Реализация комплексно-целевой программы «Будь здоров без докторов!»
Реализация комплексно-целевой программы
"Будь здоров без докторов!"
"Чтоб сделать ребенка умным и
рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым,
пусть он работает, бегает,
кричит, пусть он находится
в постоянном движении"
Жан Жак Руссо.
Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься быстро на велосипеде, мастерски плавать, играть с ребятами во дворе. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения.
Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные всем условия, знакомые нам с детства: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" Но для того, чтобы эти простые условия работали на наше здоровье, надо вести здоровый образ жизни. И, чтобы малыш был здоров, нам необходимо привить ему привычку к здоровому образу жизни. А сделать это сможем только мы, взрослые: родители, педагоги, медицинские работники.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, внедряя в образовательный процесс современные оздоровительные технологии и нетрадиционные методы профилактики и оздоровления, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
Рассказывать о здоровом образе жизни и просто и сложно. Просто, потому, что все его составляющие очень просты и всем известны: рациональный режим, систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье. А сложно, потому что рецептов здоровья очень много и опять же они очень просты.
Учитывая социальный запрос родителей на физическое развитие и оздоровление детей, в нашем ДОУ была разработана программа «Будь здоров без докторов!».
Грамотная профилактика и оздоровительная работа в детском саду помогут создать оптимальные условия для психофизического развития, снизить влияние негативных факторов и вирусную нагрузку (ОРВИ энтеровирусы, норовирусы и др.), частоту ЛОР - патологий, рецидивы хронической аллергии, риск заболеваемости гриппом и COVID-19.
Ухудшение здоровья детей - глобальная проблема. Причины кроются в плохой экологии, некачественном питании, падении уровня жизни, социальном окружении.
На здоровье наших детей существенное влияние оказывают климатические условия: слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, большую часть года низкие температуры.
У детей страдает эмоциональная сфера. Нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода.
Страшный дефицит нашего времени - дефицит доброты! К сожалеиию, в наш прогрессивный век у взрослых всё меньше и меньше времени остаётся на общение с детьми, а ребёнок оказывается незащищённым от многообразия переживаний, окружающих его в современном мире, вследствие чего формируется неправильное отношение к поступкам и действиям людей, что в свою очередь приводит к негативным последствиям в виде агрессии, непонимания другого человека, незнания того, как лучше и правильно реагировать на боль другого человека.
Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста способствует укреплению иммунитета. К сожалению, иммунитет дошкольников не настолько крепок и устойчив, Совместные действия персонала дошкольного учреждения и родителей сделают малыша более устойчивым разным вирусам и микробам.
Эмоциональное настроение ребёнка находится в прямой зависимости от его физического развития. Если ребёнок физически здоров и мы этому уделяем должное внимание - соответственно мы решаем задачу по психоэмоциональному развитию.
В основе мероприятий комплексно-целевой программы «Будь здоров без докторов!» лежит взаимосвязь современных здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика по методу А.Стрельниковой, Б. С. Толкачёва.
Психогимнастика по методике М. А. Чистяковой.
Зрительная гимнастика - по методу В. Ф. Базарного
Пальчиковая гимнастика
"Ритмическая мозаика" А. И. Буренина
"Логоритмические занятия в детском саду" М. Ю. Картушина
"Игровой массаж" А.Уманской и К.Динейки.
"Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг" Е.В. Сулим (детский фитнес)
"Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми" Л. А. Ивчатова
Программа "Гимнастика мозга" П. Деннисон, Г. Деннисон (кинезиология)
Сказкотерапия Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Музыкотерапия
Цветотерапия
Здоровьесберегающие технологии имеют определённое место в режиме дня, недели, месяца.
Цель комплексно-целевой программы "Будь здоров без докторов!": сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, путем объединения усилий всех участников здоровьесберегающего процесса (дети, родители, педагоги, специалисты)
Задачи:
Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей в условиях различных инфекций среди детского населения.
Создавать дополнительные условия к здоровьесберегающей среде; создавать благоприятные условия для психофизического развития всех детей с учётом состояния здоровья, развития и функциональных возможностей.
Обеспечивать взаимосвязь современных здоровьесберегающих технологий.
Формировать привычку к здоровому образу жизни, физической активности, правильному питанию, режиму дня.
Для реализации цели и задач нашей программы в период май - сентябрь наряду с традиционными условиями были созданы следующие дополнительные условия как в спортивном зале ДОУ, а также на спортивной площадке , так и в группах:
уголки уединения ("Мой маленький домик") для сохранения эмоционального здоровья воспитанников;
"Рефлексивные экраны": в средней группе – "Солнышко и тучка", в старшей группе – "Радужный дождь", "Человечки", в подготовительной группе – "Светофор", "Чудесное дерево" для развития у воспитанников навыков самоконтроля и самооценки;
уголок по ОБЖ "Спасайкин" (книжки – малышки "Азбука безопасности", макет "Наша улица", картотека правил безопасного поведения, дидактические игры, наглядные пособия...) для формирования представлений о том, как нужно вести себя в самых сложных ситуациях: при пожаре, наводнении, при встрече с незнакомыми людьми и даже о правилах поведения заложников; для формирования осознанного отношении к своему здоровью; умений и навыков оберегать свою жизнь,
центр сенсомоторного развития "Мир под рукой" для развития мелкой моторики, речевого дыхания, формирование сенсорных эталонов. (дидактические игры "Шнуровки", "Пазлы", "Выложи узор" (из цветных камешков), "Собери разноцветные бусы", "Волшебные пуговицы", трафареты, бросовый и природный материал (крупы, камушки, песок и т.д.)
центр "Здоровячок" включает как традиционые пособия, оборудование по комплексному закаливанию, двигательной активности, так и нетрадиционное:
- дыхательные тренажёры: султанчики, ленточки; гантели (гантели конфетки), флажки, орешки на палочках,
- верёвочки для гимнастики (косички), палочки-выручалочки;
- скакалки из крышек
- обручи (контейнеры от игрушек)
- для развития мелкой моторики: моталочки, забавный паучок,
- массажные коврики и дорожки («Гусеница», «Конфетка»);
- подушки-топотушки
- кольцебросы
- лыжи-скороходы
- волшебные пенёчки, спортивные катушки
- эспандеры
- воротца (для подлезания, перешагивания)
- снаряды для метания: бомбочки, мешочки с песком, мягкие мячики (снежки)
- массажные перчатки
- тренажер "Солнышко" (ползание, перешагивание, прыжки, прокатывание мяча.)
- карусель
- "боулинг" и т.д.
- душистые мешочки Саше – маленькие по размеру тканевые подушечки, или мешочки, наполненные цветочными лепестками, пряностями, травами с душистым запахом.
Дополнительное нетрадиционное оборудование, которое я перечислила, было создано с участием наших родителей - активных участников образовательных отношений.
В нашем ДОУ используются разнообразные формы физической активности: различные виды утренней гимнастики, занятий досугов представлены в циклограмме двигательной активности по каждой возрастной группе. Я остановлюсь на формах и методах двигательной активности старшего дошкольного возраста.
Прежде всего это различные виды утренней гимнастики. На наш взгляд наиболее интересные - это;
- ритмическая гимнастика
- утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров: детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства ("Велосипед", "Гребля", "Беговая дорожка", "Батут" и др.)
- игровой стретчинг (упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме).
- степ-aэробикa
Виды утренней гимнастики меняются помесячно.
Физкультурные занятия мы проводим 3 раза в неделю, одно из них - на улице. Мы используем различные виды физкультурных занятий.
Очень нравятся детям:
- занятия, интегрированные с другими видами деятельности (физкультура + математика "Путешествие в Африку", физкультура +экология "На экологической тропинке здоровья" и т.д.;
- занятия с использованием мини-тренажеров;
- занятия с элементами спортивного ориентирования
- занятия-походы
- занятие по карточкам
В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана циклограмма по содержанию прогулки по каждой возрастной группе. Данная циклограмма представлена вашему вниманию. Жирным шрифтом выделены обязательные виды деятельности, они планируются ежедневно; постым шрифтом - виды деятельности, которые чередуются в течении недели.
Циклограмма прогулки
Содержание | Ранний возраст (1-3 года) | Младший возраст (3-4 года) | Средний возраст (4-5 лет) | Старший возраст (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) |
Наблюдение | 7 минут | 7 минут | 10 минут | 15 минут | 15 минут |
Двигательная активность: хороводные игры | 3 минуты | 3 минуты | | | |
Подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения (утренняя прогулка) | 7 минут | 7-10 минут | 10-15 минут | 20-25 минут | 20-25 минут |
Трудовая деятельность (трудовые поручения, коллективный труд) | 3 минуты | 7-10 минут | 7-15 минут | 10-15 минут | 10-15 минут |
Индивидуальная работа по физо | 7 минут | 7-15 минут | 10-15 минут | 10-15 минут | 10-15 минут |
Творческие игры | 7-10 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 20-25 минут | 20-25 минут |
Игры с песком и водой, со снегом | 7-15 минут | 7-15 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 15-20 минут |
Дидактические игры и упражнения | 3-4 минуты | 3-4 минуты | 5-6 минут | 5-6 минут | 5-6 минут |
Подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения (вечерняя прогулка) | 7-10 минут | 10-15 минут | 10-15 минут | 12-15 минут | 12-15 минут |
На сегодня мы увеличиваем количество физкультурных досугов в форме подвижных игр, соревнований, конкурсов.
Физкультурные досуги проводим еженедельно в пятницу.
Спортивные развлечения - 1 раз в месяц.
Спортивные праздники - 2 раза в год.
День Здоровья - 1 раз в квартал.
Для качественной реализации образовательной программы в ДОУ организовано дополнительное образование по вопросам физического развития детей. Это спортивные секции:
- "Акробатика"
- "Музыкально-игровая мозаика" (ритмопластика)
- "Детский фитнес"
-"Спортивная карусель"(различные формы и элементы двигательной активности, включая спортивные игры и упражнения)
В нашей группе есть родители, которые профессионально занимаются спортом. Они привлекались к проведению спортивных секций "Школа мяча", "Сдаём ГТО", к проведению флешмоба. Участие родителей в организации и проведении спортивных мероприятий повышает интерес детей к занятиям, восптывает уважение к родителям, поднимает самооценку.
Спортивные секции проводятся 2 раза в неделю.
Для обеспечения системы данных форм физической активности, приобщения к здоровому образу жизни, решения задач по познавательному развитию нами разработана комплексная циклограмма "Приобщение детей к здоровому образу жизни", Циклограмма представлена вашему вниманию ниже.
Согласно данной циклограмме в режиме дня проводятся занятия по валеологии по следующим направлениям:
- о здоровом питании (темы занятий: "Витамины укрепляют организм","Когда овощи могут помочь, а когда могут и навредить вашему здоровью", "Лекарственные растения" и другие.) ;
- укрепление здоровья ("Репортаж со спортивных соревнований", "Готовимся к олимпиаде", "Вирусы – прочь", "Наша традиция – быть здоровыми!", "Дорога к доброму здоровью", "Неболейка" и т.д.)
В совместной образовательной деятельности мы организуем с детьми:
- сюжетно-ролевые игры, такие как "Журналисты" (на медицинскую тематику), "Корреспондент", "Телеведущая" ("Доктор Мясников")
- дидактические игры ("Где живут витамины", "Вредная и здоровая пища", )
В режиме дня (утром и вечеом) проводим познавательные беседы.
Благодаря комплексно-целевой программе "Будь здоров без докторов!" задачи физического воспитания и развития дошкольников решаются комплексно, интегрируются и реализуются во всех образовательных областях: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
В календарном плане воспитательной работы предусмотрены спортивные развлечения,праздники для детей разного возраста с участием наших партнёров, помощников - родителей, как активных участников образовательных отношений. Совет родителей ДОУ, родительские комитеты групп решают вопросы о награждении детей, создают призовой фонд для поощрения детей.
Мы надеемся. что вместе мы добьёмся ожидаемых результатов в педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты реализация комплексно-целевой программы
"Будь здоров без всяких докторов!"
1. Сохранение здоровья воспитанников по показателям здоровья в условиях различных инфекций.
2. Созданы дополнительные условия к здоровьесберегающей среде, благоприятные условия для психофизического развития всех детей с учётом состояния здоровья, развития и функциональных возможностей.
3. Обеспечена взаимосвязь современных здоровьесберегающих технологий.
4. У детей сформирована привычка к здоровому образу жизни, физической активности, правильному питанию, режиму дня.
Комплексная циклограмма "Приобщение детей к здоровому образу жизни"
№ | Содержание | 2 младшая, средняя группы | Старшая, подготовительная группы |
Психоэмоциональное развитие детей | |||
1 | Создание благоприятных психологических условий пребывания ребёнка в ДОУ, создание атмосферы психологического комфорта | В течении года | В течении года |
2 | Аромотерапия | в течение дня 2-3 раза в неделю | в течение дня 2-3 раза в неделю |
3 | Музыкотерапия: - музыкальные паузы - минуты тишины - вибрационно-вокальные упражнения - использование музыкального сопровождения для засыпания и пробуждения | ежедневно 5-10 минут 5-10 минут 5-10 минут 15-20 минут | ежедневно 5-10 минут 5-10 минут 5-10 минут 15-20 минут |
4 | Сказкотерапия | в течение дня 2 раза в неделю 15-20 минут | в течение дня 2 раза в неделю 25-40 минут |
5 | Цветотерапия - оформлении интерьера группы , цвета стен в спальных комнатах, подбор игрушек и игрового оборудования; - разноцветные физкультминутки - игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения ("Коврик настроения", "Зажги радугу", "Цветная водичка" и т.д.) | В течение года 5-10 минут 5-10 минут | В течение года 5-10 минут 5-10 минут |
6 | Изотерапия | 2 раза в неделю 10-20 минут | 2 раза в неделю 25-40 минут |
7 | Игротерапия | Ежедневно 5-15 минут | Ежедневно 20-25 минут |
8 | Песочная терапия | Ежедневно 15-20 минут | Ежедневно 25-40 минут |
9 | Антистрессовый и интеллектуальный массажи: - самомассаж ушных раковин для детей - точечный массаж - пальчиковая гимнастика - массаж рук - игры в «сухом бассейне»... | Ежедневно 2-3 раза в день от 2 до 5 минут | Ежедневно 2-3 раза в день от 2 до 5 минут |
10 | Использование игр и упражнений (на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний; коррекция поведения): - хороводные, проблемные и коммуникативные игры - игры на развитие эмоциональной сферы - игры-тренинги - игры на развитие ощущений - приёмы релаксации - минутки тишины - мимические этюды - психогимнастика | со средней группы ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут | ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут |
11 | Кружки, студии, секции | 2 раза в неделю 15-20 минут | 2 раза в неделю 25-40 минут |
Режим двигательной активности детей старшей группы
№ | Формы организации двигательной активности | Место в режиме дня | Время |
1 | Утренняя прогулка: - игры средней, малой подвижности - игры на развитие эмоциональной сферы | До утренней гимнастики | 30 минут |
2 | Утренняя гимнастика | До завтрака | 10 минут |
3 | Физминутка | В процессе занятий | 3 минуты/ 9 минут |
4 | Динамическая пауза | Между занятиями | 6 минут/ 18 минут |
5 | Дневная прогулка | После занятий | 90 минут/ 1 час 40 минут |
6 | Специальные игры и упражнения | 1 и 2 половина дня | два раза в день по 5/10 минут |
7 | Бодрящая гимнастика | После дневного сна | 10 минут |
8 | Вечерняя прогулка | После ужина | 90 минут/ 1 час 30 минут |
9 | Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | 25 минут/ минут- общее время. 14 минут – двигательная активность в зале; 17 минут – двигательная активность на улице |
10 | Психогигиенические мероприятия | Ежедневно | 5-10 минут |
11 | Активный отдых: - физкультурный досуг - физкультурный праздник - День здоровья | 1 раз в месяц 2 раза в год 1 раз в квартал | 40 минут 50 минут |
12 | Спортивные секции Общая продолжительность двигательной активности | 2 раза в неделю В течении дня, не включая активный отдых | 20 минут 40 минут 310 минут/ 5 часов 10 минут |