автоматическое преподавание программного материала учащимся, а подготовка их к жизни, способность вырабатывать познание мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.
Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью, инновационных образовательных технологий так же необходимостью всесторонне изучить и применять на уроках производственного обучения.
Целью данной работы является углубленное изучение инновационных образовательных технологий.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть инновационные образовательные технологии.
- Изучить практические применение игр и кейс - метода на уроках производственного обучения.
Данная работа состоит из двух глав, которые соответствуют задачам исследования. Для того, чтобы раскрыть тему считаю необходимым придерживаться следующей структуры работы: во-первых, дам общее определение инновационных образовательных технологий; во-вторых, более углубленно опишу игровые технологии и кейс - метод, которые предусматривают новые подходы в обучении и прошли апробацию на уроках производственного обучения. Базой для написания работы послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
В работе рассматриваются условия применения инновационных методов обучения (игровых технологий) профессионально - технических учебных заведений во время профессиональной подготовки. Отражена организация работы учащихся в малых группах, функции педагога и методические аспекты инновационного обучения, приведена их классификация. Рекомендации составлены на основе многолетней работы с учащимися с помощью методики ролевых игр и содержат не только методические указания по подготовке и проведению ролевых игр, но и примеры проведения ролевой и деловой игры на практике при профессиональной подготовке электросварщиков и маляров. Инновационные образовательные технологии, описанные в работе, внедрены в учебно-воспитательный процесс Алчевском строительном колледже Дон ГТУ.
Материал работы рассчитан на преподавателей и мастеров производственного обучения ПТУ и может быть использован при подготовке специалистов не только строительной, но и других отраслей промышленности.
Предложенные методические рекомендации окажут практическую помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении игровых технологий в учебный процесс.
«Менять педагогические ориентиры -
это самое трудное и самое необходимое,
что приходится делать сегодня»
В.А. Караковский
1.1 Инновационное обучение
В современной требовательной и быстро меняющейся социально-экономической среде уровень образования в значительной степени будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения, основанных на новых методологических принципах, современных дидактических принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельностный подход к обучению.
Значительный вклад в разработку методологии и теории понятие педагогической технологии сделан современными педагогами В. Беспалько, Б. Лихачевым, М. Кларин, В. Монаховым, Г. Селевко и другими. Проблему педагогической инноватики рассматривали такие ученые как А. Арламов, М. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинський, Н. Юсуфбекова, А. Николс и другие.
Давайте выясним основные понятия инновационных педагогических технологий, постараемся раскрыть основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.
Различают понятия новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация - это само средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - процесс его освоения.
Основание и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
По определению ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, задачей которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в том числе В. Кукушкина, В. Беспалько, Б. Лихачев, М.Кларин, В. Монахов считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
- Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, содержащую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
- Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
- Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воспроизведение) педагогической технологии в других идентичных образовательных учреждениях, другими субъектами.
- Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирование и применение различных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Таким образом, одним из важнейших задач на сегодняшнем этапе модернизации образования Луганской Народной Республики является обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этой задачи возможно при условии изменения педагогических методик и внедрение инновационных технологий обучения. Реализация этой задачи должно осуществляться на основании новой, ориентированной на развитие личности гуманной парадигмы подготовки учащейся молодежи с учетом основных компонентов измерения ученика: потребностно - мотивационного, информационно-познавательного, целеобразующего, операционно - результативного, эмоционально - чувственного. Ведущую идею гуманизации образования можно определить, как ориентацию ее целей, содержания, форм и методов как наиболее полное воплощение в каждом учащемся человеческой сущности, включает в себя возможность непрерывного развития, ее составляющими является способность к все большему познанию окружающего мира и активного воздействия на него, к самопознанию и самосовершенствованию, к постижению богатств культуры и осуществления творческих взносов в нее. Современные социально-экономические условия требуют от молодежи кроме профессиональных знаний и навыков, развития и активизации таких черт характера, как предприимчивости, гибкости, способности к саморазвитию, инициативности, самостоятельности, коммуникабельности, навыков работы в команде.
Традиционные методы обучения и воспитания базируются на ведущей роли педагога в учебном процессе, тогда как учащиеся играют в основном пассивную роль слушателей и исполнителей задач педагогов, не обеспечивает надлежащее качество обучения. Поэтому остро стоит задача создать систему педагогической деятельности, которая бы не только гарантировала надлежащий уровень профессиональной подготовки, но и способствовала бы развитию деловых, предпринимательских черт учащихся, предоставляла возможностей самостоятельного обучения и развития.
Внедрение рыночных отношений интенсивно формируется рынок труда. Сегодня значительно разнообразились требования работодателей к квалификации и профессиональной компетентности работников, а следовательно, и к выпускникам профессиональных учебных заведений. Учитывая указанное понятно, что в новых реалиях жизни перед профессиональным образованием возникают принципиально новые задачи, требующие существенных изменений. Все большее значение приобретает необходимость понимания рынка труда, прогнозирования его развития, а также содержательной трансформации профессиональной подготовки.
Инновационные методы и формы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются в преподавании различных учебных предметов. Инновационные методы показывают новые возможности, прежде всего, с наладкой межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе возникают межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, зависит успешность их учебной деятельности.
Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения производительности учебной деятельности в целом. Недаром, одна китайская притча гласит: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму».
Эта фраза и является одной из целей организации уроков с помощью инновационных форм и методов обучения, и которую я стараюсь соблюдать при подготовке к урокам.
1.2 Требования, предъявляемые к инновационным методам обучения
При планировании конкретных уроков педагогу необходимо учитывать, что любой метод обучения имеет той или иной степени обеспечивать:
- активное участие учащихся в процессе обучения;
- установление обратной связи в системе "педагог-учащийся»;
- возможность применения приобретенных навыков и знаний в реальных жизненных и учебных ситуациях;
- развитие целевых навыков поведения (самостоятельной творческой деятельности, работы в малых группах);
- мотивацию учащихся к повышению эффективности своей деятельности на занятиях и в реальных ситуациях;
- возможность получения знания на групповом и индивидуальном уровнях.
В процессе обучения наиболее целесообразно использование тех методов, при которых: у учащихся развивается желание к творческой, продуктивной работе; учащиеся стремятся к активным действиям, достигают успеха и мотивируют собственное поведение; отрабатывают модели поведения, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Этим требованиям наиболее соответствуют инновационные методы обучения.
Классификация инновационных методов обучения:
Не имитационные | Имитационные | |
Неигровые | Игровые | |
• Проблемная лекция; • Семинар; • Беседа; • Мозговая атака; • Дискуссия; • Дебрифинг; • Мастерская; • Опросы экспертов. | • Изучение конкретных ситуаций; • Решение производственных задач; • Имитационные упражнения. | • Имитационный тренинг; • Деловая игра; • Ролевая игра; • Игровое проектирование; • Групповой тренинг. |
1. 3 Правила организации инновационного обучения
Инновационные методы предусматривают фронтальную работу учащихся и работу малыми группами. Наиболее эффективные результаты можно получить при организации работы учащихся малыми группами.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены все учащиеся.
Правило второе. Активное участие учащихся в работе должно поощряться.
Правило третье. Учащиеся должны самостоятельно разрабатывать и использовать правила работы в малых группах.
Правило четвертое. Учащихся не должно быть более 30 человек. Только в этом случае возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило пятое. Учебная аудитория должна быть подготовлена к работе в больших и малых группах.
Практика показывает, что при использовании инновационных методов, учащиеся запоминают:
- 80% того, что выразили сами;
- 90% того, что делали сами.
Улучшается не только запоминание материала, но и его использование в повседневной жизни. Использование инновационных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств, как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и т.д.
1.4 Основные характеристики инновационных уроков
1.4.1. Мозговой штурм - неструктурированный процесс генерирования и отбора инновационных творческих (групп) идей в группе, координируются педагогом.
Преимущества:
• высокая степень активности учащихся;
• производительные результаты;
• опыт творческой деятельности;
• ориентированность и решения проблем;
• развитие личностных навыков участников;
• стимулирование новых идей;
• небольшой срок.
Цели:
• тренировка учащихся в решении проблем;
• развитие творческого мышления;
• развитие навыков общения, работы в малых группах;
• повышение заинтересованности учащейся аудитории.
Ограничения:
• размер группы должно быть не очень большим или очень маленьким (5-7 человек);
• процесс координации групповых дискуссий и обобщения идей требует высокого мастерства педагога;
• различное «качество» результатов обучения, которые достигаются при мозговом штурме.
1.4.2. Изучение конкретных ситуаций - изучение и анализ реальной или вымышленной, но реалистичной ситуации, события, явления.
Преимущества:
• реалистичность ситуации, которая была рассмотрена;
• развитие навыков самообучения;
• интенсивный процесс группового взаимодействия;
• взаимообучение учащихся;
• синтез различных точек зрения;
• развитие навыков отбора оптимального варианта решения ситуаций;
• практическая отработка теоретических знаний;
• развитие личностных навыков.
Ограничения:
• требует затрат времени на подготовку описания ситуаций;
• ограниченность конкретных ситуаций - необходимость постоянного обновления;
• риск несоответствия неполного соответствия требованиям обучения и запросам целевой аудитории.
Цели:
• развитие умений решения проблем; принятие решений;
• связь теоретического обучения с производством;
• анализ конкретных ситуаций;
• развитие межличностных отношений.
1.4.3. Обсуждение критического явления - подобный метод с обсуждением конкретной ситуации со следующими различиями:
• аудитории сообщается о какой-либо критической ситуации на производстве в межличностных отношениях;
• учащиеся задают педагогу вопросы, стремясь получить дополнительную информацию;
• критическая ситуация должна быть предложена самой аудиторией;
• при анализе и обсуждении допускается большая степень свободы в обоснованиях.
Преимущества:
• более конкретный метод в иллюстрации реальных проблем;
• учащиеся более активно раскрывают последовательность действий, происходящих;
• учащиеся ассоциируют себя с тем или иным участником определенного события;
• меньшие затраты на подготовку и проведение по сравнению с предыдущим методом.
Ограничения:
• требует высокой активности и тренированности аудитории в постановке вопросов;
• вероятность излишней эмоциональности учащихся при обсуждении;
• необходимость четкого соотношения рассматриваемого явления с целями обучения.
Цели:
• развитие умений принятия решений и устранения проблем в нестандартных (критических) ситуациях;
• развитие межличностных отношений.
1.4.4. «Корзина» (погружение) - обсуждение конкретной ситуации, при которой учащийся получает ряд максимально приближенных к реальности материалов и проблем, которые требуют решения. Возможна организация как группового, так и индивидуального занятия.
Преимущества:
• комплексные отработки различных практических навыков;
• эффективная обратная связь с учащимися;
• закрепление теории;
• содержание "корзины" легко приспосабливается к потребностям учащихся;
• вспомогательное средство для изменения установок и взглядов.
Ограничения:
• значительные затраты на подготовку каждого занятия;
• трудности в оценке результатов занятия.
Цели:
• оценка входного уровня и полученных результатов обучения;
• выяснение образовательных потребностей;
• развитие умений решения проблем;
• отработка навыков анализа ситуации.
Метод пригоден для индивидуального обучения.
1.4.5. Групповая дискуссия - общение между парами или группами учащихся в определенной учебной ситуации. Может быть элементом круглого стола, обсуждения конкретной ситуации и других методов.
Цели:
• раскрытие теоретических концепций;
• развитие умений решения проблем;
• развитие умений планирования, формулирования стратегии.
Преимущества:
• уточнение и проверка гипотез;
• обмен знаниями и опытом;
• привлечение в процесс обучения;
• совершенствование навыков коммуникации.
Ограничения:
• различная степень вовлечения в процесс обсуждения;
• риск несоответствия ходу дискуссии целям обучения.
1.4.6. Семинар - встреча направлена на обмен результатами исследований, выполненного проекта; может организоваться в форме докладов, обсуждений, круглых столов.
Цели:
• итоговое занятие по учебной теме, исследования или проекта;
• сосредоточение внимания на новых идеях, концепциях;
• выработка путей решения проблем.
Преимущества:
• обобщение и анализ знаний по учебной теме;
• получение результатов на основе исследовательской деятельности;
• обмен опытом и знаниями;
• продуктивные идеи;
• многомерный анализ рассматриваемых проблем.
Ограничения:
• высокие требования к уровню знаний учащихся;
• риск избыточной теоретизации результатов, затрудняющих их практическое использование.
1.4.7. Методы работы учащихся в сотрудничестве - организация процесса обучения в сотрудничестве малыми группами учащихся (от 2 до 7 человек).
Цели:
• разработка, закрепление, повторение нового материала, решение проблем, проектная деятельность, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков.
Преимущества:
• высокая активность и мотивация учащихся;
• высокое усвоение учебной ситуации;
• развитие личностных качеств;
• развитие навыков работы в команде.
Ограничения:
• требует предварительной работы в организации работы учащихся;
• требует тщательного подбора участников малых групп;
• требует большего срока на проведение сравнению с пассивными методами обучения.
1.4.8. Игровые технологии обучения
Игры и игровые методы используют в своей повседневной практике почти все педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать учащихся исследуемым материалом, преподнести знания в легкой и "ненавязчивой" форме. Настоящие рекомендации, предложенные вашему вниманию, адресованные педагогам и составлены на основе многолетней работы с учащимися с помощью методики ролевых игр. Спектр применения игровых методов крайне широк. В своей работе мастера производственного обучения используют ролевые игры и их элементы в самых разных проектах и мероприятиях. Эти рекомендации содержат не только методические указания по подготовке и проведению ролевых игр, но и пример проведения ролевой игры на практике. Я надеюсь, что коллеги возьмут на вооружение мои идеи и рецепты, и их работа станет еще более интересной и плодотворной.
Что такое игра?
Нам необходимо определиться, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. Строго говоря, точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления - с игрой, как с человеческой жизнью: много принципиально различных, но правильных и истинных представлений об игре. Поэтому ограничимся указанием на несколько существенных, с нашей точки зрения, признаков игры:
1. Игра происходит отдельно от всего остального. То есть игра обязательно отделена от жизни, от текущих повседневных событий.
2. Игра обязательно предполагает собственную активность участников игры. То есть в игре человек действует не по заданию, не по инструкции, а только сам, на свой страх и риск, по собственному желанию.
3. Игра - это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет.
4. Игра обязательно предполагает наличие "игрового" ("или игрушечного") производства. В игре должно быть производство, и оно не производит ничего значимого.
5. Игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или "производственные") и отношения людей, личностей.
Таким образом, будем понимать под игрой все, что соответствует пяти приведенным выше условиям.
Образовательный смысл игр и игровых методов
С моей точки зрения, игровые методы могут быть применены в любом обучении. Но это мнение, безусловно, предвзятое. Поэтому ограничимся указанием на наиболее эффективные "точки" применение игр и игровых методов.
Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих "практическую составляющую". То есть, таким предметам, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия. Я говорю не только о профессиональной подготовке, но и об общеобразовательной подготовке. Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия в столкновения с "настоящей" практикой (при условии, конечно, если учебная игра построена корректно).
Игровые методы необходимы в рамках воспитательной работы. Они дают возможность педагогу работать с такой важной составляющей личности учащегося как активность. Все-таки пока средства и методы воспитательной работы ориентированы на пассивную, исполнительскую позицию учащегося. Учащийся с "чрезмерной активностью" чаще всего является нежелательным, "плохим учеником". Игра в этом случае выступает как относительно безопасная для общества и ближайшего окружения "пространство активности". Но при этом, несмотря на "игрушечность" игровых форм, действие и ответственность за действие в игре "настоящие". Негативная оценка действий в игре (как со стороны организаторов, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.
Игровые методы сами предоставляют материал для организационной и управленческой практики учащихся. По опыту работы можно сделать вывод, что важным элементом игровых программ является включение наиболее активных и подготовленных игроков в работу по организации и проведению игры. А проведение игры представляет собой достаточно сложную управленческую задачу. Человек, который провел удачную игру, очень многое приобретает в плане личного организационно - управленческое оснащение. И в отличие от других профессиональных областей практики включения в работу по проведению игры является посильной задачей для учащихся.
Краткий словарь терминов
Вступительные указания. Совокупность информации об игре и игровой обстановку, которая предоставляется игроку на начало игры. Фактически это объяснение игроку смысла его роли, возможностей его роли, также предоставление игроку дополнительной информации об игре и игровой обстановке, которую он должен знать по замыслу игры. Вступительные указания бывают индивидуальными и групповыми.
Загрузка. Раздача вступительных указаний игрокам. В большинстве случаев это является началом игры, поскольку задача мастера здесь - "ввести" игроков в роль, сделать так, чтобы правила и ограничения роли были игроком восприняты. В этом смысле загрузки - не просто раздача инструкций, а маленькая игра, где мастер должен создать у игрока ощущение тайны, опасности, трудности, с которыми игрок столкнется в предстоящей игре. Кроме того, мастеру на загрузке важно "не сказать лишнего», не сообщить игроку что-то такое, чего он не может знать по своей роли.
Завязка. Заложенная в игру ситуация, потенциальная точка взаимодействия (как дружественная, так и конфликтная) игроков. Классический пример завязки - два претендента на престол. Игровой мир. Мир, в котором по замыслу мастеров происходят игровые события. Для успешной игры необходимо наличие, по крайней мере, двух миров. Игровой мир является основанием для нанесения в игре определенной группы ролей, имеет свои внутренние отношения и объединенных общим отношением к другим группам ролей, в других игровых миров.
Игровая разминка. Короткая по продолжительности игра (от нескольких минут до одного часа). Применяется в качестве подготовки к большим играм (для знакомства игроков с игровым миром, отработки наиболее сложных моментов будущей игры) или как самостоятельное игровое действо, например, в рамках длительного игрового курса. На разминку часто обходятся минимумом реквизита и костюмов, и времени на детальное отыгрыш поведения персонажа не хватает, поэтому вхождение в роль происходит неполное, "разминочный".
Ключевые события игры. Ситуации, ради разыгрывания которых проводится игра, кульминация всех игровых событий. В качестве ключевого события игры выделяется нечто, что, по замыслу игры, обязательно должно произойти. Если организаторы игры имеют замысел, связанный с проведением расследования, то в качестве ключевого события можно взять судебное разбирательство. Мастера имеют, как правило, "аварийные варианты" влияния на игру, если ключевое событие под угрозой. Описание предполагаемого хода игры включает основные события игры и различные линии перехода от одного события к другому для различных групп игроков.
Мастер. Организатор игры, ответственный за ее проведение. Чаще всего для проведения игры нужно организовать работу группы людей - мастерской группы. Мастера обычно находятся вне игры, должны быть четко обусловлены знаки отличия от игроков. В функции мастера на игре входит отслеживание выполнения правил, а также решения конфликтных и неоднозначных ситуаций, поэтому слово мастера на игре - закон.
Искусный персонаж. Игрок, выполняющий на игре определенные действия по четким инструкциям мастеров. Строго говоря, он не участвует в игре, а служит ее запуска или оформлению. Остальные игроки могут не знать о том, кто просто играет, а кто искусным персонажем. Иногда мастера сами на короткое время выходят в игру в роли, чтобы сделать какое-то влияние. Их в таком случае также принято называть искусными персонажами.
Вмешательство мастера. Некорректное вмешательство мастеров в ход игры. Действие мастеров признается качественным вмешательством, если он не обоснован "логикой" игрового мира или правилами игры. Например, если мастер без всяких на то оснований объявляет игрока "умершим" в игре. Вмешательство мастера допустимо только при невыполнении игроками правил игры.
Материал и содержание игры. Материал игры определяет антураж, оформление игры: в каких костюмах будут игроки, которую игровую оружие и предметы будут использованы в игре и т.п. Материал игры фиксируется в оргпроект. Содержание игры определяет типы игровых ситуаций. Содержание фиксируется в оргпроект игры в виде набора ключевых для данной игры событий.
Организационный проект (оргпроект) игры. Совокупность всех документов и материалов, необходимых для проведения игры. Оргпроект включает: описание игры, сюжет игры, правила игры, описание полигона, полный пакет вступительных, описание предполагаемого хода игры и ключевых ситуаций игры.
Позиция. Функция роли в игре. Позиция предусматривает выполнение игроком таких действий, которые требуют некоторых практических умений, связанных с определенной профессиональной культурой. Вообще, принятие роли не означает, что игрок "вытянет", связанную с ролью позицию. В этом, собственно, и состоит "испытание игры". В игре достаточно распространены ситуации, когда фактически главой игровой государства является игрок в роли королевского шута.
Полигон. Место проведения игры. Подготовка полигона заключается в задании четких границ игрового пространства, а также в приведении в соответствие реальных мест и помещений с виртуальными. Все игроки перед игрой должны четко представлять пределы полигона и знать "игровую местность" (где что находится "по игре") в соответствии со своей роли. Часто в зависимости от полигона игры делятся на "салонные" (игра в помещении) и "выездные" (игра на местности).
Правила игры. Образно говоря, это "законы", на основе которых решаются игровые конфликты. Правила регламентируют условия - все возможные в данной игре способы влияния игроков друг на друга. Правила обязательны для выполнения всеми игроками, это единственное обязательное требование в игре.
Роль. Совокупность правил и ограничений поведения, добровольно принимает на себя игрок. Ограничения роли касаются в основном игрового поведения. Но роль не накладывает никаких ограничений на выбор цели в игре и на действие.
Ситуация. Конфликт в игре, не имеет очевидных для участников конфликта путей решения. Сложность в коллективных действиях или отношениях между людьми, которая не имеет однозначных путей преодоления. Ситуации есть, собственно, то главное, ради которого делается игра. В игровой программе, как правило, закладывается рост сложности игровых ситуаций от игры к игре. В идеале каждый игрок должен столкнуться в игре с новой, незнакомой для себя ситуации. Игровые ситуации, возможны и реализованы способы их разрешения является основным материалом. После игровое обсуждение. В оргпроекте игры должны быть зафиксированы предполагаемые ситуации и их участники.
Сюжет игры. Виртуальная предыстория игры. Сюжет, во-первых, определяет, продолжением чего данная игра, было в игровом мире, до начала игры. Во-вторых, сюжет определяет основные черты игровых миров в данной игре. В-третьих, сюжет определяет примерный состав ролей, необходимых в данной игре. Сюжет игры, в большинстве случаев известен всем игрокам, но возможен вариант, когда разные группы игроков имеют разные представления о сюжете.
Деловая игра - одна из форм имитации конкретных ситуаций, предусматривает организацию соревнования между командами и распределение ролей между участниками.
Цели:
• отработка функциональных и личностных навыков;
•принятие решений;
• построение команд.
Преимущества:
• наглядность средств и результатов обучения (особенно при изучении современных технологий);
• формирование навыков коммуникации;
• отработка практических навыков, принятия решений;
• стимулирование творческого мышления;
• объективная оценка и обратная связь; обучение в действии;
• демонстрация взаимосвязей между различными функциями и процессами организации;
• развитие личностных навыков.
Ограничения:
• требует интенсивных усилий по подготовке сценария и проведению. Риск отклонения от целей обучения.
Ролевая игра - метод обучения, при котором учащиеся играют определенные роли в неформальной, но реалистической манере. Может носить структурированный или спонтанный характер.
Цели:
• выработка стратегии действия в конкретных и стрессовых ситуациях;
• развитие целевых поведенческих установок;
• развитие навыков межличностного общения;
• развитие коммуникативных навыков;
• иллюстрация эмоционального аспекта деятельности.
Преимущества:
• эффективность в отработке профессиональных действий, освещение сложных конфликтных ситуаций;
• закрепление усвоения теоретических концепций;
• проясняет особенности поведения;
• развивает навыки оперативного решения проблем;
• обучение в действии;
• драматический, игровой эффект способствует лучшему усвоению учебного материала;
• Эффективный способ изменения установок и взглядов.
Ограничения:
• необходимость качественной подготовки "актеров";
• необходимость тщательного планирования сценария и постановки игры;
• риск постановки искусственной ситуации;
• значительные затраты времени на подготовку и проведение;
• необходимость учета особенностей характера актеров.
Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включая еще два требования:
1. В ролевой игре обязательно предусматривается наличие организатора игры (общепринятый термин "мастер").
2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" - комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.
Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп "актерам", как они сыграют, то и получится.
Отмечу, что лучшие замыслы педагогов погибают на играх, не реализовавшись, если в ролевую структуру игры не удалось включить игроков.
1.4.9. Кейс - метод
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Образовательную технологию ситуационного обучения, распространенную на Западе под названием «кейс-метод», считают началом преодоления кризиса в современном образовании.
Под «кейсом» понимается письменное описание моделей реальной конкретной ситуации и дидактический пакет задач, необходим ученикам в процессе решения смоделированной профессиональной проблемы.
Участники тренинга по этому методу должны изучить определенный случай для того, чтобы определить возможные решения, выбрать и реализовать лучшие из них. Кейсовая технология (метод) - это обучение действием. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализа различных видов информации, ее обобщение, навыкам формулировка проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Использование ситуативного методики позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Суть кейс - метода заключается в том, что усвоение знаний и формирование умений результат активной самостоятельной деятельности учащихся по решению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Сущность кейс-метода могут иллюстрировать шесть основных идей:
Во-первых, цель обучения отличается от классической схемы (научить, дать единственно правильные, раз и навсегда определенные знания, умения и навыки).
Учебный процесс по этой технологии ориентирован на осознание учащимися не единственный, а многих истин: ученики вместе с педагогом рассматривают учебную проблему, которая имеет несколько вариантов решения.
Во-вторых, в отличие от традиционных образовательных технологий, кейс-методу присущий демократический характер процесса получения знаний. Учащийся является равноправным участником обсуждения проблемы, а педагог - не "истиной в последней инстанции», а организатором, собеседником. Главным в обучении является не овладение готовыми знаниями, а их получения в процессе сотворчества ученика и педагога.
В-третьих, в процессе применения кейс-метода учащийся имеет возможность не только получать информацию о современных производственных технологиях, приемах и средствах, но и возможность их применять, овладеть навыками работы конкретной технологии.
В-четвертых, технология применения кейс-метода является достаточно четкой и простой: по определенным правилам и при определенных условиях моделируется конкретная ситуация с реальной профессиональной практики и разрабатывается комплекс знаний, умений и навыков для практического ее решения. Модель конкретной ситуации оформляется в виде комплекта дидактического обеспечения объемом 10-50 страниц (в зависимости от сложности ситуации). Учащиеся изучают этот комплект, привлекая к нему учебный материал из разных источников информации (обзорные лекции, статьи, Интернет - информацию и т.п.). Затем содержание «кейса» подробно обсуждается на диспутах или практических занятиях, на которых педагог играет роль руководителя процесса сотворчества: формулирует наводящие вопросы, фиксирует ответы, поддерживает ход дискуссии.
В-пятых, преимуществом кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических умений и навыков, но и развитие новой системы ценностей учащихся, их профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировосприятия.
В-шестых, кейс-метод дает учащимся возможность получать удовольствие от самостоятельного и активного процесса познания нового, ведь преодолевается такой дефект традиционного обучения, как сухой, неэмоционален изложение педагогом учебного материала. Творческая конкуренция, увлеченность, положительные эмоции, закономерно возникают у учащихся при обсуждении содержания кейса, настраивают их на положительное отношение к учебе.
Отличительными чертами кейс - метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единственная цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирования системы группового оценивания принятых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для педагога, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми ученикам нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы группы под руководством педагога. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны позволить поставленную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, мастер производственного обучения только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, представляется весьма важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у учащихся вырабатывается стойкий навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает учащимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса принадлежит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Проблема, содержащаяся в кейсе, не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями, выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы учащихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Алгоритм деятельности учащихся по кейс-методу:
- проработки текстовой информации (пометка ошибок на полях, подчеркивания главного, внесение вставок-дополнений и т.п.);
- анализ содержания кейса (анализ состояния отрасли, анализ тенденций и перспектив отрасли, анализ «узких мест» - проблем отрасли);
- проведение «мозгового штурма» по выдвижению альтернативных решений; рассмотрение и оценка предложенных вариантов решения проблемы (анализ «древа» решений);
- проведение поисковой и исследовательской деятельности по стратегии планирования и организации действий для решения проблемы;
- расчет результатов реализации выбранного варианта решения, выдвижение предложений по контролю над процессом реализации выбранного решения;
- подготовка отчета и презентация результатов анализа по выбранным вариантам решения проблемы.
Организационные формы работы учащихся:
- на первом этапе ученической деятельности по алгоритму используется индивидуальная форма работы;
- со второго по пятый - групповая;
- на шестом этапе используются как индивидуальная, так и групповая формы.
Результативное внедрение этого достаточно прогрессивного метода обучения возможно при условии, что результаты обучения будут для учащихся важное и мотивированное значение: стремление утвердиться в профессии, доказать свое право и свою способность на дальнейшее творчество, новаторство, возможность претендовать на лучшие условия труда и ее оплаты в будущей профессиональной деятельности.
Позволю себе сделать следующий вывод: практически любой педагог, который захочет внедрять кейс - метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения инновационных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрение кейс - метод, их подготовки и проведения.
Заключение
Инновационная педагогическая деятельность мастера производственного обучения будет продуктивной только тогда, когда он полностью откажется от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности, действующих нормативов, создаст новые цели и принципы своей деятельности. Инновационный потенциал общеобразовательного учебного заведения зависит от количества педагогов, с ярко выраженным новаторским духом всегда первыми охотно воспринимают новое как положительное. Они умеют решать нестандартные задачи, часто сами создают и разрабатывают педагогические образовательные инновации.
Сегодня мы хорошо осознаем, что истинно талантливых людей нужно поддерживать. Сама атмосфера колледжа, дух исканий, методическая раскованность, тактичная помощь — всё это должно способствовать реализации педагогической талантливости. Необходимо, чтобы искра талантливости обнаружилась в каждом педагоге, чтобы система жизни всячески способствовала раскрытию педагогических способностей и дарований.
Инноватор не должен замыкаться в себе, для успеха ему необходимо продуктивно работать с коллегами, при возможности устраивая «мозговой штурм» и перекрестное «опыление» идеями. По мнению ученых-исследователей, 80% трудностей в продвижении инновации связано с недостаточным взаимодействием между участниками инновационного процесса. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Направленность в прошлое или в будущее зависят от конкретных людей, от идей, которыми они руководствуются. Эти идеи и люди могут вдохнуть вторую жизнь и в деятельность методических объединений. Руководство учебных заведений должно продвигать эти идеи и тех людей, которые их выдвигают.
Игровые образовательные технологии и кейс - метод, подробно описанные в работе, внедрены в учебно-воспитательный процесс Алчевского строительного колледжа Донбасского Государственного технического университета. Подготовленная мною работа является воплощением моего желания помочь молодым мастерам производственного обучения в освоении инновационных образовательных технологий в области профессионального образования.
Список литературы:
1.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.
2.Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.:Альянс «Дельта». – 2003.
4.Загвязинский В.И. Теория обучения. М., 2001
5.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. – 2010
6.Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.
7.Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
8.Комплексный подход к применению педагогических технологий: [учебно-практическое пособие] / Михайлова Н.Н., Семенова О.А. – М.: Институт развития профессионального образования, 2001. – 132 с.
9.Левина М.М. Технология профессионально-педагогического образования. М., 2001.
10.Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания // Социс, 2002, № 2.
11.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
12.Никулина А.С. Активные формы и методы обучения и их применение в учебном процессе: метод. пособие / А.С. Никулина, Р.М. Шацкая. – Донецк: ДИПО ИПР, 2005. – 90 с
13.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / Е.С. Полат. – [3 издание]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
14.Селевко Г.К. Игровые технологии / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2006. – №4. – С. 23–29.