«РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность темы определяется процессами, происходящими в современном обществе, в котором образование играет одну из важнейший ролей. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одной из целей образования определено развитие познавательного интереса учащихся.[9, с.10]. Ученик начальной школы должен обладать такими качествами как: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий наблюдать и сравнивать[9, с.12]. Развитие познавательного интереса ведет к тому, что учащиеся сами способны успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Развитие познавательного интереса начинается в начальной школе при изучении различных дисциплин, в том числе предмета «Окружающий мир».
Многие исследования посвящены изучению психологической природы познавательного интереса (Е.В. Карпова, Н.А. Погорелова, Т.В. Ситников и др.). Ряд ученых рассматривают познавательный интерес как мотив (О.Е. Лебедев, Н.Г. Морозова, Т.А. Шамова и др.), как важное средство обучения (Г.И. Щукина).
С конца 60-х годов и до настоящего времени ведутся интенсивные научные исследования по проблемам изучения окружающего мира, в том числе и совершенствованию методов обучения. Труды педагогов и методистов А.Н.Алексюк, Г.Н.Аквилева, Ю.К.Бабанский, Л.С.Занков, З.А.Клепинина, Г.Н.Ковалева, А.А.Плешаков, М.А.Рыков, М.Н.Скаткин и других составляют методический фонд начального образования по данному вопросу эффективно. Не смотря на достаточно глубокую изученность этой проблемы в литературе нет конкретных рекомендаций по организации систематических и целенаправленных занятий с использованием практических методов. Поэтому многие учителя отказываются от применения этих методов либо используют их лишь на некоторых уроках. Это и определило выбор темы:
Реализация опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира как одно из средств развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Современные тенденции развития образования, связанные с его реформированием, включают выдвижение на первый план задачи развития учащихся на основе их внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурными традициями. В настоящее время формирование у школьников естественнонаучной культуры как компонента единой культуры, становится в ряд важных проблем фундаментального образования, решение которой необходимо начинать уже в начальной школе. Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.
Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой[10, с.353]. В настоящее время опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.
В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения. Они делятся на:
– демонстрационные, выполненные учителем;
– лабораторные, выполняемые учащимися;
– иллюстративные опыты;
– эвристические;
– исследовательские.
Рассмотрим организацию опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1-ом классе. Зададимся вопросом: какие эксперименты и опыты можно проводить с первоклассниками? Самые разнообразные. Если по каким-либо причинам невозможно провести наглядный эксперимент, всегда можно провести его мысленно, используя доступную пониманию школьника модель исследуемого явления. Опыты предваряются и сопровождаются рассказом учителя, обсуждением, дискуссией по поводу наблюдаемых явлений.
Таким образом, к пониманию основополагающих законов природы школьник приходит в результате собственного размышления и сопоставления фактов, а не получает знания в готовом виде. К таким – живым, полученным на собственном опыте сведениям о мире – у детей возникает совершенно иное, эмоциональное отношение. В качестве примера рассмотрим практическую работу по теме «Различение звуков, цвета» (Таблица 1).
Таблица 1. Практическая работа «Различение звуков, цвета»
Тема урока | Тема, цель опыта | Материалы, оборудование, методика проведения |
«Различение звуков, цвета» | «Белый цвет»: Показать, как при смешении основных цветов получается белый цвет. | Материалы: круг из картона диаметром 20 см, карандаш, клей, ножницы, цветная бумага. Разделить круг на 12 равных секций. Вырезать из бумаги 12 секций основных цветов, приклеить их на круг в том порядке, в котором они чередуются в радуге. Проткнуть круг в середине карандашом и быстро закрутить. Появляется молочно-белый цвет. |
Далее рассмотрим демонстрационный опыт со стаканом воды и жиром на уроке «Как животные готовятся к зиме».
Формирование УУД: умение отбирать необходимые источники информации, определение круга своего незнания, группировка объектов, анализ, переработка информации.
1) На подготовительном этапе учитель подготавливает оборудование: 2 стакана с водой, жир, салфетки. Далее учащимся дается задание: найти ответ на вопрос «Все ли медведи зимой спят?»
2) Перед проведением опыта учитель с учащимися обозначили проблему: почему белые медведи не мерзнут зимой? Переходя к проведению опыта, дается инструкция:
Налить в стаканы теплой воды.
Измерить температуру воды в обоих стаканах.
Стенки одного стакана смазать жиром.
Накрыть оба стакана крышками и выставить в снег на 10 минут.
Измерить температуру воды в обоих стаканах.
Фиксация результатов в таблице.
Учащиеся приходят к выводу, что вода в стакане, смазанном жиром, медленнее остывает. Подкожный жир животных сохраняет тепло.
Рассмотрим далее другой опыт. Проходя по программе тему «Весенние изменения в неживой природе», непременно следует провести познавательный опыт со снегом. Планируется, что учащиеся смогут выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы.
1) На подготовительном этапе учитель готовит оборудование: стаканчики, ложки, салфетки, снег, почва, часы, фонарь. Далее дает учащимся задание: нарисовать как выглядит снег на улице
2)Перед проведением опыта, учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
Перед учащимися возникает проблема «Почему снег весь сразу не тает?»
В один стакан положить немного снега, а в другой небольшой комок снега. Какой снег быстрее растаял?
В первый стакан положить чистый снег, во втором – снег присыпать немного почвой и смешать, снег в обоих стаканах осветить фонарем (имитация солнечного света). В каком стакане быстрее растаял снег?
Вывод: рыхлый снег тает быстрее, а плотный – нет. Грязный снег тает быстрее.
Подобным образом организуется опытно-экспериментальная работа на уроках окружающего мира. Проведение опытов побуждает школьников не просто механически заучивать, а стараться понять изучаемый материал. Знания, полученные при проведении опытов, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь. Ведь для их получения используются методы сравнения, анализа, наглядности, формируется умение делать выводы.
Наблюдения и опыты составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения природы. У младших школьников преобладает наглядно - образное мышление, поэтому им легче запомнить конкретные предметы или явления, чем их описания или определения. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучить определенные предметы или явления природы. Поэтому необходимо построить систему таких занятий.
Библиографический список
Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работ с ними // Начальная школа, 2015. №2. С.91-93.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1-4 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 198 с.
Егоров Л.В. Методологические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся. – М.: Просвещение, 2004. – 17 с.
Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Академия, 2017. 288 с.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов// Начальная школа, 2014. - №6. – С. 48-50.
Пироженко Т.И. Зимние опыты и эксперименты// http://www.tavika.ru 2015г
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 10 с.
Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2007. — 352–358 с.
Полянская Оксана Николаевна