Характеристика принципа наглядности в развитии ребенка-дошкольника
Характеристика принципа наглядности в развитии ребенка-дошкольника
В настоящее время существует много приемов и методов развития связной речи. Но необходимо осуществлять поиск более новых, эффективных и научно обоснованных путей формирования связности речи у детей с ОНР.
Общепринято выделять три группы методов: наглядные, словесные и практические. Между ними нет резкой границы, потому что наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические, тоже взаимосвязаны и с наглядностью, и со словом [2].
Наглядность - широко известный и понятный принцип обучения, его используют с древних времен. Согласно данным исследований, сопровождение рассказа иллюстрацией повышает уровень его усвоения. На слух мы усваиваем 15 % информации, с помощью зрения 25%, а при их одновременном взаимодействии эффективность увеличивается до 65%. Принцип наглядности Я.А.Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении нужно использовать все органы чувств[3].
Чтобы научить, ребенку нужно предоставить возможность наблюдать, измерять, проводить опыты. Если нет возможности использовать реальные предметы, можно прибегнуть к помощи макетов, моделей, рисунков.
Существует несколько классификаций наглядности. Согласно традиционной, берущей начало в древних философских и педагогических системах наглядный метод подразделяется на иллюстрацию, демонстрацию и наблюдения учащихся.
Наглядность охватывает все каналы восприятия человека. Исходя из этого, выделяют слуховую (аудиозаписи голосов животных), зрительную (модели, макеты, иллюстрации) и кинестетическую (все, что можно пощупать и оценить в действии) наглядность.
Согласно абстрактности, Т.А. Ильина выделяет: естественную наглядность (предметы объективной реальности), экспериментальную наглядность (опыты), объемную наглядность (макеты), изобразительную наглядность (фотографии, рисунки), звуковую наглядность (магнитофон), символическую и графическую наглядность (карты, схемы), внутреннюю наглядность (образы, возникающие на речь педагога).
И.А.Зимняя и Б.А. Бенедиктова выделяют внешнюю и внутреннюю (представления памяти) наглядность.
У всех людей доминируют разные типы восприятия информации, это зависит от индивидуальных особенностей. Соответственно они предпочтут тот или иной тип наглядности[1].
Принцип наглядности имеет большое количество правил, выработанных практикой обучения:
- предмет, представленный на картинке или модели, запомнится легче и быстрее, чем в словесной, устной или письменной форме.
- понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными примерами, для раскрытия которых необходимо использовать разные виды наглядности.
-наглядные пособия можно применять не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знаний для создания проблемной ситуации.
- «золотое» правило говорит о том, что нужно представлять для восприятия чувствами все, что только можно.
- наглядность- средство связи с жизнью
-наглядные средства воспитывают у школьников интерес к учению, внимание, наблюдательность, культуру мышления.
-перед тем как внедрять какую- либо наглядность в обучение, нужно ознакомиться с методикой и владеть необходимыми техническими средствами.
- необходимо старательно готовить наглядность к применению.
-лучше всего то наглядное пособие, которое сделано вместе с ребенком.
-наглядность конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
-но, в то же время, не стоит сильно увлекаться различными видами наглядности, чтобы не рассеивать внимание учеников[3].
Итак, чтобы научить, ребенок должен сначала сам потрогать, посмотреть, измерить. Для этого и необходима наглядность, охватывающая все каналы восприятия человека. Качество дидактических материалов, технических средств, владение навыками их использования, условия для изготовления пособий, схем, фотографий, видеофильмов влияют на реализацию принципа наглядности.
Библиографический список
1. Ватагина, Е. В. Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования [Текст] /Е. В. Ватагина // Логопед. – 2015. - №10. – С. 10-15.
2.Методы обследования речи детей[Текст] /под ред.:Г.В. Чиркиной.-М.:АРКТИ,2010.-240с.
3. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И. М. Осмоловская. - М.: Академия, 2009. - 183с.