Урок на тему «Реализация метапредметного подхода во внеурочной деятельности, на примере зачет-игры по теме «Обмен веществ: полное погружение»
Утверждено на заседании ОД
от « » _декабря _ 2021 г.
Протокол № ___ от «____»декабря _ 2021 г.
Руководитель ОД
Ф.И.О. Абловацкая М.М._ ______
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Отдельная дисциплина
«Физика, химия, биология»
Методическая разработка
по теме
«Реализация метапредметного подхода во внеурочной деятельности (на примере зачет - игры по теме «Обмен веществ: полное погружение»)
Автор: Гордеева Елена Владимировна,
преподаватель биологии
Москва 2021 год
Содержание
Аннотация….………………………………………….………..….….……3
Введение…………………………………………………………………….4
Методическое обоснование темы ……………………..……..…………...5
Методические рекомендации по проведению занятия….….……………5
…Ресурсное обеспечение…………………………………………………….6
Заключение………………………………………………………………. 11
Список использованной литературы…………………………………….11
Приложение 1. Зачет - игра по теме «Обмен веществ: полное погружение»………………………………………………………….….12-13
Приложение 2. Презентация «Зачет - игра по теме «Обмен веществ: полное погружение»
Аннотация
Методическая разработка «Реализация метапредметного подхода во внеурочной деятельности (на примере зачет - игры по теме «Обмен веществ: полное погружение»)» содержит необходимый комплект материалов для проведения внеурочного практического занятия по биологии в 10 классе на тему «Обмен веществ».
Данное занятие продолжает процесс аккумуляции и расширения понятийной базы учащихся по учебному предмету за счет включения в нее новых терминологических элементов, в частности, таких, как: катаболизм, окисление, гликолиз и др.
В процессе занятия суворовцы в игровой форме осваивают новые биологические термины, учатся отличать биохимические процессы, знать условия и место протекания этих реакций и почему обмен веществ и энергии является основой жизни. Занятие также способствует использованию учениками приобретенных знаний для профилактики возникновения вредных привычек, что имеет крайне важное значение, поскольку является одним из способов реализации на уроке здоровьесберегающих технологий.
Комбинированный тип занятия способствует развитию познавательного интереса суворовцев за счет использования различных методов и приемов обучения, в том числе благодаря реализации принципа наглядности в процессе демонстрации презентации на тему «Обмен веществ». В ходе заполняются интересные таблицы, которые формируют умение выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, а также способствуют формированию у суворовцев логического мышления, способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Методическая разработка может быть использована преподавателями биологии суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, учителями биологии общеобразовательных школ.
Введение
Есть профессии, которые связаны с жизнями людей. Например, военные: в мирное время могут обучаться только в игровой ситуации. Хотя никак не хочется, чтобы это потом им пригодилось на практике. Технологии, с использованием игровых форм, могут помочь людям избежать ошибок в реальной ситуации. Современный преподаватель должен ставить цели перед обучающимися, а потом они должны дать видение своей работы для достижения поставленной цели. Ведь именно неопределенность, оставляющая выбор для игрока, создает ту атмосферу, которая порождает азарт. А раз возникает азарт, то будет желание в это погрузиться.
В ходе такой игры все участники будут задействованы на реализацию конечной цели: умение отличить биохимические процессы (катаболизм, окисление, гликолиз и др.), знать условия и место протекания этих реакций и почему обмен веществ и энергии является основой жизни.
Таким образом, в системе современных требований ФГОС, использование игровых технологий вполне целесообразно, так как предоставляется возможность свободного выбора, вида деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Игра способствует развитию познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. И в целом, создает возможность каждому обучающемуся осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение и самореализацию.
Возможные трудности при использовании игры – незнание всех понятий и терминов, которые в ней использованы. Поэтому для облегчения заданий и учитывая особенности подготовки обучающихся, можно оставить только те, с которыми они познакомились на уроках. Учитывая сложность данной темы, зачет в форме игры – самый оптимальный вариант для обобщения знаний. Дружеская атмосфера при общении друг с другом, возможность помочь, подсказать, сопереживать, умение высказывать свое мнение и демонстрировать знания – все это и многое другое будет способствовать реализации стандарта образования в части, касающейся не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения.
Аналогов данной игре не найдено.
Методическое обоснование темы
Тема изучается в разделе «Обмен веществ». Изучение ведется в соответствии с программой, ориентированной к линии УМК «Биология 10» Авторы: Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы – ООО "ИОЦ МНЕМОЗИНА"
В процессе занятия суворовцы осваивают новые термины, учатся отличать биохимические процессы, узнают условия и место протекания этих реакций и почему обмен веществ и энергии является основой жизни.
Благодаря изучению данной темы реализуются здоровьесберегающие технологии, а также обеспечиваются условия усвоения знаний с помощью методов поисковой активности и проектного моделирования.
Учебный процесс строится как переход от абстрактных знаний к мысленно конкретным знаниям о предмете исследования и жизненным сферах его применения.
Овладение суворовцами методами научного познания должно формировать обучение суворовцев как мотивированную, волевую, познавательную деятельность. В процессе обучающиеся активно проявляют свои интеллектуальные и творческие способности.
Методические рекомендации по проведению занятия
В данной методической разработке представлен вариант проведения внеурочного занятия в 10 классе. Коллективная деятельность на уроке сочетается с индивидуальной, наглядность обучения чередуется с заполнением таблиц, межпредметные связи (с литературой, историей, медициной, ОБЖ, основами военной подготовки), экспериментальные задания позволяют обеспечить высокую познавательную активность суворовцев. Преподаватель координирует деятельность суворовцев. В течение этого занятия между преподавателем и обучающимися происходит сотрудничество, диалоговое общение, которое помогает совместно добиться достижения общих целей. Данная форма позволяет создать благоприятный психологический климат.
Общее описание игры:
В данной работе предлагается провести зачет по теме «Обмен веществ и энергии» в 10 классе в игровой форме для команд игроков, выполняющих роль участников биохимических процессов.
Игра проходит в 5 этапов (см. подробное описание в Приложении 1)
Сначала каждый обучающийся выбирает себе роль (например, он - рибосома) и команду – «Биосинтез белка». Команд всего три согласно процессам – фотосинтез, дыхание и биосинтез белка.
Затем участники каждой команды должны выложить карточки – этапы реакций в клетке в правильной последовательности, например, команда «Биосинтез белка» должна представить следующий ответ:
Транскрипция -------трансляция----------матурация (созревание)
Далее нужно указать локализацию этих процессов в клетке: ядро-------рибосома-------аппарат Гольджи
На этом этапе КАЖДЫЙ участник составляет на себя досье в соответствии с рекомендациями (см. ниже). Например, «Я – рибосома, самый маленький органоид клетки. Я состою из молекул белка и рибосомальной РНК. Моё место жительства в клетке - цитоплазма, хлоропласты и митохондрии. А рождаюсь я в ядре и конкретное место моего рождения – ядрышко».
Подведение итогов игры.
Ресурсное обеспечение
Презентация (см. Приложение 2)
Три листа с надписями: «Биосинтез белка», «Фотосинтез», «Дыхание»
Карточки участников:
Биосинтез
Фермент ДНК хеликаза
Фермент РНК полимераза
Фермент Аминоацил-тРНК-синтетаза
ген ДНК
Фермент Протеаза
Фермент «Фактор инициации»
Аминокислота лизин (кодируется ААА)
ГТФ
тРНК с антикодоном УУУ
м-РНК
Фермент «Фактор терминации»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дыхание
глюкоза
пируват
НАДН
Кислород
Вода
Фермент Цитохром С Оксидаза
Фермент АТФ синтаза
АцетилКоэнзимА
АТФ
ГТФ
СО2
Доп набор: Цитохром Ц, лимонная кислота
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фотосинтез
НАДФН
Фотосистема I
Фотосистема II
Хлорофилл
АТФ-синтаза
АТФ
Кислород
Вода
Глюкоза
CO2
РУБИСКО
Дополнительный набор: Пластоцианин, рибулозо1,5 бисфосфат.
Фермент ДНК хеликаза |
Фермент РНК полимераза |
Фермент Аминоацил т-РНК синтетаза |
Ген ДНК |
Фермент Протеаза |
Белок «Фактор терминации» |
Белки «Факторы транскрипции» |
Рибулозо1,5 бисфосфат |
Лимонная кислота (Цитрат) |
Аминокислота лизин (кодируется ААА) |
ГТФ |
тРНК с антикодоном УУУ |
м-РНК |
Глюкоза |
Пируват |
НАДН |
Кислород |
Вода |
Фермент Цитохром Оксидаза |
Фермент АТФ синтаза |
АцетилКоэнзимА |
АТФ |
ГТФ |
СО2
|
Фотосистема I |
Фотосистема II |
Хлорофилл |
АТФ-синтаза |
АТФ |
Кислород |
Вода |
Глюкоза |
CO2
|
НАДФН |
Фермент РУБИСКО |
Цитохром С |
трансляция |
транскрипция |
матурация (созревание) |
инициация |
элонгация |
гликолиз |
цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса) |
электрон-транспортная цепь |
восстановление кислорода до воды |
синтез АТФ |
поглощение света |
расщепление воды с выделением кислорода |
транспорт электронов по цепи до НАДФН |
синтез АТФ |
цикл Кальвина и синтез глюкозы |
терминация |
Заключение:
Использование методики «Реализация метапредметного подхода во внеурочной деятельности (на примере зачет - игры по теме «Обмен веществ: полное погружение»)» позволяет создать условия развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развития их критического и творческого мышления, умения решить проблему.
Методическая разработка содержит полный комплект необходимых приложений, подробное описание хода занятия.
Список использованной литературы:
Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Основная школа. — М.: Просвещение, 2011.
Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.
Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
Мухамеджанов, И.Р. [Текст]: Тесты, зачёты, блиц-опросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
Приложение 1
Зачет - игра по теме «Обмен веществ: полное погружение»
Этапы игры
1 этап
Задача на 1 этап – определиться с командой (Биосинтез белка, фотосинтез или дыхание) и со своей «ролью» - участника биохимического процесса. Примечание! Несколько одинаковых участников в одной команде быть не может.
2 этап
Задача на 2 этап - расположить в правильном порядке карточки в соответствии с выбранными процессами
трансляция
транскрипция
матурация (созревание)
-------------------------------------------------------
гликолиз
цикл трикарбоновых кислот
Электрон-Транспортная цепь
Восстановление кислорода до воды
Синтез АТФ
-------------------------------------------------------
Поглощение света
Расщепление воды с выделением кислорода
Транспорт электронов по цепи до НАДФН
Синтез АТФ
Цикл Кальвина и синтез глюкозы
3 этап
Задача на третий этап – правильно указать локализацию процесса на схеме клетки (см. Презентацию)
*Карточки (в клетке выделены):
рибосома
цитоплазма
митохондрия
хлоропласт
ядро
АГ
ЭПР
*Окончание этапа – разложенные карточки участников согласно локализации в клетке (на листе с нужной локализацией)
*Проверка
4 этап
Задача на четвертый этап - составить досье на себя по плану:
Представьтесь
Класс молекул (белки жиры углеводы нуклеиновые кислоты или др.)
Где Вы обитаете обычно (адрес прописки, возможно без определенного места жительства)
5 этап
Подведение итогов игры.
11