12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Игнатова Лариса Евгеньевна24

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе



МБОУ СОШ № 6 им. Сахнова В. И., г. Лобня

учитель математики Игнатова Лариса Евгеньевна


Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Д.Б.Шоу


Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХΙ века требует новых знаний и умений. Ответ на вопрос, какие качества и способности необходимы ему, выражается в попытках описать, нарисовать идеальный образ современного человека. Он предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы автономно и в группе, готов постоянно учиться, находить и применять нужную информацию. Это актуализирует задачи развития личности обучающегося, является важнейшим ориентиром в модернизации российского образования.

Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Основной задачей введения ФГОС является научно-методическое сопровождение реализации компетентностного обучения и одного из его важнейших направлений – системно-деятельностного подхода. Современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, то есть развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит и от компетентности учителя.


Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических ифизиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Системно-деятельностный подход предусматривает:

наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Системно-деятельностный подход способствует:

Формированию ключевых компетентностей обучающихся:

информационных

коммуникативных

познавательных

социальных

личностных

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов полного общего образования нового поколения.


Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты. Имея методологические знания, ребята учатся применять приобретённые способы деятельности, комбинировать их и создавать новые. Организуя работу учащихся над проектами и их защиту, учитель включает ребят в самостоятельные познавательные исследования, используя принцип научности. Причем, обучающиеся самостоятельно добывают знания с использованием не только текстовых источников информации, но и интернет-ресурсов, обучающих мультимедийных дисков. Учащиеся создают собственные презентации, которые освещают проектный способ постижения учебного материала.

При системно-технологическом уровне работы учителя реализуется целостная структура учебной деятельности (шагов) и система дидактических принципов


Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.


принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.).

принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.

принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

урок построения системы знаний;

уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока открытия нового знания

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

1) Сформулировать основную цель урока («надо») – открыть новые знания.

2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).

3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

Организовать актуализацию знаний, достаточных для восприятия нового знания.

Организовать перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках (эталоны).

Организовать обобщение актуализированных знаний.

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для восприятия нового знания (анализ, сравнение, обобщение, аналогия и пр.).

Организовать пробное учебное действие – самостоятельное выполнение учащимися задания, связанного с применением нового знания, запланированного для введения на уроке.

6) Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

III Выявление места и причин затруднения

Цель: выявления места и причины затруднения является осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.

1) анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия;

2) фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний:

а) для выполнения всего задания (сразу);

б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа);

в) для обоснования своей гипотезы (при попытке предъявить критерий).

3) выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»).

IV Построение проекта выхода из затруднения

Цель: проектирование учащимися процесса построения нового знания

1) поставили цель своей учебной деятельности (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

2) предложили и согласовали тему урока (учитель при необходимости может ее уточнить);

3) определили способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;

4) составили план реализации поставленной цели.

V Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового знания и определение области его применения

1)  реализовали построенный проект в соответствии с планом (в ходе реализации проекта учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, выполняют предметные действия с моделями, схемами и т.д., применяют новое знание для решения задачи, вызвавшей затруднение);

2)  зафиксировали новое знание в речи и знаках (с помощью эталона);

3)  соотнесли построенное новое знание с учебником или другим критерием истинности (образец, справочник, энциклопедия и пр.);

4)  зафиксировали преодоление затруднения;

5)  уточнили общий характер нового знания и область его применения.

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.

2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика

VIII Включение в систему знаний и повторение

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать выявление и фиксирование учащимися типов заданий, где используется новое знание.

2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.

3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

IX Рефлексия учебной деятельности

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать соотнесение цели и результатов, фиксацию степени их соответствия.

3) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке.

4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока рефлексии

I Мотивация к коррекционной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме коррекционной деятельности) на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

Сформулировать основную цель урока («надо») – научиться применять изученные знания и при необходимости исправить ошибки.

Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться коррекционную деятельность («хочу»).

Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

в самостоятельной работе

Цель: подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений.

Организовать повторение учащимися знаний, запланированных для рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.).

Организовать фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках (эталоны1) и их обобщение.

Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).

Организовать выполнение самостоятельной работы (СР № 1) с фиксацией в каждом задании используемых эталонов

Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).

6) Зафиксировать необходимость проведения дальнейшей самопроверки (для выявления причин своих затруднений либо обоснования правильности выполнения СР № 1).

III Локализация затруднения

Цель: организовать выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие).

В ходе пошагового сопоставления работ с эталоном для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи) организовать:

выявление учащимися места и причины затруднений;

либо фиксацию отсутствия затруднений в ходе выполнения заданий и их обосновании.

IV Коррекция выявленных затруднений

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа

) Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих учебных действий.

2) Организовать согласование плана достижения этих целей (на основе известного алгоритма самопроверки и исправления ошибок).

3) Организовать реализацию согласованного плана действий:

Для учащихся, допустивших ошибки:

организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки.

организовать выполнение заданий на те знания, применение которых вызвало затруднение (часть заданий может войти в домашнюю работу).

организовать самопроверку тренировочных заданий по образцу.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме (или предложить им выступить в роли консультантов для учащихся, допустивших ошибки).

V Обобщение затруднений во внешней речи

Цель: организовать закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение

Для учащихся, допустивших ошибки:

1) Организовать обсуждение типовых затруднений.

2) Организовать проговаривание учащимися, тех определений, правил, свойств, которые вызвали затруднение.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

продолжают выполнение заданий более высокого уровня сложности (или выступают в роли консультантов).

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа, и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для учащихся, допустивших ошибки:

1) Организовать выполнение СР № 2, аналогичной СР № 1 (учащиеся выбирают и выполняют только задания, аналогичные тем, в которых они допустили ошибки).

2) Организовать самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.

3) Организовать фиксацию преодоления возникшего затруднения или фиксацию его сохранения.

4) Зафиксировать индивидуальный успех учащихся в коррекционной деятельности, создать общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

Организовать самопроверку выполняемых ими дополнительных заданий по подробному образцу и создать (по возможности) ситуацию успеха.

VII Включение в систему знаний и повторение

Цель: организовать выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме.

2) Организовать выполнение заданий на повторение и на подготовку к изучению следующих тем.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности

1) Организовать фиксацию учащимися цели и способа коррекционной деятельности (алгоритма самопроверки и исправления ошибок).

2) Организовать перечисление понятий и способов действий, вызвавших затруднение.

3) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

4) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке.

5) При необходимости определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке.

6) Организовать выявление направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Урок построения системы знаний

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

Сформулировать основную цель урока («надо») – систематизировать изученное.

Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться коррекционную деятельность («хочу»).

Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся к систематизации изученных знаний (в завершение изучения некоторого раздела).

Организовать актуализацию учащимися всех элементов системы, которую предполагается построить (понятий, фактов, способов действий, процессов и пр.).

Организовать перечисление и фиксацию ими актуализированных объектов в речи и знаках (эталоны)2

3) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для проблемного введения нового знания (анализ, сравнение, обобщение, аналогия и пр.).

4) Организовать пробное действие – самостоятельное выполнение индивидуального задания, связанного с построением связей и отношений между изученными объектами.

5) Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

Цель: систематизировать изученные учащимися знания, установить с помощью подводящего или побуждающего диалога взаимосвязи между ними.

Зафиксировать причину затруднения – каких именно знаний не хватает для построения системы изученных знаний.

Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения).

Сформулировать и согласовать тему урока и план изучения нового

Организовать проблемное изложение нового знания (подводящий или побуждающий диалог) с опорой на план.

Организовать использование учащимися различных источников информации и/или действий с моделями (схемами, таблицами, формулами и пр.).

Организовать фиксацию построенной системы знаний в речи и знаках (с помощью таблицы, схемы или прочих форм, отражающих связи и отношения между элементами построенной системы).

Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися связей и отношений между элементами построенной системы.

1) Организовать выполнение (фронтально, в группах, в парах) заданий, в которых учащиеся восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке и пр.

2) Организовать проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание о связях и отношениях между элементами построенной системы в типовых условиях и коррекцию допущенных ошибок.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение знаний о связях и отношениях между элементами построенной системы.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать выполнение учащимися заданий, в которых они расширяют свои представления о построенной системе, границах ее применения и связях с другими известными системами.

2) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать соотнесение цели и результатов, фиксацию степени их соответствия.

3) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке.

4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).



Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Завершающая контрольная работа должна быть предложена уче­никам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль — по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя — вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

написание учащимися варианта контрольной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

1-й урок. Проведение контрольной работы

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме контрольно-коррекционной деятельности) на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

1) Сформулировать основную цель урока («надо») – проконтролировать (оценить) усвоение изученного.

2) Актуализировать критерии выставления отметки («надо»).

3) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»).

4) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

в контрольной работе

Цель: подготовить учащихся к самоконтролю и рефлексивному анализу своих знаний и умений, организовать самоконтроль и самооценку.

Организовать перечисление учащимися знаний, запланированных для контроля (определений, алгоритмов, свойств и т.д.).

Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).

Организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы № 1 (КР № 1).

Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).

Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по известному критерию.

2-й урок. Анализ контрольной работы (после проверки учителем)

Для учащихся, не допустивших ошибки: организовать на этапах IIIVI выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме или заданий пропедевтического характера, либо предложить им выступить в роли консультантов для тех учащихся, которым нужна помощь.

Для учащихся, допустивших ошибки: организовать прохождение этапов IIIVI.

На этапах VIIIX обе группы учащихся работают вместе.

III Локализация затруднений

Цель: организовать выявление учащимися, допустившими ошибки, места и причины собственных затруднений в КР № 1.

1) Актуализировать основную цель урока.

2) Организовать перечисление учащимися знаний, запланированных для рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.).

3) Проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и, если потребуется, согласовать отметки учеников с отметками учителя.

4) В ходе пошагового сопоставления контрольных работ с эталоном для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи) организовать:

выявление учащимися места и причины затруднений;

либо фиксацию отсутствия затруднений в ходе выполнения заданий и их обосновании.



Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. Для учителя это означает, что он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».


Системно-деятельностный подход, включающий в себя следующую последовательность деятельностных шагов, дает ответ на вопрос «Как учить?»:

- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение способа действия позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- рефлексия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать можно только в процессе деятельности.


Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия… И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно-деятельностного подхода.

Школа не изменится от появления новых учебников, программ, концепций и даже новых стандартов. Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность, образ мышления. И одной из главных проблем в рамках государства является то, как помочь учителю, что нужно предложить ему, чтобы он нашел в себе силы и желание бесконечно постигать новое, сумел в чем-то изменить свое мировоззрение, по-другому посмотрел на ребенка.

Многое, если не все, зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке. Поэтому нам, учителям необходимо овладевать новыми образовательными технологиями, с помощью которых было бы возможно реализовывать требования новых стандартов.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой



1

2

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.