Статья на тему «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе»
Варварина Оксана Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №1»,
Россия, г. Липецк
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.
Использование этого подхода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Напомню, уроки введения нового знания имеют определенную структуру (видите на экране):
Я бы хотела остановиться на каждом из этапов урока и предложить разные приёмы работы, используемые учителями начальных классов в рамках именно системно-деятельностного подхода.
Итак, этап «Мотивирование к учебной деятельности» (организационный момент).
На этом этапе урока задача учителя включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи. Использует приёмы: «Психологический тренинг», "Театрализация", "Рифмованное начало уроков", "Эпиграф к уроку".
Например:
- Начинается урок.
- ППожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.
-Как всегда нам предстоят новые исследования и открытия. Давайте вспомним пройденный материал. Он пригодится нам сегодня на уроке.
Следующий этап «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии»
На этом этапе идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Можно использовать следующие приёмы: «Да – нет – ка», «Раздели на группы», «Вопросы по установлению причинно – следственных связей», «Лови ошибку» и другие. Рассмотрим на примере урока русского языка в 1 классе по теме «Имя существительное».
1. -Что вы любите делать больше всего? (Играть)
- Тогда я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». (Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»).
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Да
- В слове обязательно должен быть суффикс? Нет
- В слове вьюга пишется Ъ знак? Нет
- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? Да
-В слове яблоко первый звук [й]? Да
- Слова глупый и умный – антонимы? Да
- В слове пошел приставка по-? Да
- Приставка стоит после корня? Нет
- Подлежащее может быть только существительным? Да. Нет
- Мы с вами уже все знаем об имени существительном? Да. Нет
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить, кто прав? (Конечно, хотим. А как?)
- Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.
Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.
(Дерево, смелость, бег, красиво, бежать, собака)
- А теперь давайте проверим, правильно ли вы выписали.
- Почему же, вы, допустили ошибки? (Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы).
- Как вы, думаете, в чем трудность? (Мы ещё не всё знаем об имене существительном).
Этап «Постановка учебной задачи»
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Использует такие приёмы как «Яркое пятно», «Подводящий диалог», «Вопрос на ошибку», «Проблемная ситуация с «затруднением» и другие. Рассмотрим на примере урока математики в 1 классе по теме «Вычитание чисел из 8 и 9»
На доске для каждого ряда записаны примеры.
I ряд |
II ряд |
III ряд |
||||
8-6 |
5-3 |
7-7 |
6-2 |
4-0 |
8-7 |
|
2+4 |
9-4 |
6-6 |
9-3 |
9-5 |
5-2 |
|
9+1 |
5-2 |
8-5 |
5-2 |
7-0 |
6-3 |
- Работая в парах по рядам, вам надо определить: Какое выражение отличается от двух других?
- Работаем в парах дружно, не мешая друг другу. Когда ответ будет готов, поднимаем руки.
- Ответы детей: 8-6, 9-4, 8-5, 9-3, 9-5, 8-7.
- Разделите оставшиеся выражения на две группы.
- 1 группа: 8-6, 8-5, 8-7; 2 группа: 9-4, 9-3, 9-5.
-Решите примеры и покажите результаты вычислений на арифметическом веере.
- Ребята, что вы заметили? (Получались разные ответы)
- Как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)
- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как вычитать числа)
- Какая же тема урока? (Вычитание чисел из 8 и 9) (ЩЕЛЧОК)
- Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
1. Учиться вычитать числа из 8 и 9.
2. Решать задачи на вычитание с числами 8 и 9.
3. Повторять состав чисел 8 и 9.
Таким образом, учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
На этапе «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Приёмы, которые можно использовать на данном этапе: «Проблемный поиск», «Пары сменного состава», «Облака мыслей» и другие.
Рассмотрим на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме «Засушливые зоны умеренного пояса»
- Продолжаем наше путешествие. Догадайтесь, какая природная зона ждёт нас впереди. Учитель читает стихотворение (на экране).
А зовется это... (Степь.)
- Что такое степь? (предположения учащихся).
- Где можно найти ответ на этот вопрос?
- В «Толковом словаре».
- В конце нашего учебника тоже есть Толковый словарик (стр. 121). Как там даётся определение степи?
- Где расположилась зона степей, какой климат, растительный и животный мир степи? Вы узнаете, посмотрев видеоролик «Прогулка по степи».
-Согласитесь, какая красота. Продолжим наше знакомство с зоной степей. Я предлагаю вам разбиться на группы, изучить материал учебника и заполнить таблицу «Зона степей», а помогут вам в этом маршрутные листы. Приступили к работе.
(Самостоятельная работа в группах). Работа по учебнику
Детям дается задание (расположение степей, климат, почва, растения, животные, питание) (таблица на экране).
(Отчёты групп)
- Где расположена зона степей?
- Какой климат?
- Какие почвы?
- Что вы узнали о растениях степной зоны?
- Что вы узнали о животных степной зоны?
- Как живые организмы степей связаны друг с другом в пищевые цепи?
(Составляют цепи питания из карточек у доски)
- Все группы отчитались, и у нас получилась вот такая таблица. Возьмите на своих столах листы жёлтого цвета и просмотрите её ещё раз внимательно. На что вы обратили внимание?
- В степях самая плодородная почва, тепло, дождей почти столько сколько в лесной зоне, - а лесов нет… В чём же дело?
Ответы детей
-Мы думаем, что деревьям жарко. Здесь очень тепло. Люди вырубили все деревья. Солнце высушивает поверхность земли. Ветра.
-Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее провели.
Проанализировав опыты, с учащимися пришли к выводу: при одинаковой температуре вода испаряется быстрее с более широкой и ровной поверхности.
- Мы считаем, что поверхность листьев достаточно большая. Поэтому вода будет испаряться быстро. В данных условиях при нехватке воды дерево может просто засохнуть.
Далее заранее подготовленные учащиеся рассказали о том, как приспособились растения и животные к жизни в степи.
Итак, мы видим, что на данном этапе урока присутствует деятельность, а не просто объяснение учителя и задания репродуктивного характера.
На этапе «Первичное закрепление» учитель проводит коллективную работу по составлению инструкции и выполняются задания с комментированием у доски. Приёмы: «Аукцион», «Феномен», «Учимся сообща» и другие. Рассмотрим на примере урока русского языка в 3 классе по теме «Слово. Буквы непроизносимых согласных в корне слова»
- По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?
1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [сн], гигантский – звуки [нск]
Щелчок
- Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?
2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.
[сн]
Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем
лесной.
[нск]
Гигантский – гиганты. Появился звук [т]. Надо писать гигантский.
Щелчок
- Как обозначить орфограмму?
3. Пишу слово.
4 . Проверяю написание. Обозначаю орфограмму.
Гигантский - гиганты
Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?
- Спишите, обозначьте орфограмму. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.
Тростинка – трос_ник
Солнышко – со_нце
Власти – влас_ный
Прелести – прелес_ный
Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)»
На этом этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Приёмы: «Цифровой диктант», «Буквенный диктант», «Тренировочная самостоятельная работа» и другие. Рассмотрим на примере урока математики в 4 классе по теме «Единицы времени. Век»
- Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Учитель предлагает учащимся дифференцированные задания:
КРАСНЫЙ СЕКТОР – право на 2 ошибки, максимальная отметка «4».
ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР– право на1 ошибку, максимальная отметка «4».
ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР - без ошибок.
Задачи на экране
- Проверьте правильность выполнения заданий.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Этап «Включение нового знания в систему знаний и повторение»
Учитель предлагает учащимся задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Приёмы: «Приведи примеры», «Почини цепочку», «Составь» и другие. Рассмотрим на примере урока русского языка в 4 классе по теме «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться».
- Восстановите пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Без труда хле.. тому есть чем г..рди...ся.
Кто любит труди...ся, что дело мастера бои...ся.
Недаром г..в…ри...ся, (не)роди...ся никогда.
Этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)»
На данном этапе учащиеся подводят итог уроку, дают самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Приёмы: «Опрос – итог», «Тонкий и толстый вопрос», «Синквейн» и другие. Рассмотрим на примере урока литературного чтения во 2 классе по теме «Л. Н.Толстой «Лебеди». Определение жанра произведения».
- Подведём итог нашего урока, составив «Синквейн».
Надеюсь, что все присутствующие знакомы с этой формой.
Вот что получается у детей.
Лебеди Лебедь
Чистые, нежные Одинокий, молодой
Летят, устали, не останавливаются Летит, опускается, догоняет
Белоснежное диво природы Всё преодолеет
Прекрасные Герой
- Оцените урок, выбрав к каждому вопросу ответ:
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким /длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Моё настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / не интересен лёгким / трудным |
Цели нашего урока |
достигнуты /не достигнуты |
- Оцените свою работу, заполнив лист «Самооценки»
Лист самооценки
Рассмотрев некоторые примеры с уроков, мы видим: системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности. Другими словами, это целеустремленная система, нацеленная на результат, где возможна реальная обратная связь.
Список использованной литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2011.
Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2013.
Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.
Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.
Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.