12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павловский Виталий Сергеевич123
Моё педагогическое кредо: "преподавание — искусство отдавать". Учу детей понимать окружающий мир, быть организованными, толерантными и творческими личностями. В своей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем.
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Реализация принципов информатизации образования в средней общеобразовательной школе


1. Новая парадигма информационно-учебного взаимодействия.

Изменение парадигмы учебного информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся (обучающимися) и интерактивным источником образовательного информационного ресурса, обладающего следующими дидактическими возможностями:

а) реализация незамедлительной обратной связи между пользователем и интерактивным источником учебной информации, развитых средств ведения интерактивного диалога;

б) предоставление любых объемов аудиовизуальной информации;

в) автоматизация процессов поиска, обработки, формализации, продуцирования, использования учебной информации;

г) моделирование, виртуальное представление изучаемых объектов, процессов явлений; 

д) управление виртуально представленными объектами, процессами.

Вt1611249766aa.png
традиционно сложившейся системе обучения
основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками информационного взаимодействия являются обучающий и обучаемые. В этом случае структура информационного взаимодействия образовательного назначения обобщенно может быть представлена в виде структуры:

t1611249766aa.png
В условиях информатизации образования, в случае информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся (обучающимися) и интерактивным источником учебной информации, реализованным на базе информационных и коммуникационных технологий, активность возможна со стороны всех трех участников взаимодействия, представленного в виде структуры:

t1611249766ab.png


2. Дидактические возможности ИКТ (на примере СОШ№44):

2.1. Совершенствование педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующим на базе ИКТ, например составление интерактивных учебных методических пособий, онлайн-курсы, образовательные ресурсы;

2.2. Совершенствование предметных методик, реализующих дидактические возможности ИКТ, в условиях изменения парадигмы информационного взаимодействия между преподавателем, обучающимися и интерактивным источником учебной информации (разработка новых, доработка используемых с учетом новой парадигмы);

2.3. Создание методических систем обучения, ориентированных на реализацию дидактических возможностей ИКТ и использование интерактивного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей (возможность использования ЦОР как на территории учебного заведения, так и вне его);

2.4. Методология внедрения стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров в СОШ№44:

2.4.1. Внедрение стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей ОВЗ, внеурочной деятельности, НШ и СШ по уровням и профилям подготовки;

2.4.2. Разработка стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки;

2.4.3. Разработка стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно-педагогическими кадрами в процессе научно-исследовательской деятельности для направлений подготовки основного общего образования и профильных классов школы.

3. Комплексная, многоуровневая, многопрофильная подготовка кадров информатизации

образования

Комплексность – в решении проблем ИО: социально-правовых, технико-технологических, дизайн-эргономических, содержательно-методических, психолого-педагогических.

Многоуровневость – в реализации подготовки по следующим уровням ИО:

Уровни

Специалист / название специалиста

Сроки

Документ об образовании

техническая поддержка процесса ИО (СПО)

оператор IT поддержки

техник-лаборант кабинета, оснащенного средствами ИКТ

200-500 часов

сертификат

технико-технологическая поддержка процесса ИО (СПО)

организация процесса ИО в школе

методист-организатор ИО по программам реализации ФГОС

1-е среднее специальное образование (СПО) или 1-е высшее профессиональное образование (ВПО)


преподаватель-организатор
(в области ИО)

2–3 года (500–1000 доп. часов)

диплом о среднем специальном образовании или диплом о высшем образовании (бакалавр)

1-е высшее профессиональное образование (ВПО)

- информатик-аналитик;
- информатик-менеджер (в области ИО)

- организатор информатизации образования в учебном заведении (зам. директора)

5 лет

диплом о высшем образовании

аспирантура по ИО; докторантура по ИО

д.п.н., к.п.н., д.техн.н., к.техн.н.

3 года

диплом д.п.н., к.п.н.


Многопрофильность – в реализации следующих профилей подготовки (согласно структуре управления СОШ №44):

Профиль подготовки

Должность в СОШ 44.

применение средств автоматизации процессов контроля знаний, умений и навыков, в том числе текущих

1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2. Школьное методическое объединение.

применение технико-технологических средств поддержки процесса ИО в учебном заведении

1. Оператор IT поддержки;

2. Лаборант кабинета информатики.

применение средств ИКТ при решении нормативно-правовых и юридических проблем ИО

Зам. директора по безопасности и общим вопросам.

применение средств ИКТ при организации ИО в учебном заведении

Руководитель информационно-библиотечного центра и школьного сайта.

применение средств ИКТ
в профессиональной деятельности преподавателя

Логопед, психолог, учитель, преподаватель- организатор и т.д.

средства ИКТ в управлении учебно-воспитательным процессом

зам. директора по воспитательной работе по воспитательной работе.


Структура управления МОУ СОШ№44


t1611249766ac.jpg


4. Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании

Применение средств информационных и коммуникационных технологий в процессе информационного обеспечения образовательной деятельности и научно-педагогических исследований:

а) аппаратные средства (компьютер, проектор, устройства ввода информации, устройства мультимедиа, компьютерные сети: локальные и глобальные, устройства регистрации данных, в том числе показателей наполняемости электронного учебника и ведения отчетности по дисциплинам внеурочной деятельности;

б) программные средства (электронные учебники, поисковые системы интернета, тренажеры, тестовые среды, дистанционные курсы и др.);

в) программы симуляционного обучения (для направлений подготовки “ЮНАРМИЯ”, “Юный друг полиции (ЮДП) и “Юные инспектора ДПС (ЮИД)”.


Обеспечение научно-педагогической информацией в условиях функционирования корпоративной информационной сети научно-образовательного учреждения в СОШ №44 с помощью:

а) Электронный журнал “АСИОУ”;

б) Электронная библиотека СОШ №44;

в) Сообщество СОШ №44 в социальных сетях и мессенджерах.


Автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением посредством системы электронный документооборот 1С:Предприятие ( Документооборот, Составление расписаний, Питание и др.)


5. Сертификация педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, рекомендации по оборудованию кабинетов, оснащенных ИКТ

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики СОШ №44:

а) Помещение кабинета ИВТ должно иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96;

б) Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру;

в) Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.

г) Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2);


Требования к помещениям кабинета ИВТ СОШ№44:

а) Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование" ч. I. "Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам", а также СанПиН 2.2.2.542-96;

б) Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается;

в) Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета;

г) Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации;

д) Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.


Требования к комплекту мебели в учебном кабинете СОШ №44:


а) Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат. Кабинет должен иметь мебель для:

организации рабочего места учителя;

организации рабочих мест обучающихся;

для рационального размещения и хранения средств обучения;

для организации использования аппаратуры.


б) Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.

в) Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску;

г) Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями;

д) Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.


Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

а) Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске;

б) Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами;

в) На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями;

г) На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена таблица "Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ".


6. Предотвращение возможных негативных последствий использования ИКТ

6.1. Приоритетным является создание системы охраны здоровья учащихся, использующих в своей учебной деятельности ИКТ, в связи с этим:

6.1.1. Проведение исследований современного состояния проблемы воздействия использования ИКТ на развитие и состояние здоровья обучающегося и обучающего по трем направлениям — педагогическое, психологическое, физиолого-гигиеническое;

6.1.2. Разработка и обоснование психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, технико-экономических рекомендаций по использованию средств ИКТ с целью развития личности обучающегося, создания условий его комфортного существования в современном информационном обществе.


7. Трансфер-зоны СОШ №44


В связи с вышеозначенным спектром междисциплинарных проблем и задач, инициируемых использованием средств ИКТ в образовании, информатизация образования рассматривается, как трансфер-интегративная область научного знания, так как обеспечивает: во-первых, трансфер (от лат. transfero – переношу, перемещаю), то есть перенос (перемещение) определенных научных идей или научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки и практики её реализации; во-вторых, интегративная (от лат. integration – объединение в единое целое), то есть объединяющая в единое целое определенные части (зоны), которые зародились (образовались) в определенной науке и практики ее реализации в связи с феноменом трансфера.

При этом под трансфер-зоной будем понимать некоторую инновационную область научного знания и его практической реализации, которая возникла в определенной традиционной науке в связи с необходимостью решения научных проблем, привнесенных в эту науку в результате развития информатизации образования.



t1611249766ad.gif


Традиционные науки

Трансфер-зоны

1. Философия

1.1. Наличие философии в средней школе обусловлено целью образования - подготовить творческого, активного специалиста (в котором заинтересовано государство) и активного гражданина (в котором заинтересован социум)

1.2. Выделение роли философских наук в развитии мировоззрения педагога

2. Педагогика

2.1. Дидактика информатизации образования. Совершенствование педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучаемым/обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующем на базе ИКТ

2.1.1. Совершенствование используемых методик обучения педагогического персонала, упор в обучении на освоение обучаемыми информационных систем, персонального компьютера и прикладного программного обеспечения на уровне уверенного пользователя

2.1.2. Использование преподавателем новейших средств ИКТ для обучения в СОШ №44, таких как:

а) Аппаратные средства (компьютер, проектор, устройства ввода информации, устройства мультимедиа, компьютерные сети: локальные и глобальные, устройства регистрации данных, в том числе успеваемости учащихся;

б) Программные средства (электронные учебники, поисковые системы интернета, тренажеры, тестовые среды, дистанционные курсы, технологии дополненной реальности);

в) Программы симуляционного обучения

2.1.3. Гигиенические ограничения на использование компьютеров: пересмотр гигиенических нормативов по использованию компьютеров, в результате будут выявлены факторы риска и выработаны модели безопасного использования.

2.2. Методология разработки стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя СОШ№44

2.2.1. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей информатики и других специальностей СОШ№44

2.3.2. Внедрение стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки

2.3.3. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно-педагогическими кадрами в процессе научно-исследовательской деятельности по различным профилям специальностей СОШ№44

2.4. Методология разработки стандартов в области использования обучаемыми средств ИКТ в учебной деятельности СОШ№44 по всем изучаемым дисциплинам перечня СО и ПСО, включая:

а) профильная информатика;

б) профильная математика;

в) ОБЖ;

г) предметы базового перечня программ освоения учащимися;

д) “ЮНАРМИЯ”, “ЮДП”, “ЮИД” и др.

3. Педагогическая психология

3.1. Психология восприятия информационных компьютерных технологий (ИКТ) в повседневной деятельности техника информационных систем:

а) в процессе создания внутренней информационной системы;

б) в процессе сопровождения внутренней информационной системы;

в) в процессе отладки и корректировки информационной системы.

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) во время обучения:

а) в локальных сетях;

б) в глобальных сетях.

3.2. Нанесение вреда учебному процессу при неумелом внедрении новых технологий и средств ИКТ, а в последствии неправильному психологическому и педагогическому воздействию на индивида

3.3. Психологические особенности восприятия индивидом аудиовизуальной информации, представленной средствами ИКТ

3.4. Влияние стиля преподавания на формирование восприятия индивидом средств ИКТ и использования ЦОР для педагогических специальностей

4. Социальные науки

4.1. Освоение социальных дисциплин (профессиональная этика, нормы ГО и ЧС, стандарты ФГОС и др.) в СОШ№44 с помощью распределенных в локальных и глобальных сетях ЦОР, специализированных педагогических сайтах и информационных ресурсах

4.2. Социальная адаптация индивидов к новым технологиям, использующимся в современной педагогике:

а) педагогические информационные системы (Инфоурок, Продлёнка, Электронная тетрадь и др.);

б) современные средства ИКТ в преподавании дисциплин и контроля успеваемости;

в) создание автоматизированных информационных систем.

5. Технические науки

5.1. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в образовании

5.1.1. Автоматизация процессов взаимодействия и управления образовательным учреждением, используемые в СОШ№44:

а) Школьный документооборот (1С:Предприятие 8. Документооборот);

б) Системы разграничения прав доступа к внутренним образовательным ресурсам;

в) Сетевая инфраструктура учреждения, обеспечивающая хранение и доступ к внутренним образовательным ресурсам.

5.1.2. Автоматизация деятельности учащихся:

а) контроль успеваемости обучающихся в режиме онлайн;

б) электронный журнал АСИОУ;

в) доступ к электронной библиотеке СОШ№44

5.2. Знакомство обучающихся с современными средствами ИКТ в системе общего образования происходит на уроках информатики базового и профильного типа в СОШ№44

6. Медицинские науки

6.1. Приоритетным является создание системы охраны здоровья учащихся, использующих в своей учебной деятельности ИКТ, в связи с этим:

6.1.1. Проведение исследований современного состояния проблемы воздействия использования ИКТ на развитие и состояние здоровья обучающегося и обучающего по трем направлениям — педагогическое, психологическое, физиолого-гигиеническое;

6.1.2. Разработка и обоснование психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, технико-экономических рекомендаций по использованию средств ИКТ с целью развития личности обучающегося, создания условий его комфортного существования в современном информационном обществе.

6.2. Предотвращение возможных негативных медицинских последствий, связанных:

- с нарушением эргономики рабочего места пользователя, оснащенного ИКТ;

- недопустимым временным интервалом использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации;

- использованием недопустимого объема и качества аудиовизуальной информации;

- несоответствием представляемой информации на экране компьютера индивидуальным возможностям личности.

6.3. Характеристика возможного негативного психолого-педагогического воздействия.

7. Физиолого-гигиенические науки

7.1. В данный момент для компьютеров, удовлетворяющих современным мировым стандартам, возможно обеспечение безопасного режима, включающее упражнения для глаз, кистей рук и так далее, не ограничивающее объем применения ИКТ в образовательном процессе.

7.2. Разработка требований к применению ИКТ в образовательном процессе, ознакомление учащихся с данными требованиями и стандартами данной области

8. Юридические науки

8.1. Нормативно-правовая база регулирования интеллектуальной собственности представляет собой разветвленную систему, включающую в себя акты, различные по юридической силе, территории, на которую они распространяются, кругу лиц.

Это:

а) международно-правовые акты (принятые в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности и ее специализированных учреждений);

б) федеральное законодательство;

в) внутренние локальные акты учебного заведения СОШ№44 (Форма№ 2, Форма №4, формы строгой отчётности)

8.2. Подписаны и регулярно продлеваются академические лицензионные соглашения 1С ( Предприятие, Питание, Расписание, Учёт) и Microsoft (пакет программ Office)

8.3. Получение актуальной правовой и нормативной документации обеспечивается подписками на справочно-правовые системы «Гарант» и базу данных департамента образования ЯО.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.