Реализация принципов информатизации образования в средней общеобразовательной школе
Реализация принципов информатизации образования в средней общеобразовательной школе
1. Новая парадигма информационно-учебного взаимодействия.
Изменение парадигмы учебного информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся (обучающимися) и интерактивным источником образовательного информационного ресурса, обладающего следующими дидактическими возможностями:
а) реализация незамедлительной обратной связи между пользователем и интерактивным источником учебной информации, развитых средств ведения интерактивного диалога;
б) предоставление любых объемов аудиовизуальной информации;
в) автоматизация процессов поиска, обработки, формализации, продуцирования, использования учебной информации;
г) моделирование, виртуальное представление изучаемых объектов, процессов явлений;
д) управление виртуально представленными объектами, процессами.
В
традиционно сложившейся системе обучения основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками информационного взаимодействия являются обучающий и обучаемые. В этом случае структура информационного взаимодействия образовательного назначения обобщенно может быть представлена в виде структуры:
В условиях информатизации образования, в случае информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся (обучающимися) и интерактивным источником учебной информации, реализованным на базе информационных и коммуникационных технологий, активность возможна со стороны всех трех участников взаимодействия, представленного в виде структуры:
2. Дидактические возможности ИКТ (на примере СОШ№44):
2.1. Совершенствование педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующим на базе ИКТ, например составление интерактивных учебных методических пособий, онлайн-курсы, образовательные ресурсы;
2.2. Совершенствование предметных методик, реализующих дидактические возможности ИКТ, в условиях изменения парадигмы информационного взаимодействия между преподавателем, обучающимися и интерактивным источником учебной информации (разработка новых, доработка используемых с учетом новой парадигмы);
2.3. Создание методических систем обучения, ориентированных на реализацию дидактических возможностей ИКТ и использование интерактивного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей (возможность использования ЦОР как на территории учебного заведения, так и вне его);
2.4. Методология внедрения стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров в СОШ№44:
2.4.1. Внедрение стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей ОВЗ, внеурочной деятельности, НШ и СШ по уровням и профилям подготовки;
2.4.2. Разработка стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки;
2.4.3. Разработка стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно-педагогическими кадрами в процессе научно-исследовательской деятельности для направлений подготовки основного общего образования и профильных классов школы.
3. Комплексная, многоуровневая, многопрофильная подготовка кадров информатизации
образования
Комплексность – в решении проблем ИО: социально-правовых, технико-технологических, дизайн-эргономических, содержательно-методических, психолого-педагогических.
Многоуровневость – в реализации подготовки по следующим уровням ИО:
Уровни | Специалист / название специалиста | Сроки | Документ об образовании |
техническая поддержка процесса ИО (СПО) | оператор IT поддержки техник-лаборант кабинета, оснащенного средствами ИКТ |
200-500 часов | сертификат |
технико-технологическая поддержка процесса ИО (СПО) | |||
организация процесса ИО в школе | методист-организатор ИО по программам реализации ФГОС | ||
1-е среднее специальное образование (СПО) или 1-е высшее профессиональное образование (ВПО) | | 2–3 года (500–1000 доп. часов) | диплом о среднем специальном образовании или диплом о высшем образовании (бакалавр) |
1-е высшее профессиональное образование (ВПО) | - информатик-аналитик; - организатор информатизации образования в учебном заведении (зам. директора) | 5 лет | диплом о высшем образовании |
аспирантура по ИО; докторантура по ИО | д.п.н., к.п.н., д.техн.н., к.техн.н. | 3 года | диплом д.п.н., к.п.н. |
Многопрофильность – в реализации следующих профилей подготовки (согласно структуре управления СОШ №44):
Профиль подготовки | Должность в СОШ 44. |
применение средств автоматизации процессов контроля знаний, умений и навыков, в том числе текущих | 1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 2. Школьное методическое объединение. |
применение технико-технологических средств поддержки процесса ИО в учебном заведении | 1. Оператор IT поддержки; 2. Лаборант кабинета информатики. |
применение средств ИКТ при решении нормативно-правовых и юридических проблем ИО | Зам. директора по безопасности и общим вопросам. |
применение средств ИКТ при организации ИО в учебном заведении | Руководитель информационно-библиотечного центра и школьного сайта. |
применение средств ИКТ | Логопед, психолог, учитель, преподаватель- организатор и т.д. |
средства ИКТ в управлении учебно-воспитательным процессом | зам. директора по воспитательной работе по воспитательной работе. |
Структура управления МОУ СОШ№44
4. Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании
Применение средств информационных и коммуникационных технологий в процессе информационного обеспечения образовательной деятельности и научно-педагогических исследований:
а) аппаратные средства (компьютер, проектор, устройства ввода информации, устройства мультимедиа, компьютерные сети: локальные и глобальные, устройства регистрации данных, в том числе показателей наполняемости электронного учебника и ведения отчетности по дисциплинам внеурочной деятельности;
б) программные средства (электронные учебники, поисковые системы интернета, тренажеры, тестовые среды, дистанционные курсы и др.);
в) программы симуляционного обучения (для направлений подготовки “ЮНАРМИЯ”, “Юный друг полиции (ЮДП) и “Юные инспектора ДПС (ЮИД)”.
Обеспечение научно-педагогической информацией в условиях функционирования корпоративной информационной сети научно-образовательного учреждения в СОШ №44 с помощью:
а) Электронный журнал “АСИОУ”;
б) Электронная библиотека СОШ №44;
в) Сообщество СОШ №44 в социальных сетях и мессенджерах.
Автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением посредством системы электронный документооборот 1С:Предприятие ( Документооборот, Составление расписаний, Питание и др.)
5. Сертификация педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, рекомендации по оборудованию кабинетов, оснащенных ИКТ
Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики СОШ №44:
а) Помещение кабинета ИВТ должно иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96;
б) Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру;
в) Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.
г) Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2);
Требования к помещениям кабинета ИВТ СОШ№44:
а) Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование" ч. I. "Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам", а также СанПиН 2.2.2.542-96;
б) Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается;
в) Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета;
г) Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации;
д) Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Требования к комплекту мебели в учебном кабинете СОШ №44:
а) Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат. Кабинет должен иметь мебель для:
организации рабочего места учителя;
организации рабочих мест обучающихся;
для рационального размещения и хранения средств обучения;
для организации использования аппаратуры.
б) Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.
в) Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску;
г) Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями;
д) Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.
Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники
а) Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске;
б) Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами;
в) На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями;
г) На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена таблица "Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ".
6. Предотвращение возможных негативных последствий использования ИКТ
6.1. Приоритетным является создание системы охраны здоровья учащихся, использующих в своей учебной деятельности ИКТ, в связи с этим:
6.1.1. Проведение исследований современного состояния проблемы воздействия использования ИКТ на развитие и состояние здоровья обучающегося и обучающего по трем направлениям — педагогическое, психологическое, физиолого-гигиеническое;
6.1.2. Разработка и обоснование психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, технико-экономических рекомендаций по использованию средств ИКТ с целью развития личности обучающегося, создания условий его комфортного существования в современном информационном обществе.
7. Трансфер-зоны СОШ №44
В связи с вышеозначенным спектром междисциплинарных проблем и задач, инициируемых использованием средств ИКТ в образовании, информатизация образования рассматривается, как трансфер-интегративная область научного знания, так как обеспечивает: во-первых, трансфер (от лат. transfero – переношу, перемещаю), то есть перенос (перемещение) определенных научных идей или научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки и практики её реализации; во-вторых, интегративная (от лат. integration – объединение в единое целое), то есть объединяющая в единое целое определенные части (зоны), которые зародились (образовались) в определенной науке и практики ее реализации в связи с феноменом трансфера.
При этом под трансфер-зоной будем понимать некоторую инновационную область научного знания и его практической реализации, которая возникла в определенной традиционной науке в связи с необходимостью решения научных проблем, привнесенных в эту науку в результате развития информатизации образования.
Традиционные науки | Трансфер-зоны | ||
1. Философия | 1.1. Наличие философии в средней школе обусловлено целью образования - подготовить творческого, активного специалиста (в котором заинтересовано государство) и активного гражданина (в котором заинтересован социум) | ||
1.2. Выделение роли философских наук в развитии мировоззрения педагога | |||
2. Педагогика | 2.1. Дидактика информатизации образования. Совершенствование педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучаемым/обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующем на базе ИКТ | 2.1.1. Совершенствование используемых методик обучения педагогического персонала, упор в обучении на освоение обучаемыми информационных систем, персонального компьютера и прикладного программного обеспечения на уровне уверенного пользователя | |
2.1.2. Использование преподавателем новейших средств ИКТ для обучения в СОШ №44, таких как: а) Аппаратные средства (компьютер, проектор, устройства ввода информации, устройства мультимедиа, компьютерные сети: локальные и глобальные, устройства регистрации данных, в том числе успеваемости учащихся; б) Программные средства (электронные учебники, поисковые системы интернета, тренажеры, тестовые среды, дистанционные курсы, технологии дополненной реальности); в) Программы симуляционного обучения | |||
2.1.3. Гигиенические ограничения на использование компьютеров: пересмотр гигиенических нормативов по использованию компьютеров, в результате будут выявлены факторы риска и выработаны модели безопасного использования. | |||
2.2. Методология разработки стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя СОШ№44 | 2.2.1. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей информатики и других специальностей СОШ№44 | ||
2.3.2. Внедрение стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки | |||
2.3.3. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно-педагогическими кадрами в процессе научно-исследовательской деятельности по различным профилям специальностей СОШ№44 | |||
2.4. Методология разработки стандартов в области использования обучаемыми средств ИКТ в учебной деятельности СОШ№44 по всем изучаемым дисциплинам перечня СО и ПСО, включая: а) профильная информатика; б) профильная математика; в) ОБЖ; г) предметы базового перечня программ освоения учащимися; д) “ЮНАРМИЯ”, “ЮДП”, “ЮИД” и др. | |||
3. Педагогическая психология | 3.1. Психология восприятия информационных компьютерных технологий (ИКТ) в повседневной деятельности техника информационных систем: а) в процессе создания внутренней информационной системы; б) в процессе сопровождения внутренней информационной системы; в) в процессе отладки и корректировки информационной системы. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) во время обучения: а) в локальных сетях; б) в глобальных сетях. | ||
3.2. Нанесение вреда учебному процессу при неумелом внедрении новых технологий и средств ИКТ, а в последствии неправильному психологическому и педагогическому воздействию на индивида | |||
3.3. Психологические особенности восприятия индивидом аудиовизуальной информации, представленной средствами ИКТ | |||
3.4. Влияние стиля преподавания на формирование восприятия индивидом средств ИКТ и использования ЦОР для педагогических специальностей | |||
4. Социальные науки | 4.1. Освоение социальных дисциплин (профессиональная этика, нормы ГО и ЧС, стандарты ФГОС и др.) в СОШ№44 с помощью распределенных в локальных и глобальных сетях ЦОР, специализированных педагогических сайтах и информационных ресурсах | ||
4.2. Социальная адаптация индивидов к новым технологиям, использующимся в современной педагогике: а) педагогические информационные системы (Инфоурок, Продлёнка, Электронная тетрадь и др.); б) современные средства ИКТ в преподавании дисциплин и контроля успеваемости; в) создание автоматизированных информационных систем. | |||
5. Технические науки | 5.1. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в образовании | 5.1.1. Автоматизация процессов взаимодействия и управления образовательным учреждением, используемые в СОШ№44: а) Школьный документооборот (1С:Предприятие 8. Документооборот); б) Системы разграничения прав доступа к внутренним образовательным ресурсам; в) Сетевая инфраструктура учреждения, обеспечивающая хранение и доступ к внутренним образовательным ресурсам. | |
5.1.2. Автоматизация деятельности учащихся: а) контроль успеваемости обучающихся в режиме онлайн; б) электронный журнал АСИОУ; в) доступ к электронной библиотеке СОШ№44 | |||
5.2. Знакомство обучающихся с современными средствами ИКТ в системе общего образования происходит на уроках информатики базового и профильного типа в СОШ№44 | |||
6. Медицинские науки | 6.1. Приоритетным является создание системы охраны здоровья учащихся, использующих в своей учебной деятельности ИКТ, в связи с этим: 6.1.1. Проведение исследований современного состояния проблемы воздействия использования ИКТ на развитие и состояние здоровья обучающегося и обучающего по трем направлениям — педагогическое, психологическое, физиолого-гигиеническое; 6.1.2. Разработка и обоснование психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, технико-экономических рекомендаций по использованию средств ИКТ с целью развития личности обучающегося, создания условий его комфортного существования в современном информационном обществе. | ||
6.2. Предотвращение возможных негативных медицинских последствий, связанных: - с нарушением эргономики рабочего места пользователя, оснащенного ИКТ; - недопустимым временным интервалом использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации; - использованием недопустимого объема и качества аудиовизуальной информации; - несоответствием представляемой информации на экране компьютера индивидуальным возможностям личности. | |||
6.3. Характеристика возможного негативного психолого-педагогического воздействия. | |||
7. Физиолого-гигиенические науки | 7.1. В данный момент для компьютеров, удовлетворяющих современным мировым стандартам, возможно обеспечение безопасного режима, включающее упражнения для глаз, кистей рук и так далее, не ограничивающее объем применения ИКТ в образовательном процессе. | ||
7.2. Разработка требований к применению ИКТ в образовательном процессе, ознакомление учащихся с данными требованиями и стандартами данной области | |||
8. Юридические науки | 8.1. Нормативно-правовая база регулирования интеллектуальной собственности представляет собой разветвленную систему, включающую в себя акты, различные по юридической силе, территории, на которую они распространяются, кругу лиц. Это: а) международно-правовые акты (принятые в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности и ее специализированных учреждений); б) федеральное законодательство; в) внутренние локальные акты учебного заведения СОШ№44 (Форма№ 2, Форма №4, формы строгой отчётности) | ||
8.2. Подписаны и регулярно продлеваются академические лицензионные соглашения 1С ( Предприятие, Питание, Расписание, Учёт) и Microsoft (пакет программ Office) | |||
8.3. Получение актуальной правовой и нормативной документации обеспечивается подписками на справочно-правовые системы «Гарант» и базу данных департамента образования ЯО. |