12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зайцева Елена Александровна17

Использование современных инновационных образовательных технологий при подготовке к ЕГЭ по химии.


Современный этап общественного развития характеризуется стремительными инновационными преобразованиями во всех сферах общества. Инновации все больше приобретают роль индикатора развития школы и образования в целом. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности, жизнестойкости общества становится способность его обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой преобразовательной деятельности, адекватной оценки продуктов творчества. «Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают… Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять приставку «само»». (А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн»). Самоидентификация, самореализация, самоактуализация, самоопрос, самоконтроль. Поэтому только совместными усилиями учитель-ученик можно добиться положительного результата.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые образовательные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, главная задача школы-воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Необходимо помочь учащимся в короткое время усвоить огромный объем информации и не создать перегрузок, так как от перегрузки сведениями организм спасается привычным способом-лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. В результате современные школьники плохо запоминают, слабо читают, быстро утомляются. Для осуществления поставленной цели надо решить следующие задачи:

1.Научить приемам самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

2.Выбрать наиболее успешные результативные формы подготовки.

3.Использовать современные инновационные технологии.

Пути решения поставленных задач мы видим в применении следующих технологий:

1.Развитие критического мышления.

2.Индивидуализация и дифференциация обучения.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Формирование критического мышления проходит три фазы:

1.Вызов. Ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

2.Реализация смысла. Главными задачами этого этапа являются: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

3.Рефлексия. Направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Остановимся более подробно на тех приемах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые мы применяем на уроках химии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.


1.Учимся воспринимать информацию.

Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов: «Знаю- хочу узнать – узнал», «Зигзаг», «Корзина идей, понятий, имен…». Данные приемы помогают преодолеть трудности восприятия информации и формирования целей.

Рассмотрим прием «Корзина идей, понятий, имен…».

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.


2. Учимся работать с текстом.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Фишбоун». Чтение с остановками – чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

Прием «чтение с пометками»:

Учитель предлагает проработать текст параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом

соответствующие пометки на полях текста.


Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.

Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Такой подход я реализую через различные формы и методы работы на уроках химии: разно уровневые задания по типу мышления, тематические визитные карточки, игры-головоломки ,тренинг-олимпиады, маршрутные листы, предметные тренажеры и другие вариативные задания.

Необходимо отметить, что психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются компетенции:

уровень обученности и обучаемости;

уровень общих умственных способностей;

скорость усвоения;

индивидуальный стиль умственной деятельности;

психофизические особенности учащихся

К сожалению, индивидуализация идёт пока в основном от педагога. Преподаватель сам отмеряет степень сложности задания для учащегося. На первый взгляд, вроде бы всё в порядке. Учитель учёл уровень способностей и знаний учащихся и в соответствии с этим даёт им задание. Однако при таком индивидуальном подходе, дифференцируя задания на “сильных” и “слабых” учащихся, мы тем самым ориентируем их на то, что один из них, действительно слабый и более сложное задание ему не под силу, а другой - сильный, значит, и задание дается потруднее. Получается, что педагог определил каждому “место под солнцем”, его положение в классе, и возможность сменить это место, изменить свой статус, перебраться на более высокую ступень целиком зависит от учителя.

Каким же образом можно снять существующие противоречия, каким образом ликвидировать вышеописанные тенденции, каким образом осуществлять дифференциацию на более продуктивном уровне?

Во многих случаях задания, с учётом степеней трудности, должны подбираться учителем, но выбираться учащимися индивидуально, самостоятельно, по своим силам. В данном случае дифференциация будет осуществляться не от учителя, а от ученика. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний учащихся.

Хочу предложить вам одну структурную часть, которая наиболее ярко показывает своеобразие дифференцирования заданий на примере актуализации знаний. Эту часть можно назвать самоопросом или самоконтролем. Для осуществления дифференцированного подхода возможны компьютерный или стендовый варианты, где расположены ряды заданий. Первый ряд заданий - обычно это определение какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание. Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождения соотношения между какими-либо явлениями. Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера. Нетрудно заметить, что задания I и II рядов рассчитаны в основном на работу памяти, задания III и IV рядов - работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие. Ответ учащихся за каждое задание оценивается баллами. Учащиеся имеют право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое они хотят ответить. Обычно все хотят ответить на 5 баллов. Значит, нужно набрать заданий тоже на 5 баллов. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации. Правильность ответов учащиеся сверяют на слайде или стенде самоконтроля. В это время учитель может осуществлять другие формы актуализации знаний.

Что же дает такой подход, и каков ожидаемый результат?

Во-первых, ликвидируются противоречия в определении содержания учебного задания - несоответствие содержания, характера, степени трудности и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.

Во-вторых, ослабляется второе существенное противоречие -противоречие организационных форм учебной деятельности - темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика.

В-третьих, в данном случае дифференцированный подход осуществляется не как приспособление обучения к индивидуальным особенностям учащегося, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения.

В-четвёртых, данных подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.

Считаю, что дифференциация является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д. Поэтому на своих уроках с успехом использую так называемые тренажеры по химии - модульные дидактические материалы: разноуровневые тесты, опорные схемы-конспекты, алгоритмы практических заданий маршруты групп и индивидуальные образовательные траектории.

Тренажеры позволяют:

1.Систематически изучать предмет.

2.Подготовиться к экзаменам любой формы.

3.Одновременно получать и применять информацию.

4.Организовать уроки разного типа.

5.Самостоятельно заниматься предметом.

Из методик внутрипредметной дифференциации на уроках химии я применяю различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

указание типа задачи, закона, правила;

подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли;

предупреждение о возможных ошибках;

разделение сложного задания на составляющие.

Подготовка к ЕГЭ должна быть направлена в первую очередь на формирование умения работать с различными видами тестовых заданий, рационально планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания.

Задания всех частей экзаменационной работы предназначены для оценки учебных достижений с учетом требований к общеобразовательной подготовке на профильном уровне изучения химии. Однако классы, в которых изучение химии ведется на профильном или углубленном уровне, существуют не во всех школах. Считаю, что, изучая химию на базовом уровне, ученики не в состоянии должным образом подготовиться к ЕГЭ, сдавать который им, возможно, придется. Помочь учащимся в этой ситуации следует за счет выделения в учебном процессе времени для повторения, систематизации и обобщения основных теоретических вопросов курса химии, что вполне реально осуществить с помощью элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по химии».

Выбор тем, изучаемых в рамках данного элективного курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций» - связан с ведущими разделами школьного курса химии, представленными в контрольно-измерительных материалах для проведения ЕГЭ. При изучении элективного курса рекомендую обратить внимание на те элементы содержания, усвоение которых, как показали результаты ЕГЭ, традиционно вызывает затруднение учащихся. К их числу относятся понятия: «скорость химических реакций», «химическое равновесие», «электролиз», «общие научные принципы производства».

Программой предусмотрено повторение, систематизация и обобщение учебного материала. Для проверки усвоения материала предлагаются различные по форме и сложности тестовые задания.

Задания ориентированы на проверку сформированности следующих умений:

Характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева; состав, свойства и применение веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние равновесия;

Объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций;

Составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций различных типов;

Называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы химических реакций и др.;

Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.

Специфика данного элективного курса предусматривает помимо лекционных и практических форм проведения занятий обязательную самостоятельную работу учащихся, способствующую более глубокому и осмысленному усвоению материала.

С целью проведения промежуточного и итогового контроля знаний по каждой изученной теме в курс включены тестовые работы.

Использование современных образовательных технологий при подготовке к ЕГЭ продиктовано реальной необходимостью. Не смотря на то, что ЕГЭ позволяет:

1.Получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы.

2.Выявить овладение учащимися содержанием, отраженным в обязательном минимуме и требованиях стандарта.

3.Определить направления совершенствования учебного процесса, это новая форма, о которой и учителя-то имеют очень приблизительную информацию.

Возможно чрезмерная увлеченность тестами, а также экзамен в виде теста-это, на мой взгляд, не способствует признанию ученика активным участником процесса обучения, это скорей крайняя форма попытки перехода от активного обучения к пассивному. Это приводит к псевдообученности, когда ученик знает термин, но не может его объяснить, ученику просто подсказывают ответы, он не думает над формулировкой, его задача – выбрать правильный ответ. Но, на эту тему, можно еще подискутировать.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.